Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

У всякого дела есть начало, поэтому мы предлагаем Вам немного информации из истории становления коллективного творческого воспитания.


Данная концепция воспитания получила своё рождение в Союзе энтузиастов (СЭН), который создал в 1956 году Игорь Петрович Иванов. Этот союз объединил несколько старших пионерских вожатых, заинтересованных в решении вопросов организации жизни ребят в пионерской дружине. В состав СЭНа входили вожатые разных районов и первоначально местом сбора были Кикины палаты, где в те годы располагался Дом пионеров и школьников Смольнинского района. Они искали такие способы организации, которые бы позволили каждому пионеру не только активно участвовать в общественно-полезной работе, но и побудили их думать над тем, как можно улучшать окружающую жизнь, ЧТО они для этого могут делать, ПОЧЕМУ именно эти дела улучшат кому-то жизнь, КАК лучше всего осуществить задуманное. В результате совместного поиска ими были обоснованы методы социального анализа окружающей жизни, которые были облачены в игру в разведчиков дел и друзей. Методика разведки позволяла вовлечь в активную работу мальчишек, позволяла проявлять инициативу и самостоятельность при сборе данных. Маршруты разведки были предельно просты: двор, детский сад, совет ветеранов, музей, аптека и т. п. Юные разведчики должны были действовать как настоящие следопыты, необходимо было быть внимательными ко всем мелочам повседневной привычной жизни. Ребятам в разведке нужно было найти ответ на вопрос: Что нужно сделать, чтобы принести людям радость и пользу?!

Мы считаем, что вопрос этот не устарел и для сегодняшнего дня, да и никогда не перестанет быть важным. А в 1956-58 годах прошлого века он звучал особенно злободневно. Ведь война была памятна всем и люди хотели радости, ждали улучшения как справедливой награды за все перенесённые ими тяготы.

Отклик ребят был важным показателем того, что СЭНовцам удалось найти методику, адекватную детскому восприятию мира и своего места в нём. Разведка имела свои приёмы организации, она завершалась сбором-стартом, где обсуждались данные разведки, коллективно планировалась работа отряда по тем операциям, которые стали итогом разведки. Игра полувоенная дала и новое название должностям, вместо председателя совета отряда появились командиры отрядов, старшие стали называться комиссарами, вместо мероприятий появились «дела», «операции» и т. п. В жизнь пионерских отрядов вошла игра и романтика.

Удачные результаты в нескольких, разбросанных в разных районах огромного города пионерских дружинах, не могли дать полной картины возможностей методики. СЭНовцам приходилось преодолевать постоянное непонимание со стороны школьных педагогов, сказывалась привычка выполнять инструкции, а не думать самостоятельно. Эти и ряд других причин побудили искать такой район в городе Ленинграде, где оказалось бы возможным действовать централизованно, т. е. через Дом пионеров. Развернуть такую работу на своей базе согласилась Антонина Ивановна Скурихина, директор Дома пионеров Фрунзенского района. Из состава СЭНа туда пришли работать Людмила Глебовна Борисова на должность завуча и Фаина Яковлевна Шапиро на должность методиста. В ряде дружин этого района новая методика реализовывалась наиболее полно и давала свой результат. Это дружины школ № 321, № 307, № 317. Очень важным было участие в работе СЭНа вожатой М. В. Жежко, которая имела определённый авторитет в профессиональной среде.

С 1959 года развитие идей коллективной организации деятельности продолжилось во Фрунзенском Доме пионеров и школьников уже совсем на другом уровне. Создатели методики увидели, что инициатива и самостоятельность в делах на пользу и радость людям меняет весь характер отношений, в пионерском отряде возникает азартная весёлая творческая атмосфера, заражающая всех желанием действовать. Этому новому явлению в жизни пионерской организации необходимо было дать научное обоснование. Обобщение опыта позволило многое объяснить, но и поставило новые задачи, которые, в свою очередь, привели к замыслу новой программы работы пионерской организации. Забегая вперёд на несколько лет, скажу, что такая программа была сделана, но полной поддержки в Центральном Совете Пионерской Организации не получила. Однако некоторые позиции были приняты для методических рекомендаций. Было принято и предложение С. Л. Соловейчика, журналиста из «Комсомольской правды», использовать эту программу для организации работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Для пробы разрешили провести специальную коммунарскую смену, где командирами и комиссарами отрядов выступали коммунары из КЮФа.

