Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

1-й летний лагерный сбор КЮФ (август 1959 года)

Режим дня летнего лагерного сбора КЮФ

7.00 — подъем для дежурного отряда и звеньев, дежурных по отрядным «камбузам»

8.00 — общий подъем

8.10-8.20 — зарядка

8.20-8.40 – умывание

8.40-9.00 – линейка

9.00-10.00 – завтрак

10.00-14.00 – общекоммунарские, отрядные, звеньевые дела (возможен Общий сбор после завтрака или перед обедом)

14.00-17.00 – обед и послеобеденный отдых

16.00-17.00 – сбор Совета Коммуны

17.00-19.00 – общекоммунарские, отрядные, звеньевые дела

19.00-21.00 – ужин и отдых

21.00-22.30 – общий сбор у огонька

22.30-23.00 – умывание и отход ко сну

23.00-8.00 – сон

Состав штаба Коммуны

1. Борисова Л. Г. – начальник Штаба, Председатель Совета Коммуны

2. Мазо Галя – секретарь Штаба Коммуны

3. Гусева Марина – секретарь Штаба Коммуны

4. Иванов Витя – вожатый 1-го отряда

5. Панова Нина – помощник вожатого 1-го отряда

6. Смирнова Ира – вожатая 2-го отряда

7. Яковлева Наташа – вожатая 3-го отряда

8. Камбалина Галя – помощник вожатого 3-го отряда

9. Голикова Таня – вожатая 4-го отряда

10. Голубева Маша – помощник вожатого 4-го отряда

11. Повинский Миша – вожатый 5-го отряда

12. Королёва Тамара – вожатая 6-го отряда

Распределение поручений на период подготовки и проведения летнего лагерного сбора

1. Состав Коммуны на период летнего лагерного сбора
- личные списки
- раздача инструкций каждому коммунару, звену, отряду
Отв. — Гусева М., Мазо Г.
2. Символика и атрибутика Коммуны
- Знамя, отрядные флаги, горн и барабан
- портреты В. И. Ленина и М. В. Фрунзе
- лозунги
- вымпелы для соревнования
- Книга решений Совета и общего сбора Коммуны
- лист учёта соревнований между отрядами
- лист дежурства по лагерю (обязанности и график)
- дипломы о присвоении звания (200 штук)
- нарукавные знаки «Пионера-мастера» по специальности «краевед-тимуровец»
- список и тексты песен (общекоммунарских)
- подписка на газеты
- книги о Ленине и Фрунзе
- материалы для рукописных отрядных журналов (бумага и т. д.)
- открытки для награждения
Отв. — Мазо Г., Гусева М.
3. К «Тимуровскому рейду» по Рощинскому району
- карта района
- сведения о нём
- литература по краеведению и туризму (список для отрядов)
- туристское снаряжение
- трудовые инструменты
- оборудование для игр на воздухе
- подарки сельским ребятам
- связь с Рощинским РК КПСС и РК ВЛКСМ
Отв. — Королёва Т., Яковлева Н., Камбалина Г.
4. К игре «Встречная разведка»
- примерный план игры
- инвентарь («оружие»)
- связь с районным отделением ДОСААФ
Отв. — Повинский М., Иванов В.
5. К фестивалю «Россия — Родина моя»
- примерный план фестиваля
- список литературы
- песни, пляски
- инвентарь для игр
- материалы для оформления
- связь с Этнографическим музеем
Отв. — Голикова Т., Голубева М.
6. Материальная часть лагеря и связь с туристами Отв. — Шапиро Ф. Я.

Список снаряжения и оборудования для летнего лагерного сбора Коммуны

1. Личное снаряжение каждого коммунара

Спортивный костюм (тренировочный)

Пионерская форма

Коммунарский значок

Теплая куртка или пальто

Теплые шаровары (лыжные) или брюки

Ботинки, тапочки

Майка (2 шт.)

Трусики (2 шт.)

Носки (3 пары)

Плавки (для мальчиков), купальник (для девочек)

Лёгкий головной убор

Одеяло, две простыни

Миска, ложка, кружка, перочинный нож

Полотенце (2 шт.), полотенце для ног (1 шт.)

Мыло, зубная щётка, зубной порошок, мочалка

Нитки, иголка, булавки, пуговицы запасные

Гребешок, ленты цветные (для девочек)

Носовые платки (не менее двух)

Рюкзак или вещевой мешок

Компас ученический

Визирная (трёхгранная) линейка

Карандаши простые (3 шт.)

Стирательная резинка

Тетрадь для рисования

Авторучка

Записная книжка или блокнот (за 20 коп.)

Картонная (твёрдая) папка для бумаг

Тетради в клеточку тонкие (2 шт.)

