Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Отчет секретаря Коммуны Натальи Буленковой о работе КиМа и о своей работе с 3 ноября 1975 года по 3 ноября 1976 года

В сентябре 1974 года Коммуной имени Макаренко был принят пятилетний план. И мне кажется, что лучше всего отчет о проделанной работе КиМа вести по пунктам нашего плана.

Забота о макаренковском мемориально-методическом центре, о педагогах города, области, страны (Операция «Центр»)

1. Создан библиографический указатель материалов Центра — картотека с аннотациями работ.

2. По Макаренковской методике организации воспитательного процесса написано 9 творческих работ, из них — две дипломные. При защите дипломных работ общим мнением было то, что работы носят высокий научный уровень, имеют большую практическую ценность. Поступило предложение напечатать их в журнале «Начальная школа».

3. Постоянная «Вахта» в помещении Центра по отрядам проходила с 15 до 19 часов по всем дням, кроме субботы и воскресенья. Основная задача — самообразование самих кимовцев, забота об отделах Центра и забота о посетителях (рассказ о КиМе, помощь в работе c материаламb Центра).

4. Зимой этого года делегация Коммуны провела пед. десант в п/лагерь «Кивач» санаторного типа, смена 65 дней (г. Петрозаводск). Проведена серия КТД с ребятами, а главное — с педагогическим коллективом лагеря, что было очень важно. Был показан педагогам устный альманах «Солнышко» о КиМе.

5. Десант во Всесоюзный п/лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок». Показан устный альманах «Солнышко» о КИМе, проведен цикл КТД на занятиях школы вожатых, а также прочитан цикл лекций по методике организации воспитательного процесса. За отличную работу на кафедру ПиМНО института им. Герцена была прислана благодарность.

6. Неоднократно проводились выступления перед учителями, вожатыми, студентами И. П. Ивановым, Н. П. Царевой, Л. С. Нагавкиной, С. В. Нагавкиным по материалам Центра.

7. Создана передвижная выставка по Центру к 88-й годовщине со дня рождения А. С. Макаренко со стендами:

8. На основе упорной работы по сбору материалов о школе-колонии «Красные Зори», о ее руководителе И. В. Ионине и о других школах-колониях г. Ленинграда был создан Отдел Центра «ЛЭМ» — Ленинградские единомышленники Макаренко, возглавил который специальный отряд «Краснозорец» (из учащихся педагогического училища им. Некрасова и кимовцев). Первым итогом их работы было проведение грандиозного праздника — встречи воспитанников школы-колонии «Красные Зори», который навсегда останется у них в памяти (4 июля 1976 года).

9. На XII слете КМС в г. Перми делегация КиМа в составе четырёх человек проводила свой «День». Решением общего сбора День ленинградской делегации был признан лучшим днем на слете, было высказано мнение: «Хорошо, если бы все дни слета были такими». За работу на слете Ленинградской делегации поставили оценку «отлично», был отмечен высокий научный и культурный уровень кимовцев.

10. В августе этого года была проведена третья научно-практическая экспедиция по Макаренковским местам страны. Главное — еще более тесная связь с воспитанниками А. С. Макаренко, они не просто наши друзья, а сотрудники. Ответы воспитанников А. С. Макаренко на анкету, разработанную Коммуной в этом году, — новый этап в создании «Книги судеб». Созданы две карты мест Горьковской колонии (они являются историческими документами), а также снят фильм. И что очень важно — в ходе экспедиции мы приобрели новых друзей, новых соратников в борьбе — Ялтинский педагогический отряд.

Забота о базовых и опорных школах (Операция «Школа»)

1. Студенты 3 и 4 курсов на методической и стажерской практике проводили КТД и коллективные творческие праздники в опорных школах.

2. В опорных школах проводились педагогические эксперименты по девяти КТД. Написано 2 дипломные и 7 курсовых работ по психолого-педагогическому обоснованию КТД.

3. Были проведены «Пед. десанты»:

— в Сиверский дом пионеров;

— в школу г. Павловска (проведен семинар с учителями и директорами школ г. Павловска по совершенствованию воспитательного процесса, а также проведена серия КТД «на разных возрастах»);

— в школу Невской Дубровки (проведена с ребятами ролевая игра «Пульсар»).

