Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Эстафета Коммунарских судеб

(отклики-ответы воспитанников Коммунарских коллективов на вопросы редакции «Литературной газеты» от 13 июля 1983 года)

Инесса Давидовна АВАНЕСЯН

одна из основателей Коммуны имени Макаренко, студентка педфака ЛГПИ с 1962 по 1966 г., затем — секретарь комитета ВЛКСМ ЛГПИ им. А. И. Герцена, аспирант кафедры общей педагогики ЛГПИ, ныне — кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики Ленинградского Политехнического института

Самые яркие воспоминания связаны с людьми, которые меня окружали — моими товарищами по Коммуне. О каждом из них я могла бы написать не одну страницу взволнованных строк. Всё это было в жизни Коммуны: и сама творческая атмосфера, и постоянный поиск, и дела, и познание. Всё это создавало удивительную атмосферу взаимоотношений.

Каждый из нас всегда делал всё, что мог для всех, и чуть больше. Не было избранных, каждый был незаменим и очень нужен, каждый чувствовал это. Были реальные условия для самовыражения, самовосприятия и формирования в целом. Внимание к мнению каждого…

Ничто не делалось для «галочки», «смотра» и т. д.

И еще, ощущение великого единения душ, мыслей, чувств, искренности и доброжелательности ко всем и каждому. В Коммуне всегда главенствовал дух творчества, творили все. Все были организаторами и исполнителями.

Сейчас для меня кажется великим чудом педагогики — тот механизм, который был сконструирован нашим учителем И. П. и который приводил в действие наши порывы и устремления. Ведь мы ничего не умели, мало знали, а сколько полезного для окружающих людей мы сделали. Такая это была сила — наш коллектив.

Трудно вычленить сейчас в моей жизни, что есть влияние коммунарского воспитания, а что нет. Это стало моим.

Мне посчастливилось перенести коммунарский опыт в другие условия. Возглавляя комсомольскую организацию педагогического института, я целиком и полностью могу отнести в счет коммунарского опыта все успехи, которых нам удалось добиться. Прежде всего, опыт организации школ комсомольского актива, организации практических дел на пользу окружающим людям и многое другое.

Сейчас, работая доцентом кафедры психологии и педагогики, удается реализовать методику коллективных творческих дел, методику организации в условиях подготовки будущих преподавателей ПТУ. Накоплен материал, методические разработки по организации коллективных творческих дел в ПТУ.

И еще, основываясь на основных идеях и педагогических основах коммунарской методики, нами было проведено диссертационное исследование. В частности, разработана методика организации и проведения комсомольского собрания.

Всё это дает основание утвердить — методика коллективной творческой деятельности «срабатывает» независимо от возраста и многих других условий. Тому подтверждение и опыт организации наших семейных выездов, традиционных первомайских праздников. Что только мы не успевали сделать вместе с нашими детьми! Это и «трудовые десанты», и концерты «О вас, родители», спортивные соревнования, «вечера сказок», пешеходные экскурсии «Знай свой край» и многое, многое другое. Участвуют в этом семьи наших друзей, и мы видим, как значимы для наших детей эти выезды, когда все — и взрослые, и дети — вместе творят, сотрудничают (есть фотодокументы). И, конечно, мы не только хотели бы, но и во всем готовы помочь, если бы кто-нибудь сделал для наших детей то, что сделали для нас наш И. П., наша Коммуна.

Людмила Степановна ВОРОБЬЕВА

одна из основателей КиМ, студентка педфака ЛГПИ с 1962 по 1966 г., учитель начальных классов с 1966 г; ныне работает в г. Инта Коми АССР

1) Те годы — это когда мне было уже 20 лет.

Учитель по призванию с очень маленьким стажем работы. Студентка 1 курса. Летняя практика в Сиверской. Практику ведет сам декан факультета Иванов И. П. Полны ожиданий.

Ошеломил он нас, увлек, настроил на свою волну буквально в считанные минуты. Рассказ о Фрунзенской Коммуне! Попробуем?!

И вот мы, в общем-то, взрослые люди, уже сами играем в детей — создаем отряды!

С. В. С. — союз впередсмотрящих с девизом «Вперед и никаких гвоздей!» и стал началом КиМа. Наша родная семья на все годы учебы! Наши друзья «на всю оставшуюся жизнь»! И наш самый верный добрый друг — ныне профессор ЛГПИ им. Герцена Игорь Петрович Иванов.

Душевный подъем, постоянный поиск, экспромты, наши совместные дела, встречи на Панкратовской даче, фляга с обращением к нашим последователям, зарытая на Пискаревском кладбище, наши задушевные песни у костров — свежи в памяти до сих пор.

2) Оторвавшись от КиМа, я не сумела создать вокруг себя подобное окружение — от этого неудовлетворенность. Виню в этом только себя.

