Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

VIII сбор Коммунарского Макаренковского Содружества

(2-9 августа 1973 года)

Идя навстречу пожеланиям познакомиться с Форпостом и достопримечательностями Москвы, высказанными группой педагогов и студентов (участников празднования Дня рождения А. С. Макаренко, организованного ЛГПИ им. А. И. Герцена), наметивших провести свои летние отпуска и каникулы на родине А. С. Макаренко, Форпост культуры им. С. Т. Шацкого предлагает по дороге на Украину остановиться на несколько дней в столице и посетить Форпост.

Форпост готовится принять гостей в первой декаде августа.

Посылаем предлагаемый проект плана пребывания в Москве, а так же дополнительные материалы для предварительного обсуждения. Просим прислать свой отклик (если возможно, по всем вопросам, если нет, то хотя бы по основным, как можно раньше).

Высылаемые нами материалы по встрече просим сохранить и взять с собой в Москву. Здесь они с возможными исправлениями и дополнениями будут выполнять роль памятки.

Несколько слов об организации быта гостей.

Ночлег в походных условиях (следовательно, спальные принадлежности походного образца каждый везет с собой). Питание предлагаем организовать трехразовое: обед в столовой, а завтрак и ужин «из общего котла». Примерные расходы на питание одного человека — полтора рубля в день.

Расходы на транспорт и планируемые экскурсии — в пределах пяти рублей.

Планируя встречу гостей, Форпост учитывает, что приедут только взрослые.

Форпост культуры им. С. Т. Шацкого надеется на то, что предстоящая встреча окажется полезной для дальнейшей работы всех ее участников.

Проект проведения VIII сбора

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

— Дай руку, товарищ далекий! Знакомство, представление делегаций.

— Концерт-молния КВГ

— Ужин

— Общий сбор. Уточнение программы встречи.

— Отбой


ВТОРОЙ ДЕНЬ

9.00-10.00 — Завтрак

10.00-11.00 — Звуковой кинофильм о Форпосте

11.00-13.00 — Работа читального зала КМС

12.00-13.00 — Возложение цветов на могиле А. С. Макаренко

13.00-14.00 — Обед

14.00-17.00 — История КМС (вед. И. П. Иванов): рассказ с кинокадрами, диапозитивами, фотоснимками

17.00-19.00 — Пресс-конференция «А у вас?» Краткий обзор истории объединений в дополнении к истории КМС и обзор-реклама привезенных документов и материалов

19.00-20.00 — Ужин

20.00-22.00 — Костер на Ленинских горах. Начало эстафеты коммунарских судеб (1956-1963 гг.)

до 22.30 — Сборы по делегациям

22.30 — Общий сбор. Оценка дня.

23.00 — Отбой


ТРЕТИЙ ДЕНЬ

9.00-10.00 — Завтрак

10.00-13.00 — Диспут на тему: «Проектирование личности культурного и образованного человека». Для успешного проведения диспута желательно предварительно прислать тезисы выступлений.

13.00-14.00 — Обед

14.00-16.00 — Работа по секциям

16.00-19.00 — Работа читального зала, кинозала. По желанию осмотр достопримечательностей Москвы.

19.00-20.00 — Ужин

20.00-22.00 — ЭКС (1963-1966 гг.)

до 22.30 — Сбор по делегациям

22.30 — Общий сбор. Оценка дня.

24.00 — Отбой


ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ

9.00-10.00 — Завтрак

10.00-13.00 — Операция «РД» во дворах. Готовит СПО пединститута им. Н. К. Крупской, КИД Лесного городка.

13.00-14.00 — Обед

14.00-17.00 — Дискуссия об этических аспектах применения в воспитании психологических, социологических и педагогических экспериментов

17.00-19.00 — Работа по секциям

19.00-20.00 — Ужин

20.00-22.00 — ЭКС (1966—1968 гг.)

до 22.30 — Сбор по делегациям

22.30 — Общий сбор

24.00 — Отбой


ПЯТЫЙ ДЕНЬ

9.00-10.00 — Завтрак

10.00 — Отправление в поход (в дороге свободное общение)

14.00-15.00 — Обед

15.00-19.00 — Осмотр музея (Абрамцево)

19.00-20.00 — Ужин

20.00-22.30 — Разговор о задачах и формах коммунарского кинематографа. Или отчет о работе секций. ЭКС (1969-1973 гг.)

