Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Репортаж о гайдаровском рейде КиМа (июль 1966 года)

Вместо солидного предисловия

Гайдаровский рейд КиМа

Писали мы этот репортаж в палатках под проливным дождём в тех местах, где когда-то стояла деревня Смердыня и еще десяток многолюдных ленинградских сел. В тех местах, куда суровой зимой вышла героическая 54-ая армия и грудью своей прикрывала наш город, не отступив ни на шаг.

Здесь, на высоком берегу реки Тигоды, завершили мы свой первый гайдаровский рейд по Тосненскому району. «Мы» — это кимовцы, члены Коммуны имени Макаренко. Так называем мы свой творческий союз, работающий над макаренковской методикой коммунистического воспитания. КиМу три года. Его штаб — на педагогическом факультете института имени Герцена. В его дружной семье — студенты и выпускники-герценовцы: учителя, воспитатели, пионервожатые, преподаватели педагогических училищ и даже… один директор школы. И их друзья — люди разных профессий.

Мы собираемся каждую среду в своём УПеКу — университете педагогической культуры, выступаем с устным альманахом «Солнышко», проводим регулярно свои съезды — чаще всего за городом, разрабатываем коллективные творческие дела, проводим их вместе со своими друзьями — педагогами и ребятами, обсуждаем, описываем и даем материал в очередной номер нашего журнала «Родник».

Было у нас двадцать три съезда. Каждый особенный, неповторимый. Таким же стал и очередной, двадцать четвертый. Мы назвали его гайдаровским рейдом.

Почему?

Потому что цель его была гайдаровская: забота о людях — взрослых и ребятах, о славе и памяти тех, кто сражался за Родину.

Потому что дух его был гайдаровским: романтика поиска и борьбы.

Потому что основа его была гайдаровской: содружество старших (кимовцев) и их младших товарищей — местных школьников.

Этим рейдом мы начали свою работу в Тосненском районе Ленинградской области. Каждое сделанное нами в рейде дело открывает собой новую страницу жизни нашей Коммуны.

Поэтому и репортаж о гайдаровском рейде КиМа сложился из нескольких начал…

Начало всех последующих начал — ОБЩИЙ СБОР 30 июня

СЛУШАЛИ:

Анну Александровну Люблинскую, ее рассказ о длительном педагогическом эксперименте в Тосненском районе, как деле государственного значения.

ПРИНЯЛИ:

поручение кафедры и института сосредоточить силы на разработке и опытной проверке системы воспитательной работы в масштабе района. Кимовскому кораблю — далекое плаванье!

ОДОБРИЛИ:

сообщение Дежурного Командира Аллы Масленниковой и И. П. о трех разведпоездках в Тосненский район и предложения инициативной группы кимовцев о программе очередного, ХХIV съезда Коммуны.

РЕШИЛИ:

провести съезд как первый гайдаровский рейд по Тосненскому району.

Этим рейдом принять участие во Всесоюзном походе советской молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа; начать во время рейда осуществление следующих перспективных задач:

1. Сбор материалов о жизни Тосненского района: его героическом прошлом, славном настоящем и перспективах развития; пропаганда этих материалов.

2. Увековечение памяти тосненцев, отдавших свою жизнь за Родину; бойцов, сражавшихся на тосненской земле за Ленинград.

3. Забота о людях тосненских сел, о взрослых и детях.

4. Разработка новых коллективных творческих дел, создание кинофильмов и другие виды методическом работы; внедрение результатов этой работы в практику.

5. Содружество со школьниками и педагогами, комсомольцами и старожилами Тосненского района, общие с ними дела, обмен опытом.

ЗАДУМАЛИ

использовать в рейде такие коллективные творческие дела, как

гайдаровская разведка по нескольким маршрутам;

операция типа «Никто не забыт»;

трудовые операции — секретные, полусекретные, открытые;

выпуск устного альманаха «Солнышко»;

военные игры и игры-молнии.

Обсуждать результаты гайдаровской разведки, составлять план операций, подводить их итоги как всегда — на общем сборе Коммуны («огоньке»).

НАМЕТИЛИ

в качестве основных участков рейда: Андриановский куст (база у деревни Усадище) и затем — район деревни Смердыня (места боевых действий 54-й армии в 1942-1944 гг.). Дальше — по обстановке.

СОЗДАЛИ

восемь ТО (творческих объединений) и объединили их по два в четыре сводных звена. Получилось так:

Первое звено ТО «Социологов» (ответственные за изучение района) — Люда Введенская, Люда Тетерская, Ира Чуликова и ТО «Запевал» (ответственные за песни) — Тамара Кучеренко, Алла Масленникова, Таня Иванова.

Во второе звено вошли ТО «Красных Следопытов» (ответственные за участие во Всесоюзном походе Славы) — Юра Афанасьев, Галя Рогачева, Лида Шевелева и ТО «Полководцев» (ответственные за военные игры) — Зина Полонская, Валя Городничева, Люда Максимова, Инна Аванесян.

Третье звено образовали ТО «Клубников» (ответственные за работу в клубах) — Нина Осьминина, Ида Левинсон и ТО «Бесенят» (ответственные за игры-молнии) — Аня Кучина, Рита Бесова, Тамара Коршакова.

Четвертое звено объединило ТО «Мудрейших» и ТО «Киношников». В звено вошли Тоня Смирнова, Валя Ночевкина, Вера Животовская, Зина Бесковцева, Стеша Гузан, И. П.

УСЛОВИЛИСЬ

взять с собой в рейд 8-10 местных ребятишек и распределить их по нашим звеньям.

ВЫБРАЛИ

на первые дни съезда командирами звеньев — членами совета Коммуны Люду Введенскую, Галю Рогачеву, Аню Кучину, Тоню Смирнову.

ПОРУЧИЛИ

Совету Коммуны этого созыва (председатель — ДК Алла Масленникова) руководить подготовкой по звеньям к выходу в рейд: сбор денег, закупка продуктов, составление меню на первые дни, распределение снаряжения — палатки, топоры, кастрюли и т. д.

ПОЗДРАВИЛИ от всей души

с окончанием института наших выпускников: Инну Аванесян, Тамару Кучеренко, Стешу Гузан, Люду Воробьеву, Ларису Рогачеву, Люду Панчук. Вручили им наш подарок — номера журнала «Родник».

Горячо ПРИВЕТСТВОВАЛИ

приехавших на съезд «десантников» — ветеранов КиМа: Юрия Афанасьева (директора Овгортской школы Тюменской области), Анну Кучину (учительницу школы на ст. Мирная Читинской области), Риту Бесову (учительницу школы в г. Реж-1 Свердловской области), Лиду Шевелеву (преподавателя педучилища в г. Тобольске).

ДОГОВОРИЛИСЬ

встретиться всем 3 июля в 15.30 на Московском вокзале. Форма одежды — походная.

Начало первое — ГАЙДАРОВСКАЯ РАЗВЕДКА

Первое походное утро. Живописная поляна над рекой Тосно. Полукружье палаток, за рекой — таинственные пока деревни Усадище, Сидорово, Тарасово, Андрианово, Целая terra incognita, земля неведомая…

Идет общий сбор.

Обсуждаем пять маршрутов первой гайдаровской разведки: terra incognita должна и для нас стать родным краем!

Маршруты намечены такие: БС или Боевая Слава, СХ или Сельскохозяйственный, Поселковый, Клубный и РП — Ребята и педагоги.

Объявляется запись добровольцев в сводные разведотряды.

Последние приготовления. Один за другим уходят за реку отряды. Всем жутковато: ведь это первая такая разведка! Надо учиться в самой гуще жизни — учиться видеть, слышать, находить…

Маршрут «Боевая слава»

Наш сводный отряд во главе с Юрой Афанасьевым отправился на поиски местных жителей — участников Великой Отечественной войны. Мы решили сходить сначала в сельский совет. Но, придя туда, были вынуждены остановиться перед закрытой дверью. Что же делать? Заходить в каждый дом? Это было нам, пожалуй, не по силам, потому что этот сельсовет объединяет пять деревень. Но тут на наше счастье, появилась секретарь сельсовета и она послала нас к Серафиме Ивановне Пядышевой, уроженке этих мест. Секретарь сельсовета сказала также, что Серафима Ивановна может рассказать нам о дворце Голицыных, который находится в Андрианове.

Теперь, не теряя времени, мы помчались к Серафиме Ивановне. Мы были настолько рады, что она оказалась дома, что сначала не могли вымолвить ни слова. Придя в себя, озадачили Серафиму Ивановну сразу несколькими вопросами. Потом, сообразив, что сразу на несколько вопросов нельзя получить ответ, задали самый главный, из-за которого собственно мы и пришли: кто из ваших земляков воевал на фронтах или был в партизанах?

Серафима Ивановна назвала несколько человек, среди которых были товарищи Кадышев и Мокеев. Затем мы у неё спросили о дворце Голицыных. Она нам рассказала, что первоначально этот дворец принадлежал графу Строганову. Голицыны были родственниками Строгановых и потом получили в наследство это имение. Дворец во время Отечественной войны был разрушен, якобы, сыном Голицына, служившим у фашистов. Сейчас дворец восстановлен. И там — детский дом.

Сказала она и о том, что под этим дворцом находится фамильный склеп князей Голицыных. Как нам ни интересно было слушать Серафиму Ивановну, но мы вынуждены были удалиться, потому что она спешила на работу.

Распрощавшись с Серафимой Ивановной, мы отправились к товарищу Кадышеву. Он находился дома, был нам рад и вот что рассказал.

В начале войны попал в окружение под Лугой, хотел пробиться к своим, но не смог, вернулся опять в Лужский район и воевал в составе 5-й партизанской бригады до её расформирования в 1944 году. Товарищ Кадышев вспоминал о жизни этой бригады, о проведенных ею боях. Еще он нам сказал, что в 20-ю годовщину Великой Отечественной войны был награжден орденом Красного знамени. Через столько лет награда нашла героя!

