Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ТУЗОВА Вера Леонидовна

учитель начальных классов школы № 163 Санкт-Петербурга

Воспитательная работа. С чего начать?

Быстро пробежит лето и в сентябре перед многими учителями встанет вопрос о том, как построить свою работу, чтобы всем детям в классе было комфортно, уютно. Ведь каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои способности, свои особенности памяти, внимания, мышления. И, хотя учитель старается применять самые, казалось бы, эффективные методики обучения, всегда находятся дети, которые учатся хуже одноклассников. Но мы-то должны заботиться о том, чтобы каждому ребенку в школе было хорошо, чтобы каждый хотел идти в школу. И в этом нам поможет воспитательная работа, где от ребенка потребуются совсем другие качества: заботливость, активность, ответственность, самостоятельность; где каждый сможет проявить себя в другой деятельности, отличной от учебной.

И слова о гуманизации и демократизации школы не будут звучать впустую тогда, когда воспитательная работа займет в школе такое же место, как учебная.

Я начинаю работу с классом со знакомства. Нам предстоит пройти общий интересный и трудный путь, а, значит, мы должны друг друга хорошо знать.

Когда я взяла свой первый класс, то первая встреча с родителями состоялась в конце августа. На родительском собрании я рассказала о себе — где училась, чем люблю заниматься; и о том, как можно помочь ребёнку настроиться на школу. Мы договорились, как я буду знакомиться с детьми. А в конце собрания я попросила заполнить анкету и родители на листах бумаги писали ответы на мои вопросы. Но такие анкеты было трудно хранить, ими было неудобно пользоваться. Поэтому со временем анкета изменилась. Очень удобный — табличный — вариант я хочу порекомендовать всем.

Я даю родителям разлинованный лист, на котором обозначены номера граф, а на доске пишу заголовок каждой графы. Анкету родители заполняют в конце собрания, их никто не торопит, каждый работает над анкетой столько, сколько ему необходимо.

1 2 3 4 5 6 7 8
Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, какой детский сад посещал (или указать с кем находился дома до школы) Домашний адрес, индекс, телефон (где прописан и где проживает) Состояние здоровья. Кружки, которые посещает Данные о характере и интересах ребенка Материальное положение семьи, жилищные условия. Есть ли у ребенка рабочее место Домашняя библиотека, периодическая печать. Театры и музеи, которые посещал Данные о родных: мать — ФИО. Дата её рождения, образование, специальность, место работы, адрес работы, телефон, должность. Те же данные об отце. Другие члены семьи Какую помощь Вы можете оказать классному коллективу?

Удобство табличной формы анкеты — в несложном заполнении и хранении (я могу разложить анкеты по алфавиту, а могу — по тем микроколлективам, на которые вскоре разделятся ребята), по графам её очень удобно анализировать. А самое главное — больше родителям ничего заполнять не придётся — тетрадочка с табличными анкетами хранится у меня и я только добавляю или изменяю со слов родителей что-либо в графах.

Знаю, что многие мои коллеги работать с родителями не любят. В моих классах работа с родителями занимает одно из главных мест. Без родительской поддержки и заинтересованности вряд ли получилась бы у меня с классом даже половина задуманного. Работать с родителями трудно, но очень интересно. У них свой огромный опыт, используя который, можно очень интересно строить работу с детьми, придумывать и организовывать новые праздники и занятия. И половина успеха заключена в том, чтобы убедить родителей: все дети в классе наши общие, и мы вместе должны заботиться об их воспитании и развитии. Ведь что чаще всего происходит в классе? Выбирается родительский комитет (из 3-х человек), который делает всё и отвечает за всё. А что же остальные родители? Они — в роли пассивных наблюдателей. И вот вторая половина успеха, на мой взгляд, состоит в возможности найти каждому родителю дело по душе. А в этом могут помочь родительские комиссии.