В работе же КиМ первый помощник: до сих пор живу богатством тех лет. Сожалею, что не участвую в развитии методики дальше. Но всегда слежу за успехами своих друзей.

3) Не только хочу, но и прикладываю к этому руку! Обе мои дочери и мои ученицы прошли через кимовскую методику. Старшая — все годы учебы активистка: комсорг, секретарь комсомольской организации — сейчас студентка, перевелась в Ленинград с тайной надеждой войти в КиМ и жить его жизнью.

Младшая в третьем классе, готовится стать пионеркой. Вот сейчас рисует газету, подписывает открытки, готовит сюрпризы к завтрашнему Дню рождения сентябрят…

Лариса Ивановна КОРИКОВА (Рогачева)

одна из основателей Коммуны имени Макаренко, с 1962 по 1966 г. — студентка педфака ЛГПИ, с 1966 по 1982 г. — учитель начальных классов, ныне — преподаватель педагогики Гатчинского Педагогического Училища

1) До КиМа при педфаке ЛГПИ им. А. И. Герцена моя жизнь протекала уныло, серо, однообразно, хотя в школе всегда избиралась в актив класса или школы. Моя активность была направлена на организацию мероприятия по заданию классного руководителя и всегда сопровождалась страхом за оценку моей работы. Осуждающих было много, а помощников мало. И весь организаторский пыл пропадал.

В КИМе было все иначе. Сразу же почувствовалась дружеская атмосфера. Страх осуждения пропал, да и какое могло быть осуждение, если все вместе искали интересные формы коллективной жизни.

Большой заряд энергии давал И. П. Иванов. Его умные глаза, меткая речь пленяли нас. Вначале мы, как слепые котята, шли за И. П., чувствуя интуитивно новую, свежую струю воздуха, которым жив человек. А потом почувствовали и силу притяжения, которая заключалась в дружбе, доброте, бескорыстии.

До сих пор помню все первые Кимовские съезды. Масса неудобств и море положительных эмоций! Такое бывает только в настоящем коллективе, живущем общими интересами и стремлениями принести радость окружающим людям.

В моей жизни был очень тяжелый период, связанный с болезнью. Но я выжила только потому, что рядом были друзья-кимовцы. И. П. постоянно держал меня в курсе всех новинок, вселял уверенность в мои силы. Нашей связной была Светлана Иванова, студентка педфака, кимовка, а теперь она стала самой близкой подругой. Слово «Кимовка» стало для меня как визитная карточка человека, который был, есть и будет только другом.

2) Стиль Кимовской жизни наложил отпечаток на всю последующую жизнь. Работая учителем начальных классов, старалась организовать жизнь своих воспитанников по-кимовски. И мои ученики благодарны мне за это вместе с родителями.

Сложнее было работать с коллегами. Часто встречала непонимание или даже осуждение. Но были и такие учителя, которые тянулись к новой форме организации воспитательной работы.

3) Я очень хотела бы, чтобы мой сын прошел такую же школу жизни, т. к. она учит добру, взаимопониманию людей, организаторским способностям, а главное — коллективной жизни. Но для этого обязательно нужно, чтобы сам учитель был учеником такой школы.

Людмила Серафимовна НАГАВКИНА

член Коммуны имени Макаренко с сентября 1965 года, студентка педагогического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена с 1965 по 1969 год, старшая пионерская вожатая, затем методист Ленинградского Дворца пионеров им. А. А. Жданова и руководитель Ленинградского городского Пионерского штаба; с 1967 года руководитель экспериментального педагогического отряда «ЭКСПО», с 1980 г. — преподаватель педагогики факультета начальных классов ЛГПИ им. А. И. Герцена, ныне аспирант кафедры педагогики начальных классов

Прочли мы заметку «Волшебные башмаки» С. Соловейчика и сразу загорелись желанием написать ответ. Но исполнить желание оказалось трудно. Трудно посмотреть на свою жизнь и жизнь ближайших друзей со стороны. Я являюсь членом Коммуны имени А. С. Макаренко с 1965 г.

Запомнился мне первый общий сбор КиМа, на котором я, первокурсница должна была изложить свои педагогические взгляды и рассказать о своем педагогическом опыте! А за плечами у меня было только два лета пионерского лагеря. Рассказ мой старшим кимовцам понравился, но строгий разговор Виктора Малова, Аванесян Инны, Ночевкиной Вали и других навсегда связал в моем сознании педагогическую теорию и практику. Все эти годы только укрепили мое убеждение в необходимости постоянного совершенствования, единства педагогических знаний и опыта. Мы — кимовцы, не устаем учиться, учиться у старших и у младших, ибо каждое новое поколение приносит что-то свое, свой опыт и свои знания. Здесь вместе творят методику коммунистического воспитания доктор педагогических наук и студент-первокурсник, методист Дворца пионеров и вожатый-новичок. В содружестве поколений наша сила, ибо не может жить дело, если младшие не в состоянии развивать его дальше, а для этого они должны овладеть опытом старших. Как это можно сделать? Только в общей работе одного творческого объединения, только на общем сборе, только в общей заботе об окружающих людях.