Затем мы пошли к кузнецу Борису Михайловичу Мокееву. Он начал воевать с первых минут войны, потому что служил пограничником на Западной Украине. В первые же часы был ранен в ногу, но не вышел из боя. Затем, выполняя поручение командира, был ранен вторично, очень тяжело. Был на границе неделю и всю эту неделю Борис Михайлович лежал без пищи, с одной фляжкой воды; когда заставу захватили фашисты, его взяли в плен, поместили в госпиталь для пленных. Немного оправившись от ранения, Борис Михайлович бежал из госпиталя, был пойман, жестоко избит и помещен в тюрьму в городе Луцке. Через некоторое время снова бежал, скрывался во Владимире Волынском, где познакомился с Петром Шарыгой. Затем вместе с ним организовали небольшой партизанский отряд, который потом влился в крупный партизанский отряд под командованием Бринского. Там он воевал до 1944 года… Все послевоенные годы Борис Михайлович работает бессменно кузнецом. Он передовик труда.

Галина Рогачева, сводный отряд «БС»

Маршрут СХ — Сельскохозяйственный

4 и 5 июля нашим сводным отрядом в составе Городничевой Вали, Полонской Зины и Тетерской Люды (комсводотряда) была проведена гайдаровская разведка по маршруту СХ.

Мы получили задание общего сбора Коммуны: узнать как можно больше о совхозе «Прогресс», о лучших тружениках деревень, объединенных этим совхозом.

Получив такое задание, наш отряд первым делом двинулся прямой дорогой к директору совхоза. Им оказался очень приветливый человек лет 35, который с готовностью пригласил нас в свой кабинет (очевидно, приняв нас за каких-нибудь корреспондентов) и рассказал, что основная забота совхоза — обеспечить Ленинград яйцами, молоком и мясом, птичьим и говяжьим. Свой план совхоз перевыполняет и уже сейчас, в начале июля, сдает продукцию за третий квартал. В совхозе много отличных тружеников; две доярки — Логинова Т. А. и Свищева З. С. утверждены участницами ВДНХ; очень хорошо работают птичницы. Трудно даже выделить из них лучших!

Нам, конечно, было очень приятно услышать, что хорошие люди не оставят Ленинград без мяса, молока и яиц, но нам хотелось узнать и о таких тружениках, о которых часто и несправедливо забывают. Например, о сельских учителях. Оказалось, что в местной, Андриановской школе очень мало учителей с высшим образованием. Большинство — из педучилища, поэтому математику, русский язык, физику и другие предметы приходится вести людям, которые знают их на уровне средней школы… Подготовка учащихся, естественно, слабая. После 8-го класса ребята не могут поступить в техникум.

В начальных классах преподает очень хорошая учительница — Нина Николаевна Грачёва. А что делают на селе комсомольцы «Прогресса»? Их всего одиннадцать, но ведь и 11 человек — тоже сила. Но, увы, пока эта сила бездействует. Комсорг (воспитательница детского сада) только собирает членские взносы, да и то не в срок. После этого мы робко задаем вопрос о спортивной работе и в ответ получаем только улыбку.

Во время этой беседы директор выяснил, что мы никакие не корреспонденты, а «шефы», поэтому и рассказал о местных невзгодах — о школе, о комсомоле и о самом страшном горе — пьянстве.

Да, шефам здесь есть работа! «Доска почёта» в совхозе, конечно, есть, но вот «доску позора», пожалуй, сделать тоже не мешает!

Вышли мы из кабинета директора совхоза и хотели отправиться на птичник, чтобы сфотографировать птичниц, но силы небесные преградили нам путь. Не успели мы добежать до магазина, как хлынул такой дождь, что нам пришлось отложить эту операцию.

Во время краткого антракта между двумя ливнями мы добежали до яйцесклада, где увидели такую картину: в домишке на курьих ножках общей площадью около 15 квадратных метров разместились печь, письменный стол, большой рабочий стол для укладки яиц, а все остальное место заставлено ящиками с яйцами до потолка. Четыре женщины на пятачке едва могут повернуться, чтобы хорошо упаковать яйца. Это летом, а что же бывает зимой?! В сильные морозы печка не выдерживает и разваливается, руки приходится греть под электрической лампочкой.

О том, как откликнулись кимовцы на дела «сельскохозяйственные» во время нашего первого рейда, станет ясно со следующих страниц, а перспективная наша задача — сделать «Уголок трудовой славы» в местное клубе. Может быть, стоит также устроить где-то «уголок» и «не очень доброй славы», и уж обязательно нужно растревожить местных комсомольцев!

Люда Тетерская (комсводотряда)
Валя Городничева
Зина Полонская

Маршрут «Поселковый»

Утром на общем сборе наш сводный отряд получил задание: выяснить уровень благоустройства деревень Усадище, Сидорово, Тарасово, Андрианово.

План наших действий вырисовывался «на ходу». Сначала мы отправились к председателю сельсовета. Проделав длинный путь через незнакомые нам пока деревни, мы увидели на дверях сельсовета… замок. Секретарь сказала: «А председатель в Тосно». По поводу благоустройства она сообщила, что сельская комиссия по благоустройству находится на сенокосе под Любанью…

Тогда мы решили направить свои стопы к директору совхоза. В конторе мы немного потоптались, поведали наше дело секретарю (это был уже другой секретарь — теперь уже директорский) и услышали: «Вот уже две группы были у директора и сейчас кто-то сидит». Мы, осмелев, переступили порог кабинета. Видим: сидит наш отряд «СХ». Директор с увлечением рассказывает им о жизни совхоза. Мы тоже слушаем. Когда «сельскохозяйственники» вышли, мы атаковали директора по своей линии: как ведется благоустройство в совхозе? Как с библиотекой? Какое строительство? Директор в деловом тоне рассказал нам:

«Начальник УНР задерживает строительные работы. В новом здании детсада нет канализации, поэтому в это здание не могут переехать ни детсад, ни ясли, а в их старое помещение не может переехать библиотека. Библиотекаря нет, следовательно, библиотека не работает. За парком должен следить детдом».

У нас поднялось настроение: «Ага, вот новые сведения!» Обрадовавшись, что узнали и о строительстве, и о работе библиотеки, мы вышли от директора. Но каждая встреча с другими сводными отрядами приводила нас в уныние: оказывается, всё это директор сообщал и им, только «под разным соусом», и к тому же каждый отряд в какой-то мере выполнял и наше задание. Нам надо искать именно своё, «поселковое», связанное с бытом, повседневной жизнью людей.

Увидев дом с вывеской почты, мы подумали: надо узнать, какие газеты и журналы выписываются жителями. Но… почта выходная. Ага, идея: идем в магазин и столовую!

В магазине всё прилично, много разнообразных продуктов. А рядом — столовая. Голые столы без горчицы и соли, голые стены, голый буфет, тощее меню. В столовой сидели наши «дегустаторы» — Юра Афанасьев и Галка Рогачёва. Они сообщили, что есть в этой столовой нечего. Это же подтвердилось в нашей беседе с местными жителями: лучше-де в эту столовую не ходить, здесь можно встретить обед, сваренный 3-4 дня назад…

На следующий день наша разведка продолжалась, причём мы действовали вместе со сводным отрядом «СХ».

Люда Введенская (комсводотряда)
Нина Осьминина
Ида Левинсон

Объединенный маршрут, который можно назвать «Трудовая Слава»

5 июля. В этот день нам предстояло закончить первую гайдаровскую разведку. Мы решили начать сбор материала для будущего «Уголка трудовой славы».

Сначала двинулись на птицеферму, но её работники ушли на собрание в контору. И мы пошли туда же. Видим — есть Доска Почета, список лучших рабочих совхоза по профессиям, все их знают…

Мы решили тогда пойти к тем людям, которые не являются работниками совхоза, но также заслуживают почёта, пользуются общим уважением и должны быть примером для детей и молодежи.

Прежде всего, мы познакомились с учительницей Грачевой Ниной Николаевной.

Нина Николаевна в Андрианове преподает уже 19 лет. Приехала она сюда сразу после войны семнадцатилетней девушкой — выпускницей педучилища, чтобы работать в школе.

Нина Николаевна встретила нас очень приветливо, рассказала о том, как учит и воспитывает ребятишек, о своей жизни.

Узнали мы, что она в июне посещала курсы при Областном институте усовершенствования учителей: будет вести обучение по экспериментальной программе, как и все другие учителя 1-х классов школ Тосненского района.

На прощание мы сфотографировали Нину Николаевну.

Были в этот день мы и на почте. Познакомились с Александрой Михайловной Гуковой, заведующей почтовым отделением. Узнали от нее, что читают жители местных сел. Оказалось, что по названиям газеты и журналы, выписываемые местными жителями, охватывают почти все стороны жизни, но по количеству и характеру неравноценны — так, районную газету «Ленинское знамя» выписывают почти 100 семей, а журнал «Проблемы мира и социализма» — одна семья.

Много газет и журналов выписывается для детей и подростков.

Александра Михайловна рассказала нам, как она проводит работу по подписке, как приходит в каждый дом, беседует почти с каждым членом семьи.

Узнали мы от Александры Михайловны и о замечательном почтальоне — Вере Ивановой.

Она проходит каждый день километров пятьдесят, но всегда обслуживает свой участок своевременно. И по подписке её участок занимает одно из первых мест. Вот молодец!

А сама Александра Михайловна трудится на почте 29 лет, из них двадцать — в Андрианове. Она работает продавцом марок и конвертов, ведает отделом доставки, посылочным отделом, работает за кассира и контролера сберкассы.