Идея о родительских комиссиях пришла ко мне не сразу. В моём самом первом классе на первом родительском собрании я тоже выбирала родительский комитет. И выбрала. Наверное, надо мной сжалились. А потом получилось так, что в классе других родителей будто и нет. Чуть что — работают три человека из безотказного родительского комитета. Вот тогда и пришла идея о родительских комиссиях — на любой вкус. Каждый родитель (и мама, и папа, а иногда и бабушка с дедушкой) выбирает ту комиссию, в которой хотел бы работать:

Конечно, когда я предложила родителям работать по комиссиям, я уже немножко представляла (по анкетам), что умеют родители, какой литературой располагают (особенно педагогической), где и кем работают, поэтому знала, кому в какой комиссии можно предложить работу. Впрочем, распределение по комиссиям не вызвало особых затруднений — все присутствующие выбрали работу по душе. А решение отсутствующего родителя (папы или мамы) дети принесли на следующий день.

Работать комиссии начали сразу — даже день определенный существовал для сбора и обсуждения работы, которую необходимо сделать. И, конечно, такого количества пособий, материалов к урокам я не смогла бы подготовить, таких разнообразных экскурсий не смогла бы подобрать и заказать, таких праздников не смогла бы организовать, столько кружков не смогла бы предложить детям на выбор, не будь рядом родителей.

Позднее, когда ребята разделились на экипажи, родители стали для них первыми советчиками и помощниками. Сбор родительских экипажей проходил перед сбором-планированием нового дела в детском коллективе. Мы вместе думали, что было бы интересно провести к празднику всем нашим коллективом. Родители сначала совещались в своих экипажах и предлагали различные дела, потом мы обсуждали все предложения и выбирали наиболее интересные, разнообразные и полезные для всех. Потом шла «тайная» работа в семьях. Все ребята знали, что на следующем общем сборе будет проходить планирование дел к празднику, советовались дома с родителями, придумывали что-нибудь вместе, а потом на общем сборе высказывали свои предложения (которые, впрочем, для меня часто новостью не были — но ребята-то были уверены, что всё придумали сами).

Думаю, что, именно благодаря работе родителей, удалось развить в детях интерес к общему делу, желание придумать что-то новое, не останавливаться на стихах и сценках к празднику.

То, что получилось с родителями первого выпуска, я постаралась перенести во второй. Но первую встречу с родителями уже назначила на 22 мая. Рассказала родителям, на что нужно обратить внимание летом, как психологически подготовить ребенка к школе, и договорилась, что с 17 августа буду проводить собеседования с детьми (чтобы к 1 сентября знать особенности детей, которые придут ко мне в класс) и на августовском родительском собрании дам общий анализ подготовленности детей класса к школе.

И вот скоро мне брать новый класс. Мне очень хочется, чтобы новые дети и родители сами меня выбрали, сразу приняли то, что я делаю. Мне необходимо, чтобы мы были единомышленниками. Как этого добиться?

Я делюсь своей проблемой на ближайшем общем сборе со своими ребятами-четвероклассниками. И Андрей К. предлагает: «А давайте мы их пригласим в гости к нам!»

«Правильно! Спектакль покажем» — это уже Игорь А.

«Малышам подарки сделаем!» — это Наташа М. и Алла П.

«А как мы предупредим ребят и родителей о вечере? У меня нет их телефонов»

«Мы напишем приглашения и сами разнесем их по адресам!»

Тут же мы выбираем группу, которая будет писать приглашения на Вечер Дружбы (так ребята решают назвать нашу встречу с моими будущими детьми и родителями); выбираем ведущего нашего вечера; обсуждаем, какой спектакль покажем в конце вечера; назначаем день праздника — День рождения города.

Наверное, не случайно рождается ещё одна идея: пригласить на этот праздник выпускников нашей школы довоенных лет — весь год мы занимались историей нашей школы, встречались с выпускниками, писали им письма и очень подружились с ними.

Начинается подготовка праздника — на общих сборах и вечерних встречах мы с ребятами и родителями готовим оформление, подарки, продумываем весь ход праздника.

И вот… Школа завешана стрелочками с надписью «4-Г», мои ребята, нарядные и подтянутые, встречают гостей на всех этажах. Приходят мамы, папы, бабушки и дети — такие маленькие! — даже не верится, что мои большие четвероклассники когда-то были такими же.

Наташа М. открывает «Вечер Дружбы» и предлагает спеть общую песню. Мы вместе поем «Дружбу крепкую», а потом каждый должен громко назвать своё имя в импровизированный микрофон. Говорят все — и малыши, и взрослые, и четвероклассники, и выпускники. Звучат напутствия маленьким детям. И я чувствую, что мои «большие» дети в это время ощущают себя «мостиком» от людей, которые учились в нашей школе 50 лет назад, к тем, кто ещё только готовится идти в школу. Четвероклассники показывают спектакль и дарят всем свои открытки и поделки — в память о вечере.