4. Кимовцами было поставлено три новогодних спектакля в опорных школах.

5. В мае этого года был проведен семинар с учителями опорных школ нашей кафедры — первый подход к операции «МиГ».

6. С конца августа развернута операция «МиГ» («Макаренко и Гайдар»).

Забота о родном институте (Операция «Институт»)

1. Систематически выпускался фотобюллетень о жизни КиМа.

2. Материал о жизни КиМа, о его проблемах, об удачах, достижениях печатался в стенной газете «Педагог». В газете «Советский учитель» появились две статьи кимовцев о праздновании Дня рождения Коммуны и Дня рождения А. С. Макаренко. В целях пропаганды Центра, идей Коммуны необходимо вести систематическую работу по публикации материалов Центра, материалов о жизни коммуны.

3. 13 марта 1976 г. был проведен общеинститутский праздник в честь Дня рождения А. С. Макаренко. На празднике были очень интересные выступления воспитанников А. С. Макаренко, был организован просмотр выставки о жизни и деятельности А. С. Макаренко и его воспитанников. Был отмечен высокий научный, познавательный уровень праздника (Альманах «Солнышко» по жизни и деятельности А. С. Макаренко).

4. На городском конкурсе студенческих научных работ семь кимовских работ было удостоены дипломами II и III степени, а их авторы получили по 20 рублей премии. Сейчас на городской конкурс коммуной представлено девять новых научных работ.

5. В этом году Н. П. Царева работала в качестве руководителя школы вожатых — первокурсников и второкурсников. Кимовцы 3 и 4 курсов принимали активное участие в этой работе. Особенно при непосредственной подготовке к лагерю студентов 2 курса.

Забота о самообразовании и самовоспитании каждого члена КиМа (Операция «Рост»)

1. Встречи на средах — УПеКу с воспитанниками и сотрудниками А. С. Макаренко (ленинградскими) и с воспитанниками школы-колонии «Красные Зори» — непосредственная работа по изучению макаренковской методики.

2. Доклады на Дне СНО о своих дипломных работах Оли Дормидоновой и Натальи Давыдовой имели большую ценность, так как в них раскрывались различные методы исследования педагогического эксперимента, показан путь обработки данных.

3. Очень плодотворно работала «орлятская школа» под руководством Н. П. Царевой. Опыт этого года показал, что такая орлятская школа очень нужна. Она помогает разобраться, что такое Коммуна, дает первые навыки коллективной организаторской деятельности. Но одно пожелание: привлекать больше коммунаров к работе орлятской школы.

4. Хочется отметить хорошее начинание отряда «Клякса» — анализ педагогической литературы. К сожалению, это хорошее начинание не было продолжено.

5. Огромная благодарность И. П. Иванову за проведенные теоретические среды, где за короткий срок были даны основы методики коммунистического воспитания, и Н. П. Царевой за интересный, на высоком научном уровне доклад по методу наблюдения, проведенный на 79-м съезде КиМа в Павловске.

6. Использование в целях самовоспитания кимовцев (взаимного и личного) различных видов коллективной организаторской деятельности. КТД использовались не в полной мере и не на очень высоком уроне, мало было проведено встреч с интересными людьми.


Я была секретарем Коммуны почти два года. Срок немалый. Секретарь Коммуны — хранитель традиций и чести Коммуны. Именно это я и старалась делать, но не всегда все получалось. Я твердо убеждена, что у секретаря все-таки должен быть «Товарищ СК», хотя бы в течение полугода, так как должна быть преемственность, учеба.

Конечно, мне многое не удалось. Я больше была «хозяйственник» нежели Секретарь. Но все равно звание Секретаря Коммуны дает очень большие возможности для развития личности, особенно таких качеств, как ответственность перед коллективом, организованность, собранность. Умение владеть своими чувствами, общаться с людьми, умение планировать время, дела. И я очень благодарна Коммуне за честь, которую она мне оказала.

Я очень рада, что сейчас Секретарем Коммуны выбрана Нина Асанова, у нее есть все качества, которых так не доставало мне: умение видеть перспективы коллектива, твердость, решительность. Единственное пожелание — быть более внимательной к людям. Мне кажется, что такие качества, как внимательность, доброта необходимы Секретарю Коммуны.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=