Мы видели, как Александра Михайловна терпеливо, с уважением выслушивает посетителей, объясняет им непонятное, делает то, что, казалось бы, не входит в её обязанности.

Так, на почте мы познакомились с двумя прекрасными людьми.

Нина Николаевна Грачёва посоветовала нам сходить к прачке детских ясель Степаниде Михайловне Кавуновой. Мы пришли прямо в прачечную. Степанида Михайловна стирала детские одеяльца. Ее открытое, радушное лицо сразу привлекает собеседника.

Она работает в яслях 10 лет, из них 8 лет в прачечной. Работа очень трудная: ежедневная стирка, полосканье белья на реке, глажение… На полках — масса приготовленного белья, сверкающего своей белизной. Степанида Михайловна не получила за все восемь лет ни одного замечания.

Её мы тоже сфотографировали — за гладильным столом. Затем отправились в деревню Усадище к бывшей уборщице школы Елизавете Васильевне Гладышевой. Она — старожил, уже на пенсии. Но её хорошо помнят воспитанники школы и детдома, уже вышедшие в жизнь. Для многих детдомовцев она «мамушка», к ней прибегали ребятишки со своими радостями и горестями.

Сейчас тетя Лиза живет одна. Когда мы спросили ее о хороших людях села, она рассказала о Прасковье Осиповой, которая работала в колхозе, а потом в совхозе. Очень трудолюбивая, работящая. Уже много лет она работает на скотном дворе уборщицей.

Мы решили весь этот материал использовать для «Уголка Трудовой Славы», который обязательно сделаем в местном клубе.

И еще одна мысль на будущее: сделать щит для газет, лучше всего на автобусной станции.

Командиры сводных отрядов «СХ» и «П»:
Люда Тетерская и
Люда Введенская

Маршрут «Клубный»

Нашему сводному отряду нужно было узнать, в каком состоянии находится клубная работа и сам клуб, какая требуется помощь, и решить, что мы можем сделать.

Перед нами стояла еще одна очень сложная задача: собрать материал для выпуска нашего устного альманаха «Солнышко». И не только собрать факты, но и проверить, чтобы никого не обидеть напрасно.

…Вот и местный клуб. Обнаруживаем, что это прекрасное место для приложения наших кимовских сил. В клубе — голые стены, скамейки и сцена. Вот и всё. Узнаём от сторожа, что зав. клубом — редкий гость. Кроме кино и танцев — ничего. Кружков нет, массовой работы тоже. Правда, иногда, по праздникам, приходят сюда и школьники, выступают с концертом. А ведь условия для работы в клубе неплохие! Много хороших книг, но все они в беспорядке. Нет штатного библиотекаря, и некому заняться. Помещение просторное, но, к сожалению, почти всегда пусто и на замке.

Рассказываем об этих невеселых явлениях на общем сборе. Думаем все вместе: чем можем помочь? И решаем: нужно сделать так, чтобы в клуб приходили, как к себе домой, чтобы местные ребята чувствовали себя там хозяевами, чтобы не было в нём голых стен и всегда было светло, чисто, красиво.

Прежде всего, договорились оформить несколько выставок, в том числе из сохранившихся картин местной художницы Е. А. Рубцовой, о которой разведали наши красные следопыты.

Людмила Максимова

Маршрут «РП» — «Ребята и педагоги»

Наш сводный отряд отправился на разведку в детские учреждения Андриановского куста.

Детский сад нам показали сразу. Мы подошли к новому двухэтажному зданию. Но, к сожалению, оно было еще необитаемым.

Детский сад всё еще размещен в маленьком старом деревянном доме по соседству с новым.

Нас встретила заведующая детсадом Антонина Владимировна Аникина.

Мы прошли по группам, посмотрели детские работы по лепке, рисованию. Воспитатели и заведующая просили помочь им осенью — оформить новое помещение, достать необходимый методический материал, оборудовать участок.

Воспитатели детского сада имеют специальное среднее образование и стаж работы. Заведующая — с высшим педагогическим образованием (правда, закончила литературный факультет, а не дошкольное отделение).

В настоящее время детсад еще не может обеспечить местами всех детей ближайших деревень. А в новом здании будет располагаться ясли-сад, который сможет удовлетворить все запросы.

Новое помещение очень удобное, светлое, благоустроенное. Но пока детсад и ясли переехать туда не могут, так как не провели канализацию и комиссия не приняла здание.

Дальше наш путь лежал в Марьинский детский дом. Он располагается в огромном красивом доме, бывшем дворце князя Голицына.

Мы узнали, что здание дворца восстановлено в прошлом году (правда, неудачно) и с октября здесь живут дети.

На участке перед дворцом работали ребятишки — сажали цветы и не заметили, как мы подошли.

Это были второклассники со своей воспитательницей Ниной Федоровной.

Они очень радушно встретили нас, показали, где и как живут. Внутри помещение очень удобное для детского дома и благоустроенное.

Старшие группы в это время были на поле — помогали колхозу в прополке.

Дети и воспитатели сразу же изъявили желание завязать с нами дружбу. А Вера Животовская решила сделать друзьями свой 2-й класс 81-й ленинградской школы и группу 2-го класса Марьинского детдома.

Когда педагоги и ребята узнали, что мы хотели провести вместе с ними какое-нибудь интересное дело, они попросили военную игру и направили в наш лагерь двух связных из 5-го класса.

Сводный отряд:
Алла Масленникова
Вера Животовская
Зина Басковцева
Тоня Смирнова

Начало второе — ВОЕННАЯ ИГРА

Когда сводные разведотряды доложили Коммуне о первых результатах разведки, перед нами стал вырисовываться обширный план действий. И, прежде всего, решили: немедленно завязывать дружбу с местными ребятами — и сельскими, и детдомовскими. Ведь все будущие операции надо делать по-гайдаровски, а значит вместе.

Вести и предложения, принесенные сводным отрядом РП, нас воодушевили. Даешь военную игру!

Но какую? Одну из тех, что были разработаны нами раньше или новую? Конечно — новую.

Тут же звенья выбрали своих представителей в Совет дела — штаб военной игры. Председателем совета (начштаба) стала Зина Полонская из ТО «Полководцев».

Связные — двое мальчишек из детдома — помчались к своим. Штаб думал весь вечер и на «огоньке» предложил общему сбору свой проект военной игры. Кимовцы с пристрастием обсудили его и доработали. Назвали игру «Бой за аэродромы». А теперь слово — участникам этого боя.

Зина Полонская:

В детском дома нас попросили включить в военную игру всех ребят, от первашей до семиклассников. А сколько же всего? Сто тридцать! И старших-то совсем немного, в основном начальные классы. И сельские мальчишки тоже разные, от мала до велика. Словом, настоящая гайдаровская команда, только раз в десять больше… «Ну что ж, за чем пойдешь, то и найдешь», — подумали мы и стали ломать голову над проектом. Выдвигался и отклонялся один вариант за другим.

И вот, наконец, придумали так. Все участники (кимовцы «вперемежку» с ребятами) делятся на две части: дивизию, которая спешит на помощь охране аэродромов, и десантников, которые также спешат к аэродромам, чтобы захватить их. Аэродромов три: для истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.

Десантники делятся на три отряда, каждый из которых должен атаковать один определенный аэродром: отряд ДИ — аэродром истребителей, отряд ДШ — аэродром штурмовиков и отряд ДБ — аэродром бомбардировщиков.

Соответственно этому создаются три роты часовых (охрана), а дивизия обороны делится на три полка: ПИ — идущий на выручку аэродрома истребителей, ПШ и ПБ.

Полки идут к аэродромам по своим маршрутам, а отряды десантников — по своим. Нужно выполнить все задания, скрытые на маршрутах, и выйти на аэродром, стремясь опередить подразделение противника.

Выйдя к «своему» аэродрому, отряд десантников атакует его: забрасывает пакеты со взрывчаткой во внутренний круг. Бойцы охраны (и пришедший к ним на помощь полк) располагаются в полосе между внутренним и внешним кругами, не имея права выходить за её границы, и ловят пакеты или отбрасывают их (пакеты) за внешний круг. Пакет, попавший во внутренний круг, «взрывается».

Побеждает то подразделение, которое забросило (или поймало) больше половины пакетов. Подводятся и общие итоги боя за все три аэродрома.

Так стал выглядеть общий замысел игры после обсуждения его на общем сборе.

Теперь надо разработать шесть маршрутов, придумать задания. А времени в обрез!

На следующий день с утра сводный отряд из шести человек вышел на разработку маршрутов. Тут-то и началось…

— Куда же ты идешь? 225 градусов совсем в другой стороне!

— Ну, вот… Не умеем азимут определить, а пошли маршруты делать. А ну, давайте учиться!

Под палящими лучами солнца, беспрерывно атакуемые полчищами комаров, оводов, слепней и прочей неприятельской твари, мы прочесываем окрестные леса в поисках наиболее интересных маршрутов.

Начало игры назначено на 17 часов. Еле-еле успеваем проложить маршруты, заготовить значки участников, оформить аэродромы.

Быстро пообедали и галопом помчались за ребятами. К нашей великой радости ребята несколько запоздали, и наша репутация не пострадала…

Ожидая воинов, устраиваем небольшой концерт-молнию…

Но вот все в сборе. Созданы жеребьевкой полки и отряды (в каждом подразделении — и младшие, и старшие), придуманы их названия, девизы, прикреплены значки, выбраны командиры, проведена линейка.

Теперь можно и начинать. Кимовцы, облеченные званием комиссаров, ведут вместе с командирами свои подразделения на исходные рубежи, разучивая на ходу речевки и песни.

Игра началась.