Сильное впечатление от взаимоотношений доверия, уважения и требовательности друг к другу остается у тех, кто знакомится с нашими коллективами. Не все, далеко не все выдерживают этот высокий стиль отношений, жизнь с ее трудностями затягивает и люди сдаются. Но эти почти 20 лет показали, что не остаются бесследными годы, прожитые с КИМом и другими коммунарскими коллективами. Их свет озаряет весь последующий жизненный путь.

Мне довелось создавать коллектив октябрятской группы и пионерского отряда, совета дружины и районного пионерского штаба, отряда вожатых и студенческой педагогической дружины. Но более всего удалось применить и развить опыт КиМа в работе с Ленинградским городским пионерским штабом и городской школой пионеров-инструкторов. Чем полнее и глубже удавалось реализовать систему коллективной организаторской деятельности, тем эффективнее и ярче протекал процесс формирования качеств организатора. Все наши воспитанники отличаются организаторскими способностями.

И октябрята, и пионеры, и комсомольцы сами планируют, организуют и анализируют свои дела. И не отдельные активисты, а все, каждый! Творчество, рационально организованное, коллективное, направленное на заботу об окружающей жизни — вот то кредо, на котором мы строим наше воспитание. И если говорить о последующей жизни воспитанников Ленинградского городского пионерского штаба — это психологи, педагоги, учителя, медики, инженерные работники, военнослужащие, учащиеся ПТУ и вузов — все они комсомольские активисты, члены партии, многие пошли в науку и считают, что к этому их побудил опыт штаба. Опыт обсуждения и решения, анализа и обобщения проблем общественной жизни; опыт большой практической работы, творческой деятельности.

Все ли так гладко в нашем опыте?

Вся история нашей жизни в КИМе и с КиМом — это бесконечные проблемы, дебаты, заботы, задачи, удачное и неудачное их решение и новые поиски. Я не помню ни дня без противоречий, ни часа умиротворенного состояния. Но те победы, которые нам удается одержать (и в общественной, и в личной жизни; в воспитании своих детей и чужих), нас поддерживают в уверенности правильного выбора. Хотя побед куда меньше, чем неудач, если сравнивать с количеством затраченных сил нашими товарищами. Нам трудно всегда, порой невыносимо, потому что восторги первых встреч с иными организациями и людьми сменяются равнодушием, когда надо вести повседневную кропотливую работу. Но не подумайте, что мы жалуемся, просто в оценке нашего опыта хочется быть объективным. Трудности возникают и по нашей вине, когда мы хотим сделать много больше, чем позволяют условия, но и с этим мы боремся в нашем опыте.

Свою настойчивость, убежденность и боевитость мы воспитываем в себе, глядя на воспитанников Антона Семеновича Макаренко. Ибо эти люди являются живыми носителями его идей, наглядным примером для нас. Дело Антона Семеновича живет в этих людях, и мы стремимся, в меру своих возможностей, быть верными последователями.

Слова получились какие-то возвышенные очень. Но других не приходит на ум в канун двадцатилетнего юбилея нашего КиМа.

Символично, что в эти же дни мы будем отмечать юбилей нашего руководителя, создателя и неизменного вдохновителя КиМа Игоря Петровича Иванова. Хочется сказать ему огромное спасибо за то, что он сделал для нас и для педагогики как науки в целом!

Сергей Васильевич НАГАВКИН

член Коммуны имени Макаренко с 1967 года, слесарь НПО, старший пионервожатый, затем начальник пионерского лагеря, руководитель педагогического отряда «Искатель», ныне — заведующий отделом краеведения и туризма Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова

Публикация С. Соловейчика «Волшебные башмаки» взволновала. Захотелось сесть и написать в редакцию, но это оказалось очень сложно, так как надо писать о всей своей жизни, о жизни друзей коммунаров, которые, забыв о многом, посвятили свою жизнь борьбе за «педагогику будущего в настоящем».

1) С Коммуной имени Макаренко мое первое знакомство состоялось в 1965 году, когда приехал в отпуск, находясь на службе в Военно-Морском флоте. Меня увлекла обстановка, в которую я попал. Я не заметил, как оказался в гуще дел и событий КИМа, которые были посвящены главному — коммунистическому воспитанию.