22.30 — Сбор по делегациям

23.00-24.00 — Общий сбор. Оценка дня.

24.00 — Отбой


ШЕСТОЙ ДЕНЬ

9.00-10.00 — Завтрак

10.00-13.00 — Творческое дело (готовит КиМ). Или осмотр музеев в Загорске.

13.00-14.00 — Обед

14.00-16.00 — Работа по секциям

16.00-19.00 — Читательская конференция по альманахам

19.00-20.00 — Ужин

20.00 — Отъезд в Москву

23.00 — Чай

23.00-24.00 — Сбор по делегациям. Обций сбор. Оценка дня.

24.00 — Отбой


СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

9.00-10.00 — Завтрак

10.00-13.00 — Встреча с интересным человеком

13.00-14.00 — Обед

14.00-17.00 — Работа читального зала КМС

17.00-19.00 — Подготовка к концерту

19.00-20.00 — Ужин

20.00-22.00 — Большой концерт для жителей на открытой площадке

до 22.30 — Сбор по делегациям

22.30 — Общий сбор. Оценка дня.

23.30 — Отбой


ВОСЬМОЙ ДЕНЬ

Отъезд на Украину через г. Калугу с остановкой на 0,5-1 сутки для знакомства с достопримечательностями города.

Работа по секциям

Основные задачи работы по секциям:

1. Выявлениe мнений руководителей различных объединений по вопросам, обсуждаемым на секции.

2. Разработка рекомендаций, которые можно было бы использовать в дальнейшей работе.

1. Изучение и обобщение форм, методов и приемов, используемых в педагогической деятельности КМС (предполагаемый ведущий — И. П. Иванов)
2. «Макаренковские Среды» — школа юного макаренковеда и изучение актуальных проблем науки о воспитании (предполагаемая ведущая — Э. C. Кузнецова)
3. Изучение игры и ее применения в деятельности КМС (предполагаемые ведущие — члены СПО пединститута им. Н. К. Крупской)
4. Повышение эффективности средств накопления педагогической информации и ее обмена (предполагаемый ведущий — В. Хилтунен)

Проект плана работы секции:

1. Обобщение имеющегося опыта отражения различных форм работы объединения в стенгазетах, альбомах, журналах, любительских кинофильмах, радиогазетах, магнитофильмах, в печатных изданиях, по радио и телевидению:

— у кого какие материалы накоплены и применяются;

— в каких материалах (печатных, кино, фото) есть потребность;

— нужны ли общие для КМС фонотека, фильмотека и библиотека; если да, то каковы пути ее создания.

2. Источники педагогической информации, интересной для руководителей объединения (книги, статьи, авторы).

3. Применяемые и желательные способы ориентации в море педагогической информации (обзоры, каталоги, информационные бюллетени и пр.)

4. Возможные формы обмена педагогической информацией между объединениями.

5. Формы стимулирования деятельности объединений по отражению накопленного опыта работы.

Для успешной работы секции предлагается:

— подумать, обсудить и сообщить заранее в форме тезисов соображения по поводу плана работы секции;

— сообщить, какие материалы объединение возьмет с собой на встречу;

— если возможно, заранее выслать краткие аннотации или хотя бы перечень материалов, которые объединение привезет;

— сообщить, с какими материалами других объединений вы хотели бы ознакомиться во время встречи;

— сообщить свои пожелания о формах работы читального зала, кинозала, каталога привезенных материалов.

5. Обмен опытом школьных работников
6. Освоение прикладных умений и навыков: работа с киноаппаратурой, техника линогравюры (предполагаемый ведущий — С. Подмазов)
7. Детальное изучение работы Форпоста культуры им. С. Т. Шацкого (предполагаемый ведущий — Ю. Березкин)

Проект плана работы секции:

1. Что такое Форпост культуры им. С. Т. Шацкого:

— студенческие педагогические отряды и общественно-педагогическая практика студентов;

— форпост культуры как способ координации педагогических усилий комсомольских организаций микрорайона с работой, проводимой педагогом ЖЭКа и общественными Советами в помощь семье и школе.