Аня Кучина и Рита Бесова:

Наше подразделение — «ПШ», что значит: полк, обороняющий аэродром штурмовой авиации. Нам выпала честь быть комиссарами полка. Когда полк оформился (в результате жеребьевки) и мы впервые оглядели свою разновозрастную гвардию, с гордостью прикрепившую значки с буквами «ПШ», надо было выбрать командира.

Предложение комиссаров выбрать самого отчаянного мальчишку прошло с энтузиазмом.

Весь полк (и в особенности командир) внимательно выслушал комиссарское напутствие: что результат боевых действий во многом зависит от командира, что у него куча обязанностей: дисциплина, взаимопомощь, точность, высокий дух и т. д., что он вместе со своими сверстниками, старшими отвечает за малышей — чтобы сами не потерялись, не потеряли «личное снаряжение», не устали…

И сразу же вручили командиру компас (как оказалось, это был отличный педагогический прием).

Нам ужасно повезло: с первых же шагов наш командир проявил незаурядные организаторские способности. Уже при первом переходе через «лаву» старшие ребята по примеру командира сами стали помогать малышам.

С исходных позиций полк шел к аэродрому то по азимуту (получаемому в пакете), то по знакам. Второй способ оказался более действенным, так как поиск дорожных знаков и пакетов увлекал всех ребят, определением же азимута были заняты немногие ребята (самые старшие), а остальные выступали в незавидной роли «ведомых».

Ребятишки находили знаки очень быстро и что удивительно — отличались здесь особенно малыши!

На аэродром мы вышли рано и долго ждали своих противников — отряд десантников (надо предусмотреть заранее такую возможность и договориться, что делать с ребятами во время ожидания).

Во время самой схватки, несмотря на страстное желание победить и собранность, наши бойцы пропустили много пакетов со взрывчаткой. Это очень обидело ребят. Но нашему мнению, расстояние от внешнего круга до внутреннего (ширина оборонительной полосы) было слишком мало. Это тоже надо учесть при использовании игры в дальнейшем.

Но всё это — отдельные замечания. В целом же игра произвела на детей сильнейшее впечатление. Она очень интересна, проводить её можно с большим количеством ребят разного возраста и варьируя конкретные условия.

Валя Ночевкина:

Итак, мы — десантники отряда ДШ. А раз десантники — значит… неуловимые. Хорошее название для отряда! Наш девиз: скрытность, внезапность, штурм! Бодрым маршем идём к своему исходному пункту. Ребята ждут чего-то невероятного.

— И взрывчатка будет? Ого!

— Ненастоящая, наверное?

— Ну, это же игра…

Путь — и далек, и долог — скрашивается песнями. Конечно, военными. И речевками.

Кто шагает дружно в ряд?
Неуловимый наш отряд!
В ногу, в ногу!
Уступайте нам дорогу!

Марш-бросок окончен. Мы у начала маршрута. Небольшое практическое занятие: учимся пользоваться компасом, дорожными знаками, определяем величину шага каждого бойца.

До старта осталось 5 минут, 4, 3… (все с нарастающим волнением смотрят на часы комиссара, сверенные со всеми другими комиссарскими часами)… , 2, 1… Время!!!

Командир получает первый пакет с заданием.

— Так… Так… Азимут 255… Расстояние 75 метров… За мной.

Одни отсчитывают шаги, другие начинают искать знаки.

Каждый найденный знак вызывает такой восторг, что «неуловимым» трудно оставаться в своём качестве, то есть… неуловимыми.

Стрелка, еще стрелка…

«Пакет здесь»…

Где же?

Молча и сосредоточенно обшариваются окрестности. Напряжение растет. И вдруг лес вздрагивает от вопля: «Нашел, нашел, я нашёл! Вот он!» Пакет лихорадочно вскрывается. И — растерянность. Текст зашифрован. Надо знать азбуку Морзе. Что делать? Вдруг самый младший боец — первоклассник Сашка — выныривает из кустов и, захлебываясь от восторга, докладывает, что он еще что-то нашёл. Оказывается — ключ к шифру.

Как пчелиный рой гудит наш отряд, слово за словом разгадывая задание.

В этом рое все на равных — от мала до велика, от Сашки до комиссаров.

Наконец — готово:

…«Боеприпасы искать в радиусе 10 метров».

Снова всех охватывает азарт поиска. Кажется, перерыли и перекопали всю землю, облазили все деревья — ничего нет.

Вспыхивает огонек сомнения:

— А может, кто-нибудь подсмотрел и выкопал?

Но вот обнаружен и склад. Все вооружаются пакетами со взрывчаткой, и снова марш-бросок.

Знаки, знаки… Переправа вброд через реку! Одолели и это. Быстрее, быстрее!

Уже показался вдали аэродром… Судя по скоплению противника, мы опоздали. Полк обороны уже стоит рядом с часовыми!

Подтянув весь свой отряд, рассредоточиваем силы и — начинаем штурм.

Да, горячая была схватка! Немало вражеских самолетов взлетело на воздух в эти минуты.

И вот уже израсходованы все боеприпасы. Бой закончен. Перемешались десантники и защитники. Мы провожаем ребят домой. Не стихает прибой впечатлений.

Но больше всего счастливы те, кто нашел пакеты. Они держат их, как самую дорогую награду, подбегают к нам снова и снова: «Это я нашел! Можно себе оставить? Теперь мы тоже будем шифровать! Так же!»

Саша Антонов (шестой класс):

Военная игра проходила так. Мы собрались группами и разделились на отряды. В каждом отряде был командир. Потом нам объяснили правила игры.

Мы пошли в лес. В лесу мы стали искать знаки. Это были стрелы, сломанные ветки. По стрелкам и сломанным веткам мы нашли первое задание. Задание было зашифровано. Надо искать шифр, чтобы расшифровать задание.

Наконец, мы прочитали: надо найти пакеты. Это была «взрывчатка». Идем дальше. Вот выполнено последнее задание. Перед нами аэродром.

Противник сопротивляется.

Забросав аэродром, мы убегаем, подходят следующие.

Игра прошла хорошо. Мы вернулись вечером. Все были довольны.

Начало третье — ВЫПУСК УСТНОГО АЛЬМАНАХА «СОЛНЫШКО»

Собственно говоря, выступаем мы со своим устным альманахом «Солнышко» уже не первый год. Но тот его выпуск, который был показан 7 июля в клубе совхоза «Прогресс», был совсем необычным. Впервые мы говорили с сельскими тружениками, со взрослыми и ребятами тосненских деревень об их жизни, об их славных делах и их нуждах. Впервые выносили на их суд наши предложения и замыслы, рожденные гайдаровской разведкой. Впервые объявили свое выступление началом общих дел.

И, наконец, впервые готовили страницы альманаха и выступали вместе с тосненскими ребятами. Ведь накануне вечером, на торжественной линейке коллектива Марьинского детского дома мы приняли в ряды участников нашего рейда девять «делегатов»: 8 ребят и их воспитателя — Людмилу Павловну Манюкову.

Жаркое «Солнышко» в Андрианове

По материалам, собранным разведотрядами, мы решили подготовить новый номер нашего кимовского альманаха и показать его жителям окрестных деревень.

7 июля с самого утра стали готовиться к выступлению. Просмотрели все накопленные материалы и на их основе составили сценарий «Солнышка». Каждое звено представляло собой творческую группу, работавшую над определенной частью альманаха. Подготовка проходила интересно и весело. Особенно оживленно было в группе, которая готовила сатирические странички по недостаткам, обнаруженным нами во время разведки. С той полянки, где работала эта группа, то и дело доносился дружный смех и восклицания «Вот это здорово! Отлично!», подзадоривавшие другие звенья, которые расположилась в разных концах нашего городка — на лугу, на опушке соснового бора, на склоне холма.

Здесь тоже работала фантазия, билась творческая мысль, добывался из руды фактов драгоценный металл текста. Самыми серьезными были «Красные следопыты», которые готовили первую часть альманаха под заголовком «Никто не забыт и ничто не забыто». Им предстояло рассказать о героическом прошлом этой местности, о людях, которые участвовали в боях за Родину.

В объявлении мы просили собраться к 18 часам. Но мы пришли на полчаса позже, так как не рассчитывали, что зрители соберутся вовремя и проявят большой интерес к нашему выступлению.

Но когда увидели, что помещение клуба уже всё заполнено, немного растерялись и расстроились: стало стыдно за своё опоздание. Правда, переживать было некогда. Открылся занавес (к тому же, как потом выяснилось, эти полчаса скучать и взрослым, и детям не пришлось: все внимательно изучали сделанные нами накануне выставки), и… мы впервые предстали перед местными жителями единым целым, в парадной кимовской форме (некоторые из зрителей уже знали нас по встречам во время гайдаровской разведки, но это были лишь отдельные знакомства). Прозвучал, как всегда, четкий голос нашей неизменной ведущей Тамары Кучеренко, зазвенела наша общая речевка — словом, осветилась обложка «Солнышка». А потом открылась первая страница… За ней вторая, третья…

Выступление прошло очень хорошо. Признаться, мы сами не ожидали такого одобрения со стороны зрителей. Особым успехом пользовались частушки и сценки на педагогические темы.

Долго не отпускали со сцены Юру Афанасьева, который показал пантомиму.

Горячо была принята и последняя, концертная часть альманаха, в которой чередовались лирические стихи и песни.

Особо хочется отметить стойкость участников выступления — и кимовцев, и их младших товарищей, ребят из детского дома. На этот раз «Солнышко» светило, действительно, как настоящее: в переполненном зале стояла ужасная духота, а со сцены била в нас жарой огромная лампа, наверное, в миллион свечей! Но ни один из нас не дрогнул до конца. Только изредка кое-кто выбегал за кулисы стереть с лица катившийся градом пот.

Зато как приятно было слышать дружное «Мо-лод-цы!!!», гремевшее в зале.