Бечёвка (несколько метров)

Бумажные верёвочки (в неограниченном количестве)

Топорик туристский

Спички

Конверты с марками или открытки

2. Снаряжение и оборудование каждого звена

Звеньевой флажок

Карта Рощинского района

Сигнальные флажки (2 комплекта)

Трещётка-«пулемёт»

Топоры (2 шт.)

Пилы-ножовки (2 шт.)

Молотки (3 шт.)

Рубанки (2 шт.)

Стамески, долото (по 2 шт.)

Напильники (2 шт.)

Гвозди разные

Верёвка бельевая (10 метров)

Подарки сельским ребятам

Мяч волейбольный

Мячи арабские (не менее одного)

Бумага цветная

Ножницы

Клей

Коробка кнопок

Плакатные перья или трубочки

Карандаши цветные (не менее двух коробок)

Краски (акварельные и масляные), кисточки

Чернила для авторучки

Тряпки чистые всех цветов, старые газеты, обёрточная бумага

Аптечка

Сапожная щётка и крем

Платяная щётка

Фонарики (не менее двух)

Фотоаппарат

3. Снаряжение и оборудование каждого отряда

Отрядный флаг

Горн и барабан

Библиотечка (книги о героях, по туризму, играм, к фестивалю, песенники)

Палатки (5 шт.)

Вёдра с чехлами (3 шт.)

Разливательная ложка

Снаряжение для спец. бригад: ботаников, зоологов, геологов, гидрологов, метеорологов (по желанию отряда)

Выступление перед старшими пионервожатыми Фрунзенского района (сентябрь 1959 года)

КЮФ
КЮФ
КЮФ
КЮФ
КЮФ
КЮФ
КЮФ

Наша Коммуна — сводная дружина пионерского актива района — родилась 24 марта 1959 года. Летний лагерный сбор — продолжение работы с пионерским активом. Не было бы такой успешной работы летом, если бы не весенний лагерный сбор, во время которого были заложены коммунарские традиции, созданы законы, песня, девиз. Летний лагерный сбор не ограничился повторением весеннего, он внёс много нового, что может быть использовано в работе пионерской организации.

Почему нам было тяжело работать:

1) материальная база была создана на пустом месте: пустой дом, требующий основательлного ремонта, не было кухни — её строили заново, нет одеял, матрасов, нет колодца, электричества и т. д.

2) самое главное — мы не сумели сохранить тех детей, которые были на весеннем лагерном сборе Коммуны. Из весенних коммунаров осталось лишь 20% ребят, остальные пионеры пришли в Коммуну впервые, а многие из них к дружинному пионерскому активу никакого отношения не имели. Мы пришли в ужас — что же за лагерь пионерского актива, в котором большинство ребят к активу не относятся! А может быть это и хорошо? Наше глубокое убеждение состояло в том, что каждый пионер может быть активным, в каждом пионере есть способность, которую нужно развить. Мы решили попытаться из этих «рядовых» пионеров сделать активных участников жизни пионерского отряда и дружины.

Нашу слабую материальную базу мы решили использовать как воспитательное средство. Заготовка воды и дров, доставка продуктов, приготовление обедов, стирка, мытьё полов, ремонт забора и т. д. — всё это и многое другое должны были делать сами ребята.

3 августа Коммуна выехала из города в Вырицу. Старые коммунары — Саша Прутт, Марина Гусева, Витя Иванов, Таня Голикова, Галя Мазо, Гуля Кулиева и др. — они цементировали Коммуну. Отрядные вожатые — Белла Шагдарова, Ира Смирнова, Игорь Давыдов, Рита Кружкова — вчерашние десятиклассники, они с первого дня почувствовали соль нашей работы. Неопытные и новые вожатые сумели в трудных условиях за 20 дней стать патриотами-фрунзенцами. Они прошли серьёзное испытание и сейчас им доверили руководить пионерской дружиной.

В лагерь мы, руководители, ехали с чёткой программой, которую удалось выполнить.

1-й принцип — участие пионеров в окружающей жизни.

Мы решили не сидеть на базе, а активно вторгаться в окружающую жизнь и этим мы продолжили традиции пионеров 20-х годов. В центре нашей жизни было два похода: четырёхдневный и пятидневный. Отряды вышли во все концы Гатчинского района — на север, северо-восток, юг и юго-запад. Нам важно было, чтобы пионеры побывали не просто туристами, а деятелями. В каждом отряде было 12-15 пионеров (это продолжение традиции Макаренко). Каждый отряд имел свою «специальность». Мы предложили ребятам несколько специальностей: Красные Следопыты, Пионерская Лёгкая Кавалерия, Друзья Сельских Ребят, Друзья Книги, Разведчики Семилетки. Каждый пионер должен был выбрать себе отряд, специальность которого ему больше всего нравилась. Каждый вожатый тоже выбрал специальность по душе. В походах отряды вели работу:

Главное — в этих походах ребята и познакомились с окружающей жизнью и помогли людям. Пионеры должны «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» (Н. К. Крупская). В выполнении этой задачи пионеры растут и крепнут, становятся настоящими гражданами.