2. Работа Форпоста по организации досуга.

3. Привитие полезных знаний, навыков и умений.

4. Воспитание юных общественников и организаторов — деятельность дружины культармейцев.

5. Совершенствование педагогического мастерства руководителей и работа по подготовке к поступлению в пединститут.

6. Деятельность по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности — программа культармейской подготовки.

7. О развитии Форпоста как коллектива.

8. Проблемы социологического конструирования коллектива (предполагаемый ведущий — Р. Соколов)

Проект плана работы секции:

1. Цели воспитания. Педагогические системы и педагогический позиции (краткий обзор).

2. Критерии определения гумманистичности педагогических целей, систем и позиций (задача педагогики с точки зрения философии).

3. Oпыт работы по классификации основных и побочных признаков различных коллективов и создание типологии воспитательных коллективов.

4. Социологическое «диагностирование» коллективов, причастных к коммунарскому (макаренковскому) содружеству.

5. Перспективы развития теории и практики социологического конструирования коллектива:

— недостатки стихийного («эволюционного») конструирования коллектива;

— возможные пути повышения эффективности социологического конструирования коллективов.


По окончанию работы каждая секция делает обзор проведенной работы и зачитывает на общем сборе участников встречи рекомендации, разработанные секцией. Отчет о работе секции завершается передачей материалов о ее работе организаторам встречи для хранения и использования в дальнейшей работе.

Работа читательской конференции

Предполагается сделать стенд с критическим обзором материалов, опубликованных в «Родниках», «Макаренковских Средах» и прочих материалов, привезенных в читальный зал. Аннотации и рецензии на некоторые yжe известные материалы (например, прочитанные «Родники») просим прислать заранее.

Примерные вопросы конференции:

1. Отражение истории КМС.

2. Отражение вопросов педагогического воздействия.

3. Проблемные вопросы деятельности КМС.

4. Документальное отражение фактов жизнедеятельности объединений.

5. Качество и содержание материалов о деятельности объединений, опубликованных в печати, переданных по радио и показанных по телевидению.

6. Материалы, отражащие литературно-художественную деятельность объединений.

В заключении конференции — присуждение премий за лучшие материалы о КМС.

К дискуссии об этических границах применимости средств воспитания личности

В последнее время арсенал средств воздействия на личность значительно возрос. Появились фармаксиологические средства, способные изменить психические свойства человека, появилось много приемов психотерапии и аутотренинга, появились приемы гипнопедии и сугестопедии. Увеличилось количество и педагогических способов воздействия на личность и влияний формальных и неформальных групп общения человека. Больших успехов достигла методика созидательных педагогических, социологических и прочих экспериментов. В связи с этим возникает ряд серьезных вопросов, представляющих интерес для педагогов, разрабатывающих на практике элементы педагогики будущего.

Вот некоторые вопросы, предлагаемые на обсуждение:

1. Не представляет ли опасность практическая общедоступность информации о способах влияния на личность при нынешнем уровне философской и педагогической культуры населения?

2. Есть ли гарантия того, что личность может быть защищенной от невежественного или умышленного злоупотребления средствами воздействия на нее?

3. Нет ли опасности того, что от неправильной оценки качеств личности или от неправильного представления о том, какой она должна быть, в результате применения одного из средств воздействия личность окажется покалеченной?

4. Не следует ли внести определенные ограничения в использование тех или иных методов воздействия на личность?

Организаторы дискуссии постараются пригласить на нее психологов и философов, специально занимающихся этими вопросами. Участников встречи просим теоретически подготовиться к дискуссии и дополнительно прислать вопросы, возникшие в ходе обдумывания её темы.

Бюллетень конференции по проблемам объединений Коммунарского Макаренковского Содружества

Вопросы, предложенные для обсуждения делегациям:

1. Название, год рождения вашего объединения.

2. Основные методы и формы работы вашего объединения, клуба.

3. Материальная база объединения, возникают ли трудности материального порядка, как вы их разрешаете?

4. Возникают ли конфликтные ситуации с райкомом комсомола, дирекцией школы, училища, администрацией вуза и другими официальными органами? Каковы пути разрешения подобных конфликтов?

5. Имеет ли место в вашем объединении конфликт поколений? Как он преодолевается?