Это выступление принесло нам огромную творческую радость. Когда мы прощались, местные жители просили нас приезжать почаще, и мы обещали им это.

Нина Осьминина и
Ида Левинсон

Впечатления «новобранца»

На сборе мы решили провести в клубе «Солнышко». С утра начали подготавливать.

В шесть часов пошли в клуб и начали выступать. Высмеивали алкоголиков, лентяев. Пели частушки о замеченных недостатках. Всем зрителям понравилось «Солнышко». Я сам участвовал в ролях сына. Мне очень понравилось, как молниеносно придумали «Солнышко».

Низовских Женя, 6 класс,
участник гайдаровского рейда

Сценарий 6-го номера устного альманаха «Солнышко»

Часть 1: ГЕРОИЧЕСКАЯ.

Начинаем с песни «Широкая дорога»

Затем говорит Галя Рогачева:

В прошлом году начался Всесоюзный поход молодежи по местам боевой славы. Наша коммуна тоже включилась в этот поход. Местом своей работы мы выбрали Тосненский район. Он знаменит проходившими здесь боями за освобождение Ленинграда и действиями партизан.

(…читает стихотворение А. Прокофьева «Клятва»)

С этой клятвой уходили наши люди на фронт, в партизанские отряды. С этой клятвой они громили врага, наводили на него ужас своим мужеством и бесстрашием.

В ваших селах мы встретились с несколькими участниками Великой Отечественной воины.

Один из них — Борис Михайлович Мокеев.

(Галя рассказывает о боевом пути Бориса Михайловича)

Товарищ Мокеев был солдатом на войне, теперь он солдат на трудовом фронте. Несмотря на тяжелые ранения, он, как вы знаете, работает кузнецом в совхозе и работает самоотверженно.

Мы хотим сказать всем вам, что встреча с Борисом Михайловичем Мокеевым нас очень взволновала. Ведь это настоящий, замечательный советский человек! Вы можете гордиться таким земляком.

И, наверное, в ваших селах много таких людей. Они не говорят много о своих подвигах, но на их примере можно учиться детям, молодежи. Учиться и мужеству, и скромности. Мы хотим с вашей помощью и вместе с ребятами, нашими новыми друзьями, найти всех этих людей, узнать от них и о них как можно больше. Мы предлагаем из собранного материала — рассказов, документов, фотографий — создать здесь в клубе «Уголок боевой славы». Кроме того, мы считаем, что нужно установить имена всех ваших земляков, погибших за Родину и увековечить их память.

Обращаемся к вам с просьбой помочь нам, вместе с нами сделать это очень нужное дело и открыть такой уголок к 49-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а Памятник — к 9 мая 1967 года.

Пусть это наше общее дело будет освящено, как клятвой, огненными словами: «Никто не будет забыт! Ничто не будет забыто!»

Звучит песня «Забота у нас такая…»


Часть 2: САТИРИЧЕСКАЯ

Небольшое вступление, в котором кимовцы говорят о хороших делах совхоза «Прогресс» и славных тружениках местных деревень, выражают сердечную благодарность за теплый приём и своё желание помочь в борьбе со всем тем, что омрачает их жизнь.

«Ваши заботы — теперь и наши заботы!»

Затем исполняются сатирические сценки с куплетами (на разные популярные мотивы):

Мы едем, едем, едем
По тосненским краям,
Заедем мы к соседям
И к будущим друзьям.
Тра-та-та, тра-та-та,
Прыгаем до потолка,
А автобус мчится,
Голова кружится,
Вылезаем прямо в грязь
И боимся мы… упасть!


Мы стоим на том берегу,
Вай, как перейти нам реку?
Где же нам, друзья, мост найти?
Как же рюкзаки пронести?
Может быть, нам брод поискать?
Но примет его нигде не видать.
Остается нам в воду нырнуть
И в отчаяньи всем утонуть…

(Радостный вопль: «Ура, я вижу досочки на камнях!»)


Вот мы видим здание —
Новый комбинат!
Только почему же там
Нет еще ребят?
Они рядом в домике живут
Песни невеселые поют.
Негде им играть и плясать в тесноте
Ла-ла-ла…
Трудно в тесноте этой жить!
Чтобы всё друзья, изменить,
Нужно в комбинат поскорей их вселить!

(Все скандируют: «Даешь открытие!»)


Вот и закончились школы года,
И впереди новой жизни дорога,
И ученик, получив документ,
Стал обивать всех училищ пороги…

Ведущая: вытянул он билет и…

Ученик:

Ничего не вижу,
ничего не слышу,
ничего не знаю,
никому ничего не скажу…

Ведущая: Какую же школу вы окончили?

Ученик: Андрияновскую…


Что за терем, теремок,
На дверях висит замок?
Это, братцы, сельский клуб,
Только где ж его завклуб?
А на нём сошелся клином белый свет,
Ни работы, ни кружков в том клубе нет…
Потому что заслонила водка белый свет!


Что с тобой, яйцесклад?
Ты развалишься скоро,
Ведь тебе отправлять
Два миллиона яиц
(в Ленинград)!
А зимой в мороз
Печка вся развалилась,
Отморозив свой нос,
Все мечтают теперь:

(Все скандируют: Новый склад! Новый склад!)

Чтобы каждый рабочий был рад
Но совхозу не до него:
Только дай Ленинграду яйцо!


Когда-нибудь приедем
В знакомые края,
Приедем, удивимся,
Да здесь ли мы, друзья?
Асфальтные дороги
И новый яйцесклад,
А в новом комбинате
Встречаем мы ребят!
Тра-та-та, тра-та-та,
Ах, какая красота!
В новом клубе чисто,
В окна свет струится…
А порядок кто навел?
Это местный комсомол!!!


А в заключение говорим, что, конечно, одними частушками «сыт не будешь», что мы хотим вместе с вами устранить все беды, о которых пели. Рассказываем о проведенной вчера в клубе операции «ЭСВС», результаты которой сегодня у всех уже на виду.


Часть 3: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

В этом номере «Солнышко» мы показали три сценки, посвященные взаимоотношениям взрослых и детей: «Как снять ребенка с дерева», «Почему мой сын не умеет петь» и «В этой семье любили поесть» (автор текста — Феликс Камов).


Часть 4: ЛИРИЧЕСКАЯ

Здесь звучали наши любимые стихи и песни.

Начало четвертое — ПЯТЬ ТРУДОВЫХ АТАК

Итак, гайдаровская разведка дала нам материал для первого тосненского «Солнышка». Она, эта разведка, подвела нас к военной игре, сдружившей КиМ с местными ребятами. Она же породила первые наши трудовые операции на Тосненской земле. Мы назвали эти операции «трудовыми атаками», ибо задачей их явилось быстрое исправление тех замеченных нами недостатков в окружающей жизни, которые нужно и можно было устранить нашими силами (или начать устранять) еще во время рейда, не откладывая на будущее. Мы стремились выполнять эти дела тоже по-гайдаровски, то есть, по возможности, секретно (или почти секретно), чтобы скромные плоды наших трудов стали бы приятным сюрпризом для больших и маленьких жителей окрестных сел.

По-гайдаровски еще и потому, что вместе с нами, рядом с нами думали и работали молотком, кистью, пилой, топором наши младшие товарищи — андриановские ребята.

Операция «ЭСВС»

Первым объектом наших трудовых атак стал местный клуб. Нельзя оставлять его в такой виде! — таков был единодушный приговор Коммуны. Быстрейшему проведению операции способствовал, конечно, и тот факт, что мы собрались выступать с нашим «Солнышком», а разве можно допустить, чтобы его лучи осветили… голые стены клуба?

Был создан сводный отряд особого назначения. Вошли в него и несколько местных ребят. Командиром общий сбор назначил Риту Бесову. Кроме своих боевых качеств, она имела еще то преимущество, что участвовала в разведке по клубному маршруту.

По предложению Риты операция получила название «ЭСВС», что означает «эстетику в село».

Отряд до зубов вооружился бумагой, гуашью, акварельными красками, ножницами и т. д., и т. п. Всё это мы предусмотрительно захватили из Ленинграда, предвидя, конечно, подобную задачу. Еще более кстати оказались комплекты репродукций и рисунков.

Добраться от базы до клуба — дело нехитрое. Гораздо труднее оказалось попасть внутрь клуба.

Поиски заведующего снова (как и в день разведки) ни к чему не привели: он отбыл в неизвестном направлении. А его полномочный заместитель — уборщица тетя Лиля заболела ангиной.

Всё же ключ был найден, мы вторглись в запретный храм. Творческая дискуссия прошла в короткие сроки, и вот уже забегали ножницы, кисточки, карандаши. Одна бригада занялась уголком юмора и сатиры, другая стала оформлять выставку репродукций «Русская женщина», третья украсила сцену изображением солнца: надо было подготовиться к завтрашнему выступлению с нашим устным альманахом. Во всех этих бригадах трудились вместе с нами и наши новые друзья — сельские ребята, мальчики и девочки.

Но, пожалуй, с наибольшим волнением делалась нами еще одна выставка: из случайно уцелеших произведений Екатерины Алексеевны Рубцовой-Вахтер, местной художницы, умершей после того, как фашисты сожгли почти все ее картины (она отказалась сотрудничать с оккупантами).

Наши «следопыты» во главе с Людой Максимовой не только узнали о ее жизни, о ее трагической судьбе, но и отыскали немногие из ее картин, которые сохранились у местных жителей. Вот так и появилась в Андриановском клубе эта необыкновенная выставка — в память о славной русской женщине, художнице и патриотке.