В 1967 году, демобилизовавшись из рядов Военно-Морского флота, я стал работать на одном из предприятий Ленинграда, которое постоянно направляло в пионерский лагерь старшим вожатым, а с 1972 года по 1982 год я работал начальником пионерского лагеря ленинградских учреждений Академии наук СССР. Все эти годы с большой радостью и интересом с нашими друзьями-педагогами мы строили интереснейшую лагерную педагогику. Разработали систему организации воспитательного процесса коллективной творческой жизни в лагере. Эти годы были годами радости, постоянного творчества. Конечно, случались неудачи, огорчения, но коммунарский коллектив помогал переживать их мужественно, искоренять наши ошибки и двигаться вперед. Какие страницы самые яркие?

Все эти годы и были самые яркие! Мне как руководителю радостно было строить коллектив педагогов лагеря, коллектив всего персонала лагеря, а с их помощью и весь лагерный коллектив.

И ребятам в лагере было интересно, радостно! Они чувствовали себя по-настоящему хозяевами жизни: вместе планировали, строили ее (организовывали), вместе проводили, вместе анализировали дела, которыми жили. Самое главное — это была не игра. Это была жизнь! Это были те важные дела, которые необходимы были и самим ребятам, и нам — взрослым. Решая эти необходимые и важные дела, задумывая планы, организуя их, мы постоянно творили, постоянно строили себя, и радостно было видеть, как на наших глазах вырастали из ребят настоящие борцы, творцы, организаторы.

Теория и методика коллективной организаторской жизни помогла мне создать прекрасный педагогический коллектив в лагере — коллектив единомышленников, коллектив творческий. О педагогическом коллективе нашего лагеря писали «Учительская газета», Ленинградская «Смена», многотиражка ЛГПИ им. А. И. Герцена «Советский учитель», методический журнал ЦК ВЛКСМ «Вожатый». К нам за опытом обращались многие педагогические отряды со всех концов страны.

Эта методика помогла мне в комсомольские годы интересно и творчески строить работу и в производственном коллективе. Сила ее еще и в том, что она не оставляет равнодушным к общим делам ни одного человека. Каждый становится творцом и организатором, каждый меняется на глазах, становясь лучше, раскрываясь ярче, многограннее!

2) Влияние КиМа я ощущаю до сих пор! По-другому, когда вокруг меня не работают и не творят все члены моего коллектива, работать не получается. Сейчас работаю заведующим отделом краеведения и туризма Ленинградского Дворца пионеров им. А. А. Жданова, у нас в отделе сложился надежный, с добрыми отношениями, принципиальными взглядами на жизнь и нашу работу коллектив. Интересно и творчески проходят наши педагогические советы, совещания, массовые дела — ведь это дела, т. е. забота нашего коллектива об окружающей жизни и мы вместе решаем, как конструктивно эту жизнь строить.

3) Очень хочу, чтобы моя дочь Катя Нагавкина попала в коллектив, где чаще спрашивали у нее: как она думает? Что она хочет? Что предлагает? Где была бы возможность моей дочери реализовать то, что она предложит, стать организатором своего предложения. И, конечно, важно, чтобы потом ее действиям дали оценку ее же товарищи и спросили бы у нее, как она оценивает свои действия. К сожалению, сегодня у нее, шестиклассницы, мало кто чего спрашивает. Ей очень нравилось жить и творить в нашем пионерском лагере «Северная Зорька».

Я за педагогику коллективной организаторской творческой жизни!

Игорю Петровичу Иванову — доктору наук, профессору, нашему учителю — большое за все спасибо!

Галина Константиновна ИОНЫЧЕВА (Слепцова)

член и воспитанник КиМ с 1966 г., студентка педфака ЛГПИ с 1966 по 1970 г., ныне завуч ДПШ Куйбышевского района г. Ташкента

1) Самыми запомнившимися для меня моментами из жизни в КИМе были наши среды, когда чувствовалось такое радостное единство, мгновенное понимание друг друга, когда муки творчества и радость от нужного, сделанного для радости других дела окрыляло, вселяло огромную веру в собственные возможности. Запомнились наши выезды к ребятам в Гатчину — игры с ними, живая дружба и открытость детей, их доверие. Запомнился выезд делегации КиМа в Белополье. Острая полемика о сущности методики, единство убеждений в правильности нашего пути. Эти незабываемые встречи с воспитанниками Макаренко. Их поразительная верность Антону Семеновичу, их трепетная забота друг о друге, скромность и заразительная веселая жизнерадостность. Больше всего запомнились наши сборы — откровенные разговоры, когда каждый говорил о каждом с добротой, верой, где мы внутренне очищались, стремились быть еще лучше. Да вообще вся Кимовская жизнь — это сказка, наполненная добротой, заботой и бескорыстным делом.