Новый этап разработки методики начал своё осуществление с внешне привычной и понятной формы — районная Школа пионерского актива. Однако с первых дней своего существования это был коллектив мало похожий на коллективы, известные ранее. Новый стиль и тон отношений, новые способы коллективной организации деятельности, специфичные законы жизни коллектива, необычная атрибутика и ритуалы — всё это создавало новый образ жизни, который был закреплён в самом названии Коммуна Юных Фрунзенцев. Продолжение макаренковских идей концентрировалось в слове «Коммуна». Использование революционной романтики первых отрядов юных коммунистов закрепилось в слове «юных». Географическое расположение во Фрунзенском районе определило имя для подражания — Михаил Васильевич Фрунзе, что отразилось в девизе, взятом из приказов Фрунзе «Смело и бодро вперёд! Победа во что бы то ни стало!».

Найденный способ организации коллективной деятельности предполагал простой алгоритм, доступный пониманию и воспроизводству каждым ребёнком. Первый этап — это коллективное планирование или сбор-старт, который строится на данных разведки. На этом этапе ребята обдумывают и решают: для кого и что будут делать, определяют, почему именно эти дела являются наиболее предпочтительными, кто в них участвует, когда и где лучше всего провести дело, как оно будет организовано. Уже один перечень вопросов показывает, что методика коллективной организации деятельности формировала способность социального проектирования жизнедеятельности, а, следовательно, ребята абсолютно реально изо дня в день организовывали свою жизнь через участие в разных делах.

За планированием шёл процесс осуществления задуманного, который организовывали сами ребята. Посильность задачи определялась в ходе планирования, т. к. к реализации принимались только те дела, которые ребята сами выстроили в своём сознании, а значит и могли воплотить в реальность тот образ, который становился частью их сознания. Дела были разного объёма сложности, разной содержательной направленности, но всегда предполагали решение задачи по улучшению окружающей жизни и самих себя как её творцов и созидателей. Ребята учились чувствовать время, необходимый уровень знаний, оценивали имеющийся у них опыт и не стеснялись искать старших товарищей вместе с которыми дело могло бы получиться значительно лучше. Коммуна обрастала старшими друзьями, т. к. практически все взрослые с огромным удовольствием включались в творческий процесс, где ребят не надо было принуждать что-то делать, кого-то слушать, или куда-то идти. Старший друг в Коммуне это всегда авторитетный для ребят человек, мнение которого много значит, за ним признавалось право высказывать свое мнение, принимать участие в выработке решений, давать совет. В ходе второго этапа — коллективной подготовки — выстраивалась очень насыщенная интересная жизнь, т. к. именно здесь приобретались новые знания и опыт, проверялась правильность принятых решений, испытывалась дружба и возникали новые отношения взаимной ответственности за дело, которое вместе создавали и считали важным и значимым.

На третьем этапе — коллективном проведении, где был сконцентрирован результат общих усилий, все могли увидеть на сколько удалось воплотить в жизнь общий замысел. Замысел рождался в процессе коллективного творчества, что позволяло чётко определить вложенный в него духовный и интеллектуальный потенциал, которым на данный момент располагал коллектив. Поэтому так важен в методике четвёртый этап — коллективное подведение итогов или сбор-«огонёк». Именно здесь самый деликатный, самый сложный момент жизни, т. к. на нём происходит совместный анализ проведённого дела. Ребята подводят итоги, и чем выше зрелость коллектива, тем глубже и сложнее размышления всех участников. Внешняя канва анализа проста: что получилось хорошо и почему? Что не получилось и почему? Как действовать в следующий раз, чтобы не допустить ошибок? Считаю важным заметить, что деформированный вариант использования методики определяется именно по тому, как строится анализ. Деформация проявляется в вопросе что понравилось, т. е. взгляд со стороны, оценка потребителя, а не созидателя, который думает над тем, что и как делал. В коммуне каждый анализирует себя, своё взаимодействие с товарищами по общему делу, процесс достижения общего результата. На сборе-«огоньке» у костра или у свечи идёт доверительный разговор об отношениях друг к другу, отношении тех людей, для которых проводилось дело и т. п. Всё зависит от обстоятельств проведения и итогов. Каждый такой огонёк формировал понимание происходящего и закреплял в сознании каждого нравственные нормы образа жизни коммунаров, в котором органически соединялась реальная значимость дела; стремление творчески, а не формально делать всё, чтобы принести людям радость и пользу; инициатива и высокий уровень ответственности друг перед другом.