Люда Тетерская

Ночная трудовая операция

Вернувшись в свой лагерь после выступления в клубе и игр—молний с ребятишками, мы, как водится, с пристрастием разобрали на вечернем «огоньке» эти свои действия. И решили, не откладывая в долгий ящик, этой же ночью выполнить данное в «Солнышке» обещание: позаботиться о своих новых друзьях практическими делами. Почему — ночью? Ну, ведь еще гайдаровский Тимур доказал, что ночь это лучшее время для секретной работы на пользу людям. К тому же мы решили завтра в полдень отправиться дальше, так что увидят андриановцы то, что мы сделаем, уже без нас. И это хорошо: если похвалят, так «за глаза» (а может быть, поругают???)

Намечены четыре атаки: из них две на школу — «Крыльцо» и «Дрова», автобусную остановку («Будка») и на переправу («Мост»).

И вот — полночь. Самое темное время.

Вокруг костра — столпотворение: составляются сводные отряды. Юра Афанасьев, командир операции «Мост» — в плотном кольце мальчишек. Все «наши» детдомовцы и еще несколько деревенских пацанов, удравших тайно из уютных домов.

Собирается снаряжение: топоры, пила, гвозди, банки с краской, кисти, электрические фонарики. Еще минута — и в лагере не остается никого. Юрин отряд растворяется в чаще леса. Другие идут в деревню.

Стараемся идти как можно тише: надо, чтобы операция прошла в тайне!

У нашего отряда — самый длинный путь. Километра три топаем сначала вдоль берега реки, потом по пустынной улице Тарасово. Но вот и старинное одноэтажное здание Андриановской школы, где занимаются, как нам рассказывали, начальные классы.

Подходим к крыльцу. Оно, конечно, на замке: лето! Вдруг оглушительный лай собаки откуда-то из-за школы.

Мы в панике: «Как бы она не разбудила всю деревню!» Но «наши» девочки Галя, Римма и Ира, уверив нас в том, что этот пес их хорошо знает, отправились к нему использовать знакомство в наших общих интересах. И верно — пес быстро умолк и, как будто поняв всю важность таинственной тишины, больше её не нарушал. Правда, нам все-таки пришлось потревожить «хозяйку школы», чтобы попросить кисти и пилы (нашу единственную пилу взяла Юрина бригада), так что она стала нашей сообщницей…

Разделились на две команды. Одна принялась за оформление крыльца, а другая, вооружившись пилами и теплыми напутствиями «хозяйки школы», отправилась к сараю. Подойдя к поленнице, мы столкнулись с первой трудностью. Не было козел, на которых пилят дрова. Пришлось соорудить довольно сложные установки из бревен и поленьев. Они не были, конечно, вершиной технического прогресса, но всё-таки кое-как держали бревно, а это было самое главное.

Мы разделились по-трое: пусть двое пилят, а третий сидит верхом на бревне и держит его всеми возможными способами.

Вот первые бревна положены на импровизированные козлы, и… тут-то и началось! Пилу ставишь на бревно прямо, а пилишь почему-то вкось. Да еще и пилу не сразу вытянешь к себе. А если вытянешь, так она вдруг сама начинает тебя тянуть вперед и назад, приходится за ней бегать туда и обратно, от бревна и опять к бревну…

Но, несмотря на все эти помехи, мы все-таки допилили оставшиеся бревна и ушли, очень довольные тем, что так здорово поработали. На душе от этого стало так хорошо, что даже трудно описать.

Галя Рогачёва

С полуночи до рассвета

И вот после долгих волнений я сижу у костра в лагере КИМа. Сегодня ночью должна быть ночная операция «Ша». Это была таинственная операция! Сначала я пошла строить мост. Но там были одни мальчишки, и я удрала красить школу. Шли мы тихо. Вдруг залаяла собака. Ира и я успокоили ее.

Мы разделились на две команды. Школу красили несколько человек. А мы, шесть человек, пошли пилить дрова. Сначала пилили с азартом. Анна пилила хорошо, а мы с Верой быстро уставали.

Было очень смешно, как мы пилили! Козел не было, и мы пилили на бревнах. А они катаются. Их приходилось все время держать.

Но вот последнее бревно с помощью Анны одолели. Подошли к крыльцу. Работа в самом разгаре. Стали ожидать конца.

Я замерзла, хотелось спать. Вот пошли домой. Стали подходить к автобусной будке: никого нет, а будка стоит и сияет краской. Это постарались наши девочки. Через речку шли по новому мосту. Это сделали Юра и мальчики.

Пришли в палатки, спать не хотелось. Но всё равно все легли. И я сразу уснула. А проспали до 11.30.

Галя Боронина, 7 класс,
Марьинский детский дом

Атака на крыльцо

Объектом нашей операции стала Андриановская школа. Она оказалась довольно далеко, и мы с нетерпением осматривали все дома, надеясь увидеть светлое большое здание. И только где-то на окраине села увидели на опушке леса небольшой домишко. Он-то и оказался начальной школой.

Работы было много: напилить дрова (этим занялась специальная бригада), а главное — как-то украсить фасад школы, чтобы ребятишкам было приятно входить в дом, где они проводят, как известно, половину дня.

После небольшой дискуссии решили написать на фронтоне «Пусть всегда будет солнце!», нарисовать под этой надписью огромное восходящее солнце, а входную дверь, выкрашенную в неприятно-бурый цвет, оживить композицией на космические темы. И работа закипела!

Рита Бесова взялась за Луну. Правда, её Луна не могла рассеять предрассветную тьму, красок почти не было видно, так что все время пускался в ход электрический фонарик.

Ира Бабичева задумала изобразить космический корабль, но мы не могли доверить ей эту сложную тему одной, замысел Иры внушал нам серьезные опасения, так что Рита параллельно с Луной вносила свою лепту и в создание ракеты.

Самая ответственная работа была поручена Игорю Петровичу: взобравшись на стремянку (почему-то очень неустойчивую), которая была установлена нами с большими трудностями и поддерживалась с обеих сторон, он вырисовывал над крыльцом одну за другой буквы «солнечного» призыва.

Потом настала моя очередь: теперь уже я рисовала, а Игорь Петрович с Тамарой Коршаковой держали стремянку. Их руки поддерживали лестницу, а шутки — мой дух. Я ведь впервые в жизни выполняла задание такого рода!

Уже возвратилась уставшая команда пильщиков, а мы всё никак не могли оставить в покое солнце, которое почему-то приняло коричневый оттенок…

На дверях стараниями Риты, Иры-большой и двух наших девочек — Иры-маленькой и Риммы появились симпатичные Земля, Луна, а между ними — спутники и огромный корабль «Восход-10» (я не сдержалась и приписала еще один нолик, так что ребятишки увидят «Восход-100»).

И Тамара Коршакова тоже поработала художником: на столбиках крыльца написала сверху вниз четыре волшебных слова: с одной стороны — «Отвага! Верность!», с другой — «Дружба! Честь!»

Зина Полонская

Атака на будку

Стоит на конечной остановке автобуса «Тосно-Тарасово» будка для ожидающих. Вид её был настолько невзрачен, будто отговаривал пассажиров пользоваться ее услугами.

И вот мы решили на радость и удивление всем жителям придать этой самой будке привлекательный вид.

Желающих красить была много, гораздо больше, чем кистей и банок с краской. Но это не охладило горячего пыла нашей десятки, решительно направившейся к объекту операции. Ничего, дело найдется для всех! Так оно и случилось.

Прежде всего, каждый дал волю своей фантазии и принял живейшее участие в творческой дискуссии по проблемам: что красить? В какой цвет красить? Кому красить? Чем красить? И т. д., и т. п. (не обсуждался, пожалуй, только вопрос: для чего красить?). Дебаты велись яростным шепотом в условиях соблюдения полной конспирации. Самой трудной оказалась проблема «чем». Во-первых, кистей у нас было полторы штуки (если считать клеевые), а во-вторых, не было растворителя (краска-то оказалась густотертой!).

Сразу же двое добровольцев — Люда Максимова и Людмила Павловна (воспитательница из детского дома, шеф наших младших товарищей) отправились к школе, где работал другой наш сводный отряд и где можно было раздобыть растворитель.

Сделав веник и освободив будку от многолетней грязи, мы стали ждать. Незаметно для себя забыли, что наша операция — тайная, и вот уже наши голоса зазвенели в полную силу. Суровый оклик комсводотряда пресек этот процесс.

Наконец, возвратились посланцы и принесли… флакончик растворителя.

Колесо истории завертелось, дело нашлось для всех. Двое освещали стену фонариками, Тамара Коршакова, Люда Тетерская и я красили, Люда Введенская стояла в дозоре, а остальные были «на подхвате», делали замечания и давали ценные советы.

Краска ложилась с трудом, кисти (кроме одной) не соответствовали назначению, но желание выполнить задачу было огромное. И вот, наконец, внутренняя стена выкрашена.

Для украшения внешней стороны будки мне пришлось устроиться на спинах Томы и Зины Басковцевой, которые довольно успешно изображали стремянку.

Особый энтузиазм захватил Люду Тетерскую, она сверх плана выкрасила еще две скамейки. Кажется, дай ей свободу (а вернее, красок), она принялась бы за пол.

Наконец, все любуются сделанной работой и затем направляются к объекту «школа», на соединение с другими отрядами.

Удивительное, незнакомое до сих пор чувство овладело всеми. Все мы стали, пусть немножко, мальчишками Гайдара. Оказывается, это совсем другое дело: сделать что-то нужное людям ночью, тайно.

Возвращались по новому мосту, сделанному бригадой мальчишек.

Эта ночь стала памятной и, наверное, навсегда.

Инна Аванесян

Операция «Мост»

Еще днём мы нашли в чаще леса упавшие деревья и сделали из них толстые бревна и доски.

Когда началась ночная операция, мы снова пошли с Юрой и сельскими ребятами и сделали из сухостоя колья для перил.

Потом взяли бревна и пошли к реке. Мы разделились, чтобы работать. Вбили в дно сваи. Положили бревна. Прибили доски к бревнам. Около бревен вбили в воду колья. Потом положили на них жерди, и получились перила.