2) На меня такое воспитание влияет и по сей день. То, чему научилась в КиМе — мой стиль, мой рабочий почерк. По-другому не умею и не хочу работать, несмотря ни на что. Даже на то, что борьба с современными условиями тормозит, отодвигает так медленно приходящий успех. Может потому, что мало верных друзей-энтузиастов, поддерживающих тебя. Ведь так легко и спокойно, удобно жить «не вылезая» из привычных обкатанных рамок, инструкций. Но делаю дело спокойно, без пафоса, нормально!

3) Что именно помогает жить? Дома, на работе? Или мешает? Как может мешать забота, доброта и чуткость? А умение быть не только исполнителем, но и организатором? Хотя у нас любят «нагружать» до беспредельности тех, кто умеет «везти». Но и от этого можно избавиться, главное, что всегда обеспечен успех того дела, которое делаешь.

4) Я очень хочу, чтобы мои дети воспитывались в советской школе по методике Игоря Петровича Иванова. Чтобы она (методика) была на вооружении всех учителей, вожатых, комсомольских, административных работников.

Татьяна Андреевна ГРУЗНОВА

член КиМ с 1967 года, студентка педфака ЛГПИ с 1968 по 1972 г., затем — методист ДПШ г. Нарвы ЭССР, ныне — преподаватель педагогики Сыктывкарского Гос. университета им. 50-летия СССР

Ярких воспоминаний настолько много, что всего не расскажешь. Помню первую встречу с коммунарами на картошке: увлекательный рассказ о КиМе и песни, песни, песни по кругу. В нашем девичьем кругу лица Коли Иванова и Валентина Удалова. Первый приход на Кимовскую среду. Все сидят лицом друг к другу, ведут очень умные разговоры (тогда-то для меня вообще говорили на каком-то другом языке), понимание необходимости такого общения (до поступления в вуз я уже год отработала в школе старшей пионервожатой).

Помню летний Коммунарский съезд близ Всероссийского пионерского лагеря «Орленок», где нас приняли в коммунары. Съезд удивительный — с ранними утренними подъемами и работой, коллективной работой и заботой о том, чтобы завтрашний день был лучше, чем сегодняшний.

А дни рождения А. С. Макаренко и дни рождения КиМа?! Разве их можно забыть?! Встречи на этих праздниках с друзьями-единомышленниками, общие раздумья над педагогикой настоящего и будущего.

Помню дружную нашу связку «Орфей». Работа наша в п/л «Космонавт» под руководством Сергея Нагавкина и Льва Борисовича Кадынского. Забота Сергея Нагавкина о нас, о вожатых. Вечерние встречи у костра, песни и снова раздумья о завтрашнем дне.

Сейчас, пожалуй, трудно представить, что могло быть по-другому. Вся жизнь в институте, вся учеба сейчас уже немыслима без Коммуны, без удивительного человека Игоря Петровича Иванова.

2) Конечно, чувствую. Помогает и жить, и работать, и готовить будущих учителей.

3) Очень бы хотела. Всячески стараюсь помочь в организации жизни в классе, где учится моя дочь.

Татьяна КАРАНИНА и Наталья БУЛЕНКОВА

члены Коммуны имени Макаренко с сентября 1973 года, с 1973 по 1977 год — студенты факультета начальных классов ЛГПИ им. А. И. Герцена, с августа 1977 года — учителя начальных классов, ныне Т. Д. Каранина — учитель начальных классов средней школы № 286 Ленинского района г. Ленинграда, Н. В. Буленкова — методист по октябрятской работе Петроградского Дома Пионеров г. Ленинграда

1. Радость и наполненность жизни. Уверенность, что вместе со всеми ищем и отстаиваем самое новое в педагогике, способны на многое.

Помним все встречи с удивительными, яркими, окрыленными людьми, рядом с которыми нельзя не гореть. В Коммуне — это И. П. Иванов, С. В. Нагавкин, Л. С. Нагавкина, Н. П. Царева. Из воспитанников А. С. Макаренко — Конисевич, Г. К. Калабалина, О. К. Паскаль, Н. Поповиченко. По слетам КМС — Р. Соколов, Ю. Березкин (Москва), Рогачев (Тюмень), семья Никитиных (Москва).

2. Да, конечно, помогает. Работа наша связана с детьми. Мы жили в удивительном творческом коллективе, очень хочется создать такой же. Правда не всегда хватает сил.

3. Еще бы! Т. Д. Каранина — учитель начальных классов. Н. В. Буленкова — методист по октябрятской работе Дома пионеров.

Вячеслав Анатольевич ШЕВЧУК

член Ленинградского Городского Пионерского штаба с 1974 по 1977 г., студент факультета физики ЛГПИ им. А. И. Герцена с 1977 по 1982 г., Член экспериментального педагогического отряда Ленинградской Макаренковской секции Педобщества РСФСР с 1977 по 1982 г., вожатый и учитель в пионерлагере комсомольского и пионерского актива «Зеркальный» в 1982-83 гг., ныне военнослужащий

Здравствуй, уважаемая редакция «Литературной газеты»! Пишет Вам выпускник коллектива, жизнь которого строилась по коммунарской методике, ныне военнослужащий Советской Армии.