Так хорошо нам было всем вместе, что на обсуждении праздника ребята-четвероклассники говорили: «Жаль, что мы не догадались устроить чаепитие! Было бы ещё лучше»

В конце мая я приглашаю новых родителей на родительское собрание. Его я решаю провести в форме пресс-конференции. Парты расставлены по периметру, на партах — фломастеры и таблички, пока пустые.

Приходят родители, и, удивлённые, начинают рассаживаться. Я уже вижу — те, кто был на Вечере Дружбы, рады встрече, садятся вместе, оживлённо беседуют. Объявляю, что у нас сегодня пресс-конференция со мной — учителем. А каждый родитель или группа родителей может быть представителем любого печатного органа — нужно придумать название своей газеты или журнала, уметь представиться и подготовить учителю вопрос, который соответствует тематике издания, которое они представляют. В классе — молчание, родители этого не ожидали, но на замешательство я не обращаю никакого внимания — готовлю себе листы для записей, выставляю свою табличку — «учитель Вера Леонидовна». Вижу — родители переглядываются… и одна мама начинает что-то рисовать — ну вот, журнал «Колобок». Все остальные тоже начинают работать, появляются всё новые и новые «издания».

Надо ли говорить, что мы потом долго не можем разойтись, тем более, что вопросов у «журналистов» становится все больше. Один из самых приятных для меня: «А будет ли у нас театр?»

В конце пресс-конференции я рассказываю, какие пособия нужно подготовить за лето, что приобрести к школе. Мы с родителями договариваемся о дне труддесанта в нашем классе, о собеседовании с детьми и о родительском собрании в августе.

К медосмотру мы уже с детьми знакомы. Я встретилась с каждым ребёнком и долго разговаривала о том, хочет ли ребёнок в школу и почему, чем он интересуется, что он любит. Я проверяла умение читать, считать, срисовывать заданные узоры и фразы, составлять рассказ по картинке, находить отличия в рисунках…

Обо всем, что увидела в детях, рассказываю в общих чертах на августовском родительском собрании. Даю каждому родителю посмотреть письменную работу своего ребенка и говорю, что её мы будем считать исходной, точкой отсчета. Говорю, чему — по программе — дети должны научиться к концу года. И отдельно говорю о том, что — к сожалению! — пока не входит в школьную программу, но на что, на мой взгляд, нельзя жалеть времени. Это общий сбор. «Он будет проходить раз в неделю. Чтобы настроиться на него, дети будут приходить в парадной форме (мы с детьми её будем называть «Форма № 1»). На общем сборе дети будут лучше узнавать друг друга, учиться высказывать свои мысли и слушать товарищей, планировать и обсуждать свою жизнь»

И вот 1 сентября. Я пишу каждой семье поздравительную открытку, а ребятам готовлю эмблемки — в виде кленовых листочков — с именем ребенка и нашим классом. Такую же эмблемку рисую и себе. Я прошу, чтобы дети ходили с этими значками каждый день — тогда и я, и те кто уже умеет читать, смогут быстро запомнить, кого как зовут (хотя многих я запомнила ещё по собеседованию). Эти кленовые листочки родители прикалывают детям перед линейкой. И мы все впервые начинаем ощущать себя одним коллективом — ведь таких эмблемок ни у кого больше нет.

После линейки мы идем в класс. Здесь много интересного: театральная ширмочка, «Волшебный ящик» с удивительными предметами из разных сказок, смешные маски, которые можно примерить, цифры, буквы и две забавные куклы, сделанные руками родителей — Аз и Буки — которые нам помогут путешествовать по стране Азбуке. Каждый ребёнок находит у себя на парте красивую открытку и я поздравляю детей с началом учебы в школе и желаю всем успехов. Как зовут меня, дети запомнили с наших первых встреч, а теперь я учу их поздравлять меня с праздником: каждый ребенок обращается ко мне со своими словами поздравления и пожеланий и дарит мне цветы, а я благодарю, обращаясь к каждому по имени.