Когда переходили мост, то он выдержал и не сломался. Хороший мост получился для всех.

Теперь женщинам будет удобно ходить на тот берег, чтобы доить коров.

Леня Капитонов, 5 класс

Начало пятое — ОПЕРАЦИЯ «П-54»

В январе 1942 года 54-я армия Волховского фронта завязала ожесточенные бои, пробиваясь к Любани на соединение со 2-й ударной армией, и вышла на берега реки Тигоды. Здесь стояла она насмерть два года.

На карте-схеме боев за Ленинград — вытянутая на юго-запад дуга. Это — передовая линия 54-й армии. В основании дуги — линия железной дороги Мга-Кириши.

В конце, обращенном к Любани, точка и слово «Смердыня». Деревня, ставшая местом двухлетних сражений.

Что сейчас в этих краях? Как увековечена память героев? Что удастся сделать для этого нам? Какой будет наша операция «П-54» — «Памяти 54-й армии»?

Снявшись с Андриановской базы, наш отряд во главе с новым ДК — Ритой Бесовой и новыми командирами звеньев движется в район Смердыни. Автобус, электричка, снова автобус. Деревня Липки — конец комфорта. Команда «По коням!» и — марш-бросок. Вечер. Разбитая лесная дороги. Впереди 18 километров, ночь, неизвестность…

И вот получаем ответ на первый вопрос. Что сейчас в этих краях? Сначала, вдоль дороги, заросшие лесом и густой травой, едва угадываемые фундаменты домов, остатка старинных аллей, потом — буйные луга, кустарник, молодой лес, там, где стояли десятки сел. Рвы бывших окопов — наших и немецких, ямы на месте блиндажей и дзотов, проржавевшие каски, патроны, куски автоматов, снарядов. На месте Смердыни — два дома. В одном из них живет егерь, в другом останавливается во время сенокоса бригада рабочих любанского совхоза.

По военной дороге…

Наша цель была дойти до деревни Смердыня. Мы приехали на автобусе в Липки. Липки — это маленькая деревушка. Мы пошли дальше, в деревню Рамцы. Когда подошли к деревне, дежурный командир передал по цепочке: «Принять приличный вид! Запевалы, запевай!»

По деревне мы прошли с песней. За деревней думали переночевать, но поступили предложения идти дальше. Наконец, нашли место, где можно было переночевать. У самой дороги. Там было много сушняка. Палатки не ставили. Развели большой костер.

Некоторые кимовцы захотели идти прямо до Смердыни. Мы поспорили и решили, что ребята, которые хотят идти ночью до Смердыни, пусть идут и найдут там место для лагеря. Таких оказалось десять человек. С ними пошел Игорь Петрович.

Остальные остались на месте. Дежурный командир Рита была с нами. Мы притащили очень много сушняку, чтобы хватило на ночь. Расстелили палатки и улеглись.

Я никогда не видела столько комаров. Тамара Кучеренко поддерживала костер. Но ничего не помогало, даже мазь от комаров.

Ночью три раза моросил дождик. Все укрылись одеялами и завернули головы, кто чем мог. Это спасало от комаров, но было нечем дышать.

Я сначала заснула, но спала недолго. Проснулась, а все наши ребята бегают около костра. Вдруг опять начал моросить дождь, и мы забрались под палатку.

Дождь кончился, я вылезла и стала Тамаре, Римме и Жене помогать поддерживать костер. Потом Римма и Тамара ушли спать, через некоторое время заснул и Женька. Вдруг проснулся Витя Бонгачев. Он стал мне помогать поддерживать костер. Мы с ним больше не заснули. И так продержались до утра.

Утром все проснулись и стали смеяться над девочками, потому что они укутали головы.

К нам пришел из передового отряда Игорь Петрович и сказал, что у них было не легче.

Мы потушили костер и пошли в Смердыню. Шли часа три. Там увидели большие стога сена и два дома. За речкой поднимался дымок. Это были наши из передового. Они нашли на поляне место для лагеря, приготовили завтрак и ждали нас. Мы очень обрадовались. Переправились через речку. Поели и поставили палатки. Снова под дождем.

Ира Анахина, 6 класс,
участница Гайдаровского рейда

Комариная ночь у костра

После перехода мы нашли полянку у дороги и разожгли костер. Костёр разгорелся большим пламенем. Часть отряда ушла дальше в поход, остальные заночевали у костра. Мы поели, легли спать.

Налетели комары. Все стали ворочаться с боку на бок и убивать комаров. Но комары заедали всех. Некоторые залезли под брезент, некоторые укутались кофтами, платками, высунув нос, но нос комары искусали до красна. Вдруг ночью кто-то крикнул: «Тапок сгорел!». Те, кто был у костра, все подбежали к тапку, но тапок уже горел, его потушили, но он был уже не нужен и его сожгли.

Утром никому было не охота вставать. Но скоро все собрались и пошли дальше.

Витя Бонгачев, 6 класс,
участник Гайдаровского рейда

Из протокола Общего сбора Коммуны имени Макаренко (9 июля 1966 года, место деревни Смердыня, бывший передний край)

Встретились с бригадиром любанской сенокосной бригады Леонидом Михайловичем Ефимовым, слушали его рассказ, а также сообщения кимовцев о результатах разведки. Вот что узнали, услышали и увидели сами.

— До войны это был цветущий край. Вдоль реки, по обеим берегам, тянулись деревни, в каждой не менее 100-150 домов. Здешние колхозы славились своим животноводством: луга здесь богатейшие, кормовые травы отличные.

— Во время войны все эти деревни были сожжены, а жители угнаны немцами. Бои в этих местах были кровопролитнейшие. На одном только поле перед Смердыней, рассказывают, погибло во время атаки тысячи полторы наших бойцов. Особенно жестокие сражения развернулись у деревни Доброе Село. Там в 1942 году лично командовал Климент Ефремович Ворошилов.

— Четыре года после воины — с 1946 по 1950 — в этой местности работали саперы. Но до сих пор остались закрытые участки, которые не удалось до конца обезвредить. Останки погибших воинов были в те годы собраны и захоронены в Любани. Но еще много страшных следов хранит здешняя земля.

— В послевоенные годы не разрешили селиться в этих местах, хотя оставшиеся в живых старожилы хотели здесь отстраиваться. Наверное, было опасно. А сейчас дорога сюда стала очень плохой, зимой и после дождя можно проехать только на тракторе. Но все-таки здесь летом трудятся на сенокосе рабочие совхоза и заготавливают много отличного корма.

— В недалеком будущем здесь развернется большое строительство. Будут проложены дороги. На берегах Тигоды возникнут современного типа поселки, снова закипит жизнь.

РЕШИЛИ:

1. Поставить Памятник бойцам 54-ой армии.

Для этого: провести конкурс на лучший проект памятника между звеньями нашего отряда; найти место для памятника, изготовить его и торжественно открыть.

Снять фильм о работе над памятником.

2. Продолжить вместе с педагогами и ребятами дружественных ленинградских и тосненских школ изучение боевого пути 54-й армии, разыскать оставшихся в живых командиров и бойцов, создать мемориальные уголки и музеи.

3. Написать письмо Клименту Ефремовичу Ворошилову.

4. Сделать всё необходимое, чтобы вдоль всего бывшего переднего края встали памятники героям 54-й армии.

5. Принять участие в создании самого важного, самого лучшего памятника тем, кто здесь сражался, — в возрождении этого края.

6. Написать об этом нашем решении в Памятной записке. Пусть её подпишет каждый участник рейда на торжественной линейке, как клятву. И пусть эта записка хранится у подножья Памятника.

Тоня Иванова

Только один день…

С утра заработали головы: каждое звено думало над проектом памятника. В четырех местах нашего лагеря шел приглушенный разговор, пускались в ход карандаши, из хаоса смутных образов появлялись даже макеты…

Через час по сигналу нового ДК — Лиды Шевелевой, принявшей вчера на «огоньке» эстафету командования от Риты Бесовой, все собрались на общий сбор. Началась защита проектов. По очереди выступали представители звеньев. Показывали рисунки, макеты, рассказывали о замысле, называли текст надписей. Не было недостатка в вопросах, обращенных к авторам, в критических репликах и одобрительных замечаниях. То и дело вспыхивали страсти, которые приходилось гасить Дежурному Командиру.

Открывают защиту проектов представители первого звена: Люда Введенская и двое ребят — Галя Боронина и Женя Низовских. Они демонстрируют макет. Три березовых ствола поставлены в виде пирамиды. К стволам прибита большая звезда. Площадка выложена из дерна. Внутри «пирамиды» — каска и автомат. Текст: «Остановись и почти память бойцов 54-й армии, сражавшихся здесь. Они выстояли против натиска фашистов, против снегов, болот и мороза, защищая Родину и Ленинград».

Второе звено предлагает два проекта. Первый: сделать площадку из камней, в середине поставить большой камень; на нём с одной стороны надпись: «Здесь с 1942 по 1944 г. стояли насмерть бойцы 54-й армии», с другой — слова М. Дудина «Здесь смерть была, как жизнь, необходима, и жизнь была, как песня, хороша». На этой же стороне нарисовать значок КиМа. У подножья камня положить каску и автомат.

Другой их проект: выложить из дерна ступенчатую пирамиду и поставить на её верхнюю площадку камень четырехугольной формы. Надписи на камне — такие же, как в первом проекте.

Затем от третьего звена держал речь Юра Афанасьев. Он предложил выложить из камней треугольную пирамиду, посадить три березки у ее подножья (близ углов) и положить камни вокруг площадки, как кольцо. На камнях написать: «Памяти здесь павших».