В 1974 году меня выбрали членом Ленинградского городского Пионерского штаба, которым в то время руководила «десантница» КиМа Людмила Серафимовна Нагавкина. Работа в Городском штабе во многом определила мою дальнейшую судьбу.

В 1978 году я поступил в ЛГПИ им. А. И. Герцена, закончив который был распределен на работу в лагерь пионерско-комсомольского актива г. Ленинграда и Ленинградской области «Зеркальный» и вскоре призван в ряды Советской Армии.

Вспоминая свою жизнь в Гор. штабе, могу сказать, что штаб не только научил меня организовывать людей и руководить ими, но и научил гораздо более важному качеству — умению творчески подходить к организации как своей, так и жизни детей, которых я воспитываю, и главное — заботиться о людях, которые нас окружают. Забота — вот тот краеугольный камень, на котором строилась жизнь в ЛГПШ и на котором я уже сам, как педагог, стараюсь по мере сил строить воспитательный процесс, работая со своими детьми, в общении со своими друзьями, родителями, да и всеми людьми вообще.

Будучи сначала членом ЛГПШ, а затем и членом педотряда, я неоднократно общался и с И. П. Ивановым, и с другими макаренковцами (Л. С. и С. В. Нагавкины, Н. П. Царева), которые, скажу без преувеличения, всей своей жизнью показывали пример поистине гражданского, коммунистического отношения к жизни. Я очень рад и по-хорошему горжусь тем, что встретил в своей жизни таких людей и, более того, что стал их учеником и единомышленником.

Очень обрадовала меня и публикация в «ЛГ» статьи С. Соловейчика. Наконец-то на страницах центральной печати прозвучало то, о чем уже давно, как справедливо отмечает автор статьи, надо было говорить в полный голос. И не только говорить, но и учить студентов пед. вузов организации воспитательного процесса по методике коллективной творческой жизни, показать всем людям, насколько это здорово жить творчески, жить коллективно, жить заботясь.

Ни от чего другого я не получал большего морального удовлетворения, чем от сознания того, что дети, которых я воспитываю, живут истинно по законам коммунистической морали, чем от осознания себя частицей коллектива, в котором такие понятия, как заботливость, доброта, взаимопомощь, мажорный тон стали реальной нормой общения и организации жизни.

Читая на страницах нашей периодической печати материалы, освещающие передовой педагогический опыт, я одновременно и радуюсь, и огорчаюсь. Радуюсь, что есть у нас много людей, которые творчески подходят к своему, ох, нелегкому труду, совершают свои открытия, живут интересной, полнокровной жизнью; и огорчаюсь, что эти люди не знакомы с методикой И. П. Иванова, ибо совершенно уверен, что соедини они свой талант, свои достижения с ивановской методикой, результат был бы в два, в пять, в десять раз эффективнее!

Поэтому я обращаюсь к Вам, товарищи журналисты, товарищи ответственные работники, все мои товарищи по педагогическому фронту: изучайте методику И. П. Иванова, применяйте ее в своей работе, пропагандируйте ее как можно шире, ибо все это есть наш вклад в продвижение нашей страны, нашего общества на пути к подлинно коммунистическим отношениям.

И это не громкие слова — это реальность сегодняшнего дня.

А своих детей я буду воспитывать только по макаренковской методике и никак иначе!

Наталья Павловна ЦЫГАНЕНКО

с 1973 г. по 1976 год — учащаяся школьно-пионерского отделения Владивостокского педагогического училища № 1 и постоянный член клуба «Вожатый» (коллективного друга КиМ), в 1980-81 гг. — отрядная вожатая Всероссийского пионерлагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок», с 1976 по настоящее время — старшая пионерская вожатая Владивостокской школы № 17, с 1981 г. — сотрудник-корреспондент КиМ и Макаренковской секции педобщества РСФСР

Дорогие друзья! С удовольствием отвечаю на вопросы, предложенные для обсуждения читателям «Литературной газеты». Всю коммунарскую методику я прочувствовала на себе.

В мир коллективных творческих дел, в мир неустанных поисков и находок я попала девять лет тому назад — летом 1974 года в п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок». Помню, тогда на меня подействовала и поразила простота и откровенность ребят и вожатых. Впервые перед нами была поставлена цель — стать похожими на того мальчишку Орленка из легенды, который стал символом лагеря, стать нужным людям. Поразило и то, что не было нигде и ни в чем никакой «мишуры» — всё было каким-то реальным, близким, естественным. Запомнилось то, что мы сами были хозяевами, что вожатые наши — Лида Аминова и Толя Стрелков — никогда не навязывали своего мнения не опекали и не развлекали нас. Они были просто старшими друзьями для нас.