На перемене я делаю из цветов красивые букеты и расставляю их в специально приготовленные вазы (эти цветы не только придают нарядный, праздничный вид классу, они пригодятся нам на уроках обучения грамоте, математики, рисования…).

Первый урок традиционно посвящен нашему городу. Я выясняю знания детей и сама многое показываю и рассказываю. Обязательно говорю и о нашей школе: какая у неё замечательная история, какие чудесные люди в ней учились, какие педагоги в ней работают. А потом мы идем на нашу первую экскурсию — по школе. Я показываю детям разные интересные классы — информатики, музыки, труда, химии и физики, спортивный зал и кабинет директора, а также самый удобный путь от класса до самых важных помещений (туалет, группа продлённого дня, столовая, медицинский кабинет…)

Мы говорим о правилах поведения в школе — нельзя бегать по коридору — это опасно для окружающих и для себя — и обязательно, проходя по школе, нужно со всеми здороваться.

1 сентября — день очень насыщенный и тяжелый, как для детей, так и для учителя. Но с родителями мы договорились ещё на собрании — важно не забыть, что это день праздничный. Родители с детьми будут дома отмечать День Знаний, каждый по-своему. Главное, чтобы ребенок запомнил этот день на всю жизнь.

Следующий день мы начинаем с рассказов о том, как ребята отмечали с родителями 1 сентября. Были и поездки по городу, и участие в викторинах и соревнованиях, и новые книги, и праздничный ужин… Родители постарались на славу!

А у нас начались школьные будни, в которых каждую неделю нас ждёт радость — общий сбор. Так выглядел самый первый:

«Мы с мальчиками расставили стулья по кругу. Дети расселись, кто куда захотел. Затихли. И я начинаю разговор: «Правда, мы необычно сидим — не за партами, по кругу? Это не случайно — сегодня у нас общий сбор. А на общем сборе каждый должен видеть всех и все — каждого. Посмотрите, какие вы все сегодня красивые, нарядные. Такими вы будете приходить на каждый общий сбор — раз в неделю. Вы будете учиться видеть и слышать своих товарищей, учиться высказывать своё мнение, беседовать о нашей жизни. Старайтесь как можно лучше узнать своих товарищей — что они любят, чем интересуются. И тогда вы разделитесь на маленькие группки — экипажи — и каждый сможет вместе со своими друзьями готовить сюрпризы для всего класса, подарки к праздникам, думать о том, чтобы наша жизнь была интересной для нас и полезной окружающим. На общем сборе можно обсуждать любые вопросы. Но давайте подумаем, что случится, если все будут говорить о своем или перебивать друг друга? Чтобы такого не произошло, каждый должен знать правила общего сбора. Главное из них — закон правой руки. Посмотрите на меня (встаю и показываю): когда я вот так подниму руку, все должны прервать свои разговоры и сосредоточиться. Давайте, поиграем! Когда я подниму левую руку, можно шуметь, разговаривать, но как только подниму правую… Будьте внимательны!» Очень интересно наблюдать за детьми, как они изо всех сил стараются шуметь, когда поднята левая рука, и как не только мгновенно затихают, но и замирают, когда я поднимаю правую руку»

Это не единственная игра на общем сборе. Мы играем в «Снежный ком», в «Угадай, чей голосок», в «Али-бабу» — в общем, в те игры, которые помогают нам запомнить друг друга, как можно чаще звать товарищей по имени, узнавать по голосу.

На каждом новом сборе мы учим новую песню и короткие веселые стихи, играем в наши игры, танцуем. А ещё — все по очереди подробно рассказывают о себе, а потом мы проводим викторины: кто в нашем классе увлекается географией? кто занимается музыкой? что любит Миша? а Влада?

Конечно, прекрасно, когда на общие сборы приходят старшие ребята — вожатые. Хорошо, когда администрация школы понимает всю важность такой дружбы и соответствующим образом составляет школьное расписание. Но, к сожалению, ритм жизни в школе становится всё напряжённее. Вот и приходится встречаться старшим и младшим только на переменах, да на праздниках, когда они проводятся вместе.

И всё-таки мне довелось работать на общих сборах в 1 классе вместе с ребятами — пятиклассниками.