Организация жизнедеятельности в КЮФе строилась как решение жизненно-практических задач, что рождало калейдоскоп коллективных творческих дел, которые создавались самими ребятами. Сложилась практика такого построения жизни на лагерном сборе, при которой ребята могли спроектировать ход выполнения любого дела, они чувствовали объём и сложность предстоящей работы, были способны корректировать её в течение дня. «Делать день» — такой появился термин, потому что каждый из дней представлял собой комплекс самых разных коллективных творческих дел. Педагогическое проектирование, социальные проекты, о которых сейчас так много говорят и бесконечно учат их писать, это бледная тень той яркой насыщенной творческой деятельности, которая была реальными делами на пользу и радость людям.

Встречи в Доме пионеров, где шла повседневная работа районного актива, лагерные сборы, которые позволяли погрузиться с головой в общую работу и отдых постепенно создали принципиально новый образ жизни детей в общественной организации. КЮФ безусловно подтвердил (реальностью своего существования) правомерность творческого поиска новой методики организации работы пионерских отрядов и дружин. Коммунарская методика — так стали называть журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне. Просто, коротко и понятен источник, из которого пришла та или иная форма работы. Задумываться о педагогических основах, о закономерностях и принципах, на которых должен стоять педагог, особенно не стремились. В ход пошли формы работы, т. е. о коллективной творческой жизни самих детей в содружестве со старшими товарищами речи не было у подавляющего большинства последователей, а точнее бездумных подражателей.

Огромную роль в распространении образа жизни коммунарского коллектива, максимально приближенного к первоисточнику, сыграло то, что коммунарская методика была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», что принесло ему легендарную славу, но и породило модификацию идей в виде «орлятской методики». Неординарность опыта, который привезли на первый лагерный сбор члены КЮФа, вызвало желание у редакции «Комсомольской правды» и прежде всего у С. Л. Соловейчика открыть рубрику «КЮК» — Клубы Юных Коммунаров, что закрепило успех смены в «Орлёнке» и породило первую волну коммунарского движения в стране.

Осмысление методики и её научное обоснование осуществлялось уже в коллективе педагогов и студентов, который родился 3 ноября 1963 года и получил название Коммуна имени Макаренко. Коммуна была создана в ЛГПИ им. А. И. Герцена на педагогическом факультете, где готовили учителей начальных классов и методистов детских садов. Факультет, как место работы Игоря Петровича Иванова, возник после перевода в Москву НИИ Академии педагогических наук, где Игорь Петрович Иванов занимался разработкой методики воспитания в пионерской организации. Новое место работы определило новое направление поиска, а Коммуна имени Макаренко стала общественной научной лабораторией, которая в разные годы решала разные задачи. Творческий коллектив Коммуны разработал, методически обосновал и подготовил к изданию пятьдесят коллективных творческих дел. Сделал несколько публикаций в серии «Поиск. Борьба. Дружба», которую издал городской Дворец пионеров. Разработал и опубликовал рекомендации по проведению школьных праздников.

Работа коммунарских коллективов постепенно привлекала всё больше сторонников, среди которых значительное место занимали те, кто в детском возрасте был в каком–либо коммунарском коллективе. Поиски единомышленников привели к созданию нового педагогического сообщества — Коммунарского Макаренковского Содружества. Чаще всего они объединялись под флагом Макаренковских секций Педагогического Общества СССР. В педагогических вузах возникло движение макаренковских педагогических отрядов. Члены КМС собирались дважды в год на конференции и творческие встречи, летние съезды. Было много споров, дискуссий, обмена опытом. Рождались новые идеи, укреплялась вера в идеи коллективного творческого воспитания. Материалы этих встреч стали основой для машинописных сборников «ТЭМП» (товарищество энтузиастов макаренковской педагогики). Организующим центром деятельности КМС была Коммуна имени Макаренко.

Среди наиболее важных дел КиМа была работа по созданию Кимовской Энциклопедии Макаренковской методики. Всего по замыслу И. П. Иванова КЭММов должно было быть девять, но в полном объёме выполнить задуманное он не смог, т. к. перенёс сложное заболевание, лишившее его возможности работать с прежней активностью. Однако очень многое уже было сделано, а, главное, получила своё обоснование целостная концепция педагогики общей заботы. Научная разработка концепции продолжается в научных исследований его учеников, членов Коммуны имени Макаренко.

Подробнее с иcторией коммунарского движения Вы можете ознакомиться в следующих статьях:

ирина 14 февраля 2012 - 13:04
в моем детстве, когда я училась в школе ничего подобного не было.
сайт надо рекламировать и включать родителей в деятельность школы.
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=