6. Назовите несколько творческих дел, разработанных в вашем объединении за последние годы?

7. Необходима ли вашему объединению методическая помощь? Кто её должен осуществлять (осуществляет)?

г. Москва, комсомольско-молодёжный Форпост культуры им. С. Т. ШАЦКОГО

Форпост культуры — форма деятельности студенческого педагогического отряда МГПИ им. Ленина. Он ориентирует свою работу на творческое содружество старших и младших в деле освоения различных сфер человеческой культуры.

Материальная база Форпоста складывается из средств, предоставляемых ЖЭКом и официальными и неофициальными шефами. Возникают трудности проведения труддесантов в Москве, поэтому они составляют лишь небольшую часть материального фонда Форпоста.

Конфликты с официальными организациями (ЖЭК, Пединститут и др.) возникали только на начальном этапе организации Форпоста. Конфликты были незначительными и преодолевались благодаря помощи кафедры педагогики МГПИ им. Ленина, а особенно научного руководителя Форпоста доцента кафедры Э. С. Кузнецовой.

Форпост культуры — разновозрастное объединение. В него входят ребята от семи лет до студентов-старшекурсников. В связи с тем, что в Форпосте учитываются интересы и цели ребят разных возрастов, конфликтные ситуации между старшими и младшими легко преодолеваются.

В своей работе Форпост использует формы творческих дел, разработанных различными коммунарскими объединениями ранее. В последнее время Форпост старается объединить различные творческие дела в тематические блоки-комплексы (операция «ЗФД — зона форпостовского действия» и т. д.).

Методическое руководство воспитательной работой Форпоста осуществляет кафедра педагогики МГПИ им. Ленина и Макаренковское отделение СНО — «Макаренковские среды». Библиотека Форпоста имеет небольшой фонд методической литературы по педагогике. Еженедельно работает методический совет.

г. Ленинград, Коммуна им. Макаренко

КиМ — отделение СНО ЛГПИ им. Герцена. Методику работы, формы творческих дел, Устав и т. п. смотри в материалах, розданных делегациям на VIII сборе КМС.

Материальная база КиМа состоит из месячных взносов (50 коп. — студент, 1 руб. — десантник) и средств, отпускаемых Ленинградским отделением педобщества, коллективным членом которого является КиМ.

Конфликта поколений не существует, так как оканчивая институт, кимовцы становятся десантниками и продолжают оставаться равноправными членами КиМа.

Методическую помощь оказывает кафедра педагогики ЛГПИ, особенно научный руководитель КиМа, доктор педагогических наук И. П. Иванов.

Являясь лабораторией по разработке творческих дел для работы со школьниками, КиМ охотно осуществляет методическую помощь.

г. Брест, студенческое методическое объединение «Поиск»

«Поиск» существует при кафедре педагогики Брестского пединститута. В объединении 18 человек. Основные формы работы — сборы по отрядам и Общий сбор. «Поиск» организовался в этом году.

Члены объединения занимаются творческой разработкой октябрятских праздников в школе.

Материальную базу «Поиску» обеспечивает ректорат института, конфликтов по этому поводу пока не возникает.

Конфликтных ситуаций с горкомом комсомола нет, но нет и сотрудничества.

Наиболее характерным являются конфликты с учителями школ, в которых члены «Поиска» проводят работу с октябрятами. Учителя нередко не доверяют студентам. Одним из методов разрешения подобных конфликтов является практическое проведение в октябрятских классах творческих дел, разработанных в «Поиске».

Методическую помощь «Поиску» кроме кафедры педагогики оказывает ленинградский КиМ.

г. Якутск, Коммуна «Факел»

Коммуна «Факел» работает при кафедре педагогики Якутского университета. К основным направлениям деятельности коммуны относятся следующие: 1) повышение интеллектуального уровня и творческий рост членов коммуны «Факел»; 2) разработка коммунарской методики педагогического воздействия; 3) пионерская практика; 4) работа с педагогически запущенными подростками.

Своего материального фонда коммуна «Факел» не имеет. Деньги иногда выделяет профком института или обком ВЛКСМ. Возникают трудности в связи с тем, что нет специального помещения для занятий коммуны.

Коммуна делится на три отряда по факультетам: «Пламенные сердца», «Костёр», «Луч».