Тогда я впервые узнала, какое великое чудо — отрядный огонек. Мне до этих орлятских огоньков никогда не приходилось высказывать своего мнения, да и другим ребятам тоже.

А какие у нас были сборы? Не было ни одного сбора без настоящего спора. Выступающие говорили экспромтом. И это здорово! Именно так должно вырабатываться коллективное мнение по любому вопросу!

Сейчас я работаю старшей вожатой в одной из крупных школ города Владивостока. До сих пор я осталась верна традициям нашего лагеря. До сих пор я сверяю всю свою работу по «Орленку». А ребята нашего отряда до сих пор интересуются успехами друг друга, делятся неудачами, дают советы.

Я не верила во встречи, которые назначают ребята, уезжая из лагеря. Но так сложились обстоятельства, что во время назначенной встречи я была в Москве (место встречи) и смогла еще раз встретиться с нашим дружным «Альтаиром». Целую неделю были вместе! Нас было на встрече 19 человек из 37. Это половина отряда! 14 человек прислали письма и телеграммы. Они отсутствовали по уважительной причине. Трое ребят работали за границей, двое защищали Родину в рядах Советской Армии, у двоих ребят в эти дни были свадьбы, у троих девчат были грудные дети, четверо ребят защищали дипломы. Все эти 14 человек прислали подробные творческие отчеты с фотографиями «Моя жизнь за 5 лет после «Орленка». Только 4 человека остались равнодушными к встрече. Только эти четверо — «потерялись».

На встрече меня поразила сама атмосфера, сверхзабота друг о друге, ласковое отношение друг к другу, взаимопонимание…

Во Владивостоке живет сейчас из нашего отряда четыре человека. Мы не просто приятели, мы — настоящие друзья. Мы часто собираемся все вместе своими семьями, обсуждаем житейские проблемы, принимаем активное участие в заочных делах отряда.

Мне по долгу своей работы часто приходится встречаться и общаться с орлятами разных поколений. Скажу одно: те, кто прочувствовал на себе методы воздействия коллектива, применяемые в нашем любимом лагере — все стараются применять эти методы у себя в работе и даже в семейном воспитании. И неспроста! Оправдывают эти методы себя! Дают хорошие результаты! И главный результат — взаимопонимание, стремление принести пользу окружающим.

Николай Павлович ДЕРЯГИН

друг КИМа с 1978 года, руководитель городского политического клуба при Свердловском ГК ВЛКСМ, руководитель педотряда Уралмаша, консультант по педотрядам в школьном отделе ГК ВЛКСМ, студент 5 курса истфака Свердловского университета

Методика коллективных творческих дел вошла в мою жизнь как палочка-выручалочка, как прозрение…

Несколько лет назад я впервые поехал в пионерский лагерь. Поехал совершенно случайно, и поэтому оказался неготовым к вожатской работе. Была уверенность, что хорошо отдохну, похожу за ягодами и грибами, покупаюсь, загорю, а с мальчишками… Что с ними не справиться?

Но первые же дни разрушили такой настрой. С мальчишками не «справляюсь», в лес одному ходить было некогда, отдыха не получилось. Дни пролетели за подготовкой или проведением дружинных дел, ночи — за придумыванием отрядных. В конце лета, уставший, измученный, я возвращался дамой. Дети, не менее радостные устремлялись от меня к родителям.

Но видно что-то задело меня в тот первый сезон — то ли неудача, то ли общение с детьми. Я засел за книги, чтобы попытаться найти ответ: что и как делать, чтобы было интересно и ребятам и вожатому. Одни авторы считали, что достаточно овладеть каким-либо приемом педагогического воздействия и успех будет обеспечен. Другие предлагали превратиться в массовика-затейника или живую энциклопедию. Третьи утверждали, что все дело в формах работы.

В книгах выходило просто и легко, о трудностях говорили мимоходом. Преобладали такие советы: «Вожатый провел беседу, и дети исправились; Игорю указали, и он стал примерным мальчиком». А в это уже не верилось.

И вдруг я случайно наткнулся на маленькую книжечку С. Соловейчика «Воспитание творчеством»… Как? Так просто?! В моей голове не укладывалось, что мальчишки и девчонки могут быть хозяевами, творцами своей жизни. Что необходимо «всего лишь» вместе взрослым и детям готовить все дела. И слова-то какое — «Дело»! Это меня потрясло.

В зимний пионерлагерь я отправился во всеоружии (маленькой книжкой). Действительно, работа изменилась, и мне уже не казалась вожатская жизнь каторгой. Но обнаружилось, что одного желания для работы с детьми по коммунарской методике мало. Надо что-то еще. Что? И я поехал в Ленинград, к Иванову Игорю Петровичу.