Два раза я брала класс шестилеток, который обучался на базе детского сада. Есть несколько особенностей обучения шестилеток, дающих великолепную возможность для сплочения детей. Во-первых, это большие перемены. Между тридцатипятиминутными уроками перемены в двадцать минут. Замечательная возможность для лучшего знакомства с детьми. Можно и поговорить с каждым о том, что волнует, и провести различные исследования. Во-вторых, прогулка между уроками. А, значит, есть возможность понаблюдать за детьми в игровой внеучебной деятельности. И, в-третьих, есть время после сна до прихода родителей и на общий сбор, и на подготовку праздника, и на репетицию…

Вот на такие общие сборы шестилеток (а проходили они после полдника раз в неделю) и приходили вожатые — те мальчики и девочки из пятого класса, кто любил заниматься с маленькими. Знаю точно, что не только младшим детям было важно присутствие старших, но и пятиклассникам общение с малышами приносило пользу — они учились организовывать других людей, учились работать с микроколлективом, сами выступали в роли старших товарищей — руководителей и организаторов.

Неоценимую помощь мне оказывают родители. На первых порах мы встречаемся каждую неделю. Я прошу их подробно расспрашивать детей обо всем, что происходит в школе. Наблюдения родителей за детьми показывают их заинтересованность, а мне дают большой материал для анализа нашей деятельности:

«В школе, классе очень нравится, приходит домой в хорошем настроении»

«В школе, классе очень нравится, приходит домой в хорошем настроении»

«От школы в восторге»

«В школу бежит с радостью»

«Ходят в школу как на праздник»

Дети, по словам родителей, гордятся своим новым состоянием, тем, что теперь учатся в школе.

«Всегда масса впечатлений»

«После школы обо всем подробно и очень охотно рассказывает»

«Приходит уставшая, но очень довольная. Поёт песни и показывает всё, что ребята делают на уроках»

«Занятия оценивает высоко, видимо, ему интересно»

«Горд, что уже школьник: "а у нас в школе…", "а у нас в классе…"»

«Часто задает вопрос: "А почему мы два дня не учимся? Я хочу и в субботу ходить в школу"»

«Каждый день нам рассказывает много нового и интересного»

«После недели в школе стал как-то более серьёзным, ответственным»

«Впечатлений после школы очень много, болтает каждый день без умолку»

А вот и показатель больших школьных нагрузок — усталость детей:

«Утром трудно рано вставать — не привык (раньше спал до 10-11 часов)»

«Видно, что очень устает — к вечеру становится очень возбуждённой»

«Иногда устает, не хочет рано вставать»

«В школу идёт с удовольствием, правда, устает, и после школы необходимо много времени на восстановление сил»

Я считаю, что забота о здоровье детей в школе — самое главное. Вместе с родителями мы думаем, как помочь детям быстрее адаптироваться к нелёгкой школьной жизни; слушаем советы медиков о том, как правильно организовать режим дня. Дети должны как можно больше бывать на свежем воздухе и мы решаем, что, пока погода позволяет, необходимо их вывозить на природу. Так возникает идея похода.

А что рассказывают дети об отношениях с одноклассниками?

«После школы рассказывает, что узнала нового, с кем познакомилась»

«Уже подружилась с некоторыми ребятами»

«Положительно отзывается о соседе по парте»

«Приходит и начинает рассказывать о новых знакомствах и новых друзьях»

«Радуется общению со сверстниками, с большой радостью рассказывала об общем сборе»

День за днем я наблюдаю, как складываются привязанности у моих детей, и когда я вижу, что дети сдружились, я говорю: «На следующем общем сборе вы разделитесь на экипажи — по желанию, кто с кем хочет. Подумайте, с кем вам приятнее всего общаться и работать»

Через неделю проходит деление на экипажи. Много раз я могла наблюдать, как по-разному оно проходит — самое первое деление на экипажи.

Такую запись я нашла в одном из старых педагогических дневников: «И вот приходит важный день — 30 сентября — мы делимся на экипажи. Казалось бы — что проще! Но подходит к концу час, а до оптимального варианта далеко: Машу «не хотят брать», Инна сама никуда «не идет», а в одном из экипажей уже 10 человек… И нам с вожатыми приходится кого-то убеждать, кого-то уговаривать. Ура! Все довольны. Правда, времени не осталось, чтобы придумать название экипажам и выбрать первых командиров, но об этом