Коммуна «Факел» родилась 21 ноября 1967 года. Выпускники коммуны постоянно помогают в проведении «Огоньков», но только те, кто работает в городе. Остальным по мере возможности коммуна оказывает методическую помощь.

Коммуна «Факел» поддерживает связь с ленинградским КиМом и хотела бы установить связи с другими объединениями КМС.

г. Калуга, экспериментальный педагогический отряд студентов-старшеклассников

ЭПОСС организован по примеру КиМа и Форпоста культуры в 1972 году.

Три основных задачи ЭПОССа:

1) подготовка студентов и старшеклассников к работе со школьниками.

2) организация воспитательной работы с детьми во дворе.

3) организация творческой лаборатории молодых педагогов.

Материальную базу объединения обеспечивает ЖЭК, который предоставил две комнаты, где ежедневно работает несколько кружков и спортивных секций. Дополнительные средства были собраны комитетом комсомола пединститута (10 коп. с каждого студента). На эти средства было приобретено оборудование помещения ЭПОССа.

Требуется методическая помощь Коммунарского Макаренковского Содружества.

Московская область, КИД им. Энгельса Лесного городка и СПО МОПИ им. Крупской

КИД им. Энгельса — школьный кружок, который в методике своей работы использует различные формы деятельности КМС.

В системе воспитания школьников, по мнению КИДа, углубленное изучение игры является наиболее важным. КИД проводит фестивали показа игр, экспедиции и походы за играми и т. п. Объединение кидовцев вокруг игры, как главного дела коллектива, позволяет объединению развиваться всесторонне.

Старшие кидовцы, поступив в МОПИ им. Крупской, организовали студенческий педагогический отряд, который вместе с КИДом занимается методической разработкой игр и других материалов, связанных с игровой деятельностью школьников.

г. Казань

Пионерские и комсомольские штабы Казани работают по макаренковской методике коллективного воспитания.

Одним из таких штабов является городской пионерский штаб «Искорка». Основные направления работы штаба:

1) клуб комиссаров;

2) отряд мальчишей;

3) пионерский лекторий и др.

г. Горловка, Клуб им. Макаренко

КИМ организовался в 1968 году на базе коммунарской секции, которая существовала в Горловке с 1961 г. по 1967 г.

Методика работы КИМа постоянно меняется. Клуб использовал отрядный, территориальный, секционный и др. принципы работы.

Трудности материального порядка в клубе практически не возникают. Материальными средствами обеспечивают райкомы комсомола. КИМ собирается в Доме пионеров или в детском кинотеатре «Ровесник».

Возникают конфликты с администрацией школ. Это происходит в силу того, что многие ребята, проводя большую работу в КИМе, не работают в школах. Разрешению подобных конфликтов помогает проведение КИМом учебы комсомольского актива совместно с комитетами комсомола школ.

В связи с тем, что после сборов в КИМ приходит большое количество ребят, не связанных непосредственно с работой школьных комитетов комсомола, в клубе возникает проблема «лишних людей».

Имел место и конфликт поколений в клубе. Старшие кимовцы, имея большой опыт, сдерживали творческую инициативу младших. В настоящее время, разобравшись в сложившейся ситуации, старшие кимовцы отдали руководство младшим.

КИМ имеет связь с пионерфаком Костромского пединститута, где учатся 15 кимовцев.

г.Петрозаводск, летний лагерь комсомольского актива «Ивенка»

Впервые лагерь был организован в 1964 году.

Основными задачами работы лагеря являются:

1) учеба школьного комсомольского актива;

2) организация активного отдыха старшеклассников.

Принципы жизни в лагере: самоуправление, самовоспитание, самодисциплина. В зимний период работает Клуб ивенских комиссаров.

Члены клуба являются внештатными инструкторами школьного отдела Обкома ВЛКСМ. Некоторые комиссары — члены педобщества Карельской АН.

Материальную базу «Ивенке» предоставляет Обком ВЛКСМ. Остальные средства ивенцы зарабатывают на труддесантах.

Имевший место конфликт поколений решили следующим образом: в руководстве лагерем на равных правах принимают участие три комиссара разных поколений.