И в заключение на наш суд представило свой проект четвертое звено. На рисунке, выполненном Сашей, мы увидели три березовых ствола, наклоненных как орудийные стволы. «Лафет» этого «орудия» — возвышение из дерна. На нём — каски наших бойцов. Надпись на верхнем (самом длинном) стволе: «За Ленинград!».

На других стволах: «Помни! Суровой зимой 1942 года пробилась героическая 54-я и стояла здесь насмерть».

Нелегким делом было выбрать самый лучший проект! Ведь в каждом нашли что-то хорошее, ценное. Посовещались по звеньям. Выбрали «совет дела» — штаб операции, по одному человеку от каждого звена, и предложили ему через 15 минут, учитывая мнения звеньев, представить единый проект, объединяющий лучшие мысли.

И через 15 минут Юра Афанасьев, выбранный начальником штаба, доложил общему сбору не только такой проект (он, действительно, понравился всем), но и предложения штаба о том, как этот проект осуществить.

За основу была взята идея «орудия».

За врытыми в землю стволами — ступенчатая пирамиде. На ней — несколько касок. Надписи вырезать на стволах «За Ленинград!» и «Памяти бойцов 54-й армии». Где-то внизу нарисовать кимовский значок. Вокруг памятника — дорожка из гравия. А стихи М. Дудина использовать в тексте Памятной Записки.

Юра объявил запись в сводные бригады: в строительную (задача — найти в лесу, обработать и принести на место памятника три небольших березовых бревна), в поисковую (найти каски), в разведбригаду (задача — найти подходящее место для памятника) и в бригаду ПОХ (поэты, обед и художники).

Каждую бригаду возглавил один из членов штаба. Распределились мы без особых затруднений. Один только конфликт пришлось разрешить. Дело в том, что Галка Боронина, семиклассница из Марьинского детского Дома, с восторгом взялась, как член штаба, командовать поисковой бригадой. В её бригаду вошли Люда Максимова, Люда Тетерская, Вера Животовская и Людмила Павловна (сотрудница детского дома). Однако возчик (один из рабочих совхозной бригады) наотрез заявил: «Ребят не возьму! Только взрослых!» Слезы Галки не подействовали. Должность командира — тоже. Действительно, экспедиция отправлялась в опасное место. Но ничего, Галку «приютила» разведбригада, в которую входили Игорь Петрович и двое мальчишек.

Строительная бригада во главе с Юрой Афанасьевым (мы тут же окрестили себя «стройбатом») отправилась в лес. В чаще леса нашли большую березу (разрешение на то, чтобы спилить одно дерево, нам дал Леонид Михайлович). Аня Кучина и Галя Рогачёва стали пилить. С волнением ждем той минуты, когда упадет наша желанная… Стараемся угадать, на какую сторону… Раздается треск: Ура! Но… несчастная на половине пути застревает в ветвях соседней ели. Что делать?

Наш командир находит огромный шест из сухостоя, и все начинают усиленно подталкивать пострадавшую. Но она даже не шевелится. Приходится отпиливать от неё первое бревно. Отпилили… Снова принялись сталкивать березу вниз, кое-какие сдвиги появились, но макушка так же прочно сидит на ёлке.

Снова отпиливаем — еще одно бревнышко. Вот только теперь можем заставить её свалиться с подпорки.

Впереди новая задача: отнести бревна до переправы. Распределяемся по 4 человека. «Длинное бревно несут длинные, а короткие — короткие!» — командует Юра.

Ох, и тяжело! Тащили, как муравьи. Еле пробиваемся сквозь чащобу. Но вот и обрыв к переправе. Что делать дальше? Тащить через реку и потом снова в гору или?..

Да, отличная мысль! Сплавить по воде! Бревна одно за другим скатываются с обрыва и плюхаются в речку.

Юра мужественно снимает брюки, остается в плавках, носках и босоножках. В таком костюме он выполняет функции сплавщика: то идет по дну, то плывет, подталкивая бревна.

Мы сопровождаем его по более безопасному месту — бежим по берегу и даем ценные указания.

Впереди серьезные препятствия: рыболовные сети. «Болельщики» в панике: как бы сплавщик не попал туда вместе с грузом!

Но Юра быстро придумывает: ложится на бревна, как на плот, использует руки в качестве весел и… проплывает над сетями.

Еще сотня метров и крутой поворот реки. Дальше нельзя: на дне могут быть мины, там самый опасный участок. Но, к счастью, здесь-то, на горке перед поворотом и находится лучшее место для нашего Памятника (разведбригада выполнила свою задачу!). Стволы «орудия» будут направлены как раз в ту сторону, где когда-то вцепились в нашу землю фашисты, — на противоположный берег Тигоды.

Вытаскиваем бревна из воды и выносим их на вершину холма.

Связной от ДК: обедать! Возвращаемся в лагерь. Обед — это хорошо, но плохо то, что до сих пор не вернулась наша поисковая бригада. Не случилось ли что-нибудь? Страшно и подумать… Нарастает волнение. «Добровольцы» устраивают наблюдательный пункт над переправой. То и дело к ним прибегают из лагеря: «Приехали?» Дозорные с досадой отмахиваются.

И вот, наконец-то, радостный вопль: «Едут!!!». На противоположном берегу — фигурки.

Хором пересчитываем: «Один! Два! Три! Четыре! Все!!! Полный комплект!!!»

Ну, и досталось же нашим «смельчакам»! Оказывается, они и не спешили. Показывают найденные каски. У одной из них — отбит целый кусок. Молчим и думаем, как это было…

Опоздавшие, давясь, наверстывают упущенное. Потом все торопимся на место будущего памятника.

Заработал наш муравейник!

Валя Ночевкина и вездесущий Юра копают яму, целая бригада во главе с ДК — Лидой Шевелевой отправляется к реке за гравием. Ныряют, как водолазы, но гравия на дне нет. Стеша приносит в доказательство… три камушка.

Отправляются искать кирпичи. Другие снимают вдалеке дерн, подносят, укладывают его в пирамиду… Вот вкопаны наклонно березовые стволы, начинается тонкая работа: вырезаем в коре буквы текста, покрываем вырезы краской. Одновременно с работой резчиков и художников достраивается пирамида, на неё укладываются каски, приготавливается толчёный кирпич, делается дорожка.

Надо поставить дату: 1942-1944. Где?

Тоже вырезать на стволах? А может быть — использовать «дула»? Верно! Только вот краской — плохо. Идея! Давайте используем декоративные гвоздики с золотистой шляпкой! (Как хорошо, что «на всякий случай» привезли с собой немного).

До верхнего дула никому не дотянуться. Никому, кроме Юры! Он ужасно доволен, что ему досталась такая ювелирная работа.

Но на первых порах его деятельность была раскритикована всем нашим народом: цифра «один» получилась кривая. Юра вытаскивает все гвозди и начинает снова. И вот минут через двадцать сверкает золотом: 1942…

(А в это же время третий пот сходит с наших резчиков и художников. Рита Бесова уже успела перекрасить волосы в красный цвет).

Надо теперь выбивать «1944». Но у нашего «орудия» не два дула, а три. Новая мысль: пусть будут обозначены все три года, когда сражались здесь наши! 1942-1943-1944.

Вечер. Памятник готов. Наш новый очередной кинооператор Вера Животовская завинчивает крышку камеры. Можно идти в лагерь, но не хочется. Решаем завтра с утра нарвать побольше полевых цветов.

Как-то пройдет открытие?

На всю жизнь…

Раздается голос дежурного командира Лиды Шевелевой и звенья начинают строиться. Замолкают шутки, разговоры…

Сквозь леса густые, белые снега
Шли бойцы на запад по следам врага…

С этой песней Коммуна подошла и построилась у памятника.

Гайдаровский рейд КиМа

…Надолго запомнится этот день — утро 11 июля 1966 года… Говорит Игорь Петрович. Говорит о тех, кто стоял насмерть за нашу Родину. Мы, наверное, много раз слышали похожие слова. Но сейчас они звучат для нас по-особому. Может быть потому, что этот памятник создан нашими руками. И не один из нас, создавая его, думал о том, что когда-нибудь этот простой памятник сменят монументы из гранита, бронзы, мрамора…

Валя Ночевкина читает Памятную записку и первой ставит свою подпись. За ней одна за другой появляются подписи: всех кимовцев, ребят из детского дома, их воспитателя Людмилы Павловны, бригадира совхозной бригады Леонида Михайловича Ефимова. Эта записка будет храниться здесь у подножья памятника.

Ребята и кимовцы возлагают цветы. Лида тихо говорит:

— Почтим память погибших на этой земле минутой молчанья.

Секунды, как годы…

О чём думал каждый из нас в эту минуту? Думаем о тех, кто сложил свою голову у берегов Днепра и Волги, у стен Сталинграда и Севастополя, Одессы и Ленинграда… Вечная Слава… Вечная память…

Тамара Кучеренко и
Алла Масленникова

Вместо заключения

О чем же теперь рассказать?

О том, как прощались с нами наши новые друзья — Леонид Михайлович и его бригада, как доставили нас в «обитаемые» края на тракторе по непроходимой — после дождей — дороге?

Или о том, как расставались мы с «великолепной девяткой» — полпредами Марьинского детского дома, честно делившими с нами все невзгоды и заботы, как пела Коммуна песни по заявке каждой девочки и каждого мальчишки?

А может быть о том, как прощались мы с нашими верными «десантниками», снова отъезжавшими в свой десант: Юра Афанасьев — в Ямальскую тайгу, Рита Бесова — под Свердловск, Лида Шевелева — в Сибирь…

Нет. Не было никаких прощаний. Никакого финиша.

Был только старт.

Старт нашего Большого Похода.

Похода по Тосненской, Ленинградской Земле.

Похода неразлучных друзей.

С делами, каждое из которых — в память и в честь героев.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=