2-й принцип — учить и воспитывать пионеров в борьбе, в жизни.

Мы принципиальные противники превращения пионерской организации во вторую школу. Учить пионеров надо в активной жизни. Мы учили пионеров ставить палатку, разжигать костёр, укладывать рюкзак и т. д. Мы научили их этому не на занятиях и эстафетах, а в походах, в жизни. Учили ставить палатку не просто так, а чтобы её скорее поставить и идти делать важные пионерские дела. Мы можем уверенно сказать, что наша Коммуна умеет отлично ходить красивыми стройными рядами. Как мы этого добились? Не строевыми занятиями. Несколько раз мы всей Коммуной выходили в соседние лагеря. Перед выходом в лагерь «Юный турист» мы сказали ребятам: «Первый раз Коммуна выходит к соседям. На нас смотрят, нас обсуждают, не уроним нашей чести!» Со знаменем, барабанами, флагами маршировали мы. Ребята невольно подтянулись, это было вызвано потребностью борьбы за честь Коммуны. С пионерами лагеря «Метрострой» мы проводили спартакиаду. Не было ни одной тренировки. Мы надеялись, что сама обстановка борьбы за честь Коммуны заставит ребят подтянуться. Мы даже сами не ожидали, насколько наши ребята могут чётко и бодро выступать.

Сколько песен, новых и задорных, научились петь пионеры за 20 дней! В лагере не было баяниста. Каждый вечер наш огонёк начинался песнями. Песня стала потребностью, органически вошла в жизнь. Каждый отряд создал свои песни. И такое «мероприятие», как конкурс на лучшую отрядную песню, непредусмотренный нашими планами, навсегда нам запомнится.

Привить пионерам определенные умения и навыки очень важно, но мы придавали большое значение воспитанию характера. Первая важнейшая задача — воспитать способность преодолевать трудности. В походах самое главное — закалить ребят, привить способность не теряться, не хныкать. В первом черырёхдневном походе большинство пионеров участвовало впервые. После выхода из лагеря уже через 2-3 км многие почувствовали усталость, уныние, растерянность и даже желание уехать домой. Выдержали не все. Большинство с помощью отрядов перестроилось, но четырёх человек сами ребята как маменьких сынков выгнали. К концу лагерного сбора в Коммуне был огромный подъём, ребята закалились и телом, и душой.

Вторая важнейшая задача — воспитать чувство чести и гордости за свой коллектив. Мы хотели, чтобы ребята привыкли бороться за честь своего коллектива. Встречи с пионерами соседних лагерей, военная игра, карнавал с приглашением гостей. Два раза в смену мы проводили отрядные сборы с обсуждением — стоящий ли ты коммунар.

Третья важнейшая задача — мы хотели, чтобы ребята полюбили пионерскую организацию и её дела. Пионерский актив можно научить тысяче разных умений (выпиливать, выжигать, рисовать, петь и т. д.), но если у актива не будет любви к пионерской организации, он нам плохой помощник. Двадцать лагерных дней были насыщены событиями и делами, которые совершались пионерами с большим подъёмом и настроением.

Четвёртая важнейшая задача — воспитание инициативности и смекалки.

3-й принцип — сделать пионеров хозяевами своей жизни (организации).

Мы стремились сделать ребят настоящими хозяевами жизни, а не мнимыми. Общий сбор стал высшим органом жизни Коммуны. За 20 дней у нас было 9 общих сборов. В первый же день у вечернего огонька каждый отряд сказал, что за день было хорошо, что плохо и что пионеры этого отряда предлагают. С первого дня ребята почувствовали, что от них ждут оценки происходящего, предложений. После первых походов мы подробно разбирали результаты наших выходов «в окружающую жизнь», радовались первым успехам, всей Коммуной выясняли недостатки, думали, что будем делать дальше.


Суворова Татьяна 11 Января 2011 - 21:43
Хотелось бы подчеркнуть насколько сегодня эти материалы актуальны для творчески работающих педагогов. Они побуждают и сегодня строить работу с ребятами увлекательно, полезно, вдумчиво, серьезно подходя к вопросам организации деятельности.
[Ответить] [Ответить с цитатой]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=