За последние годы в «Ивенке» разработан ряд новых коллективных творческих дел, как то: «Праздник поэзии», «Политпутешествие», «Окно в мир», «Лотерейная газета».

г. Пермь, Клуб Юных Коммунаров

КЮК был организован в 1964 году.

Основным методами работы являются сборы:

— весенний — учеба комсомольского актива района;

— летний — организация летнего отдыха старшеклассников с привлечением трудных подростков;

— зимний — агитпробег, операция «РЛ»;

— малые сборы — учебы комсомольского актива совместно со школьными комитетами комсомола.

Материальная база клуба складывается из денег, заработанных в летних трудовых лагерях и на труддесантах в городе. Постоянного помещения КЮК не имеет. В связи с этим возникают конфликты с райкомом комсомола.

В начале своей деятельности клуб был внештатным школьным райкомом, но постепенно клуб эволюционировал и стал разновозрастным объединением, цель которого воспитание ребячьих комиссаров. Очень часто райком навязывает КЮКу деятельность, несоответствующую его целям и задачам. Например, оперативную работу, дежурство на массовых районных мероприятиях и прочее. В связи с этим также возникают конфликты.

За последние годы в клубе разработан ряд коллективных творческих дел, такие как ЧП (час просвещения), «Аукцион», «Книжная полка», Праздник первого сорняка и т. д. Разработано несколько литературно-музыкальных композиций для выступления агитбригады и музыкальное представление «Русские посиделки».

Клуб Юных Коммунаров дружит с различными объединениями Коммунарского Макаренковского Содружества, а также с Эстонской Дружиной Старшеклассников, куда уже второй год выезжает на летние трудовые десанты.

При активном участии и помощи КЮКа были созданы подобные клубы в Пермской области: Соликамский КЮК и Юнком в г. Перми. Коммунары принимали активное участие в проведении лагеря «Коммунар-68» в г. Щелково Московской области.

г. Пермь, Юнком

Клуб создан в 1971 году на базе Орджоникидзевского райкома ВЛКСМ и Дома пионеров.

Основными методами работы являются сборы-учебы школьного комсомольского актива. В клубе пять отрядов: «Кент» (объединяет секретарей школьных комсомольских организаций), «Гаврош» — районный пионерский штаб, «КОД» (Комсомольский Отряд Дзержинцев), «Скиф» (объединяет школьные прессцентры), «Аляпка» — отряд работает с новыми членами Юнкома.

Материальную базу обеспечивает Дом пионеров. Кроме того, материальный фонд клуба создается в результате трудовых десантов и операций.

В летнем лагере клуба «Республика Звездная» проводится работа с трудными подростками.

Клуб осваивает в настоящее время коммунарскую методику проведения коллективных творческих дел.

г. Белебей, Школьный Клуб Юных Коммунаров

Клуб был организован в 1961 году на базе средней школы № 1 г. Белебея.

Членами клуба сначала были ученики одного класса, руководителем была учительница Татьяна Константиновна Максимова. Вскоре клуб перерос рамки класса и стал школьным коммунарским объединением. Большие сборы проводились осенью и весной. Донесения о деятельности клуба посылались в «Алый парус» «Комсомольской правды» вплоть до 1971 года. Члены клуба участвовали в сборах Фрунзенской коммуны в г. Ленинграде и в сборе орлят в г. Москве.

Из выступления доктора педагогических наук И. П. Иванова на закрытии VIII слёта KMC в Москве

Дорогие друзья! Мы очень плотно и крепко поработали на этом слёте. Мы не хотим сказать, что этот слёт уступал Лужским слётам, но мы считаем, что могут быть разные варианты слётов, в том числе и вариант московского слёта при всех его недостатках, которые неизбежны в таком деле. Мы пионеры с вами, мы прокладываем новые пути, мы учимся коллективной творческой жизни, которая необъятна и многогранна. Поэтому этот вариант обогатил нас очень многим: мы решили наши задачи. И самое главное, что мы с вами, несмотря на все испытания, энергичны, полны энтузиазма. И мне хочется закончить вещими словами Владимира Маяковского, сказанными, правда, по другому поводу, но по-моему, они относятся прямым образом к нам. Слова эти такие:

Если вы не за нас, а мы не с вами,
То черта ль нам остаётся делать?



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=