Два часа беседы с ним пролетели как миг. Внутренне я был уже готов к разговору, но впервые всё стало на свои места, всё было названо своими именами, превратилось в систему. Заканчивая, Игорь Петрович пригласил на конференцию, посвященную 90-летию А. С. Макаренко. Здесь, в атмосфере доброжелательности, творчества я окончательно поверил в методику, в возможность овладения ею, возможность самого широкого применения.

Иногда спрашивают: «Что дала методика лично тебе?» На этот вопрос имеет смысл ответить, потому что столкнулся однажды с изображением коммунара как аскета без собственных интересов, цель жизни которого — мучения ради пользы других. Конечно это глупо!

Члены КиМа, члены других подобных коллективов научили работать с людьми. То есть методика дала опыт организаторской работы, опыт творческого отношения к делам. Основные принципы применимы в любой сфере деятельности — это принципы отношения к жизни. Изучение материалов в ЛММЦ КиМа приучило смотреть на все явления в их комплексе, многообразии, полезности, относиться к педагогике как к труду, как к науке, как к искусству. Совместная работа с коммунарами позволила испытать счастье заботы, счастье товарищества, дала много хороших друзей. Успех в практике породил уверенность, веру в себя, энтузиазм увлеченности. Методика открыла путь к новым формам работы. Короче говоря, эта методика педагогики Заботы, Содружества, Творчества, той самой педагогики, которую отстаивал А. С. Макаренко, указала путь и самовоспитания.

Есть ли у нее недостатки? Может быть и есть. Но когда в творчество вовлечены массы, когда даже сама методика не остается неизменной, то возможность ошибки сводится к минимуму. Это лишний раз подтверждают слова Макаренко, что «педагогика — самая диалектичная из наук».

Пропагандируя опыт КиМа, коммунарскую методику, я не раз задавался вопросом: Почему ее не принимают, или принимают с большим трудом, многие педагоги? Ведь среди приверженцев, в основном, молодежь. И вот какие выводы напрашиваются.

Во-первых, развитое самомнение: «Неужели дети могут быть такими же участниками жизни, как и мы — да что они знают и умеют; неужели дети (или студенты, молодые педагоги), могут быть нашими учителями, могут быть правы, когда мы неправы; я столько лет отдала школе (другой вариант: я — кандидат наук, доцент) и вдруг оказывается, что работала неправильно; если дети способны на то, что говорится в ваших книжках и статьях, то зачем мы, педагоги, нужны?»

Во-вторых, трудность внутренней перестройки. Надо постоянно работать над собой, а ведь это очень неприятно, тяжело. У многих не вызывает большого желания. Но ведь надо! Этого требует жизнь.

Некоторые педагоги-приспособленцы не в силах устоять перед наступлением методики, видя, как подхватывают ее сами ребята, делают попытки подменить ее суть: содержание прежнее в новых формах. Подобное происходит и тогда, когда останавливается в своем развитии воспитатель, блестяще работавший ранее. Примеров у себя в городе я наблюдал достаточно.

Но я уверен: за Педагогикой Заботы будущее, как бы ей не мешали педагоги с Олимпа, прохиндеи-карьеристы.

Надеюсь, что Комиссия по реформе школы должным образом изучит опыт, накопленный макаренковцами.

Раиса Александровна ОСТРОВСКАЯ

доцент, кандидат педагогических наук зав. кафедрой педагогики начального обучения Брянского педагогического института сотрудник-корреспондент Макаренковской секции Ленинградского областного отделения Педагогического общества РСФСР

Сегодня в рифму хочется писать,
Чтоб КТД спасибо вновь сказать.

Когда-то я в науку попасть и не мечтала,
Но с детьми эксперименты затевала.
Сначала я, стремясь наладить дисциплину,
Стучала по столу. Не выпрямляя спину,
Над планами бесед корпела до утра,
Но в классе детвора свое все затевала,
И долго я не знала, куда идти,
Как верный путь найти.
Одно мне стало ясно,
Что делались напрасно
Беседы, наставленья —
В них не было горенья.
А детям нужно творчество,
Мечты решенье, зодчество.
И вот о КТД узнали мы случайно,
Газету иль журнал перелистав нечаянно.
И сразу поняли: открытие сие
Изменит наше бытие.
За ДЕЛО дети взялись смело,
Смелее, чем учителя.
Планировать, творить сумели,
Как будто так жили всегда.
Когда же что-то не выходит,
На помощь верный друг приходит,
Заботою наполнив ДЕЛО
Находчиво, легко и смело.
Так я детей воспитывать училась
И вдруг в научной сфере очутилась.
Теперь студентов разуму учу,
Познали чтобы КТД хочу,
Преодолели школьную рутину
И «монтажам» поставили плотину.
И я всегда твердить готова:
СПАСИБО Игорю Петровичу Иванову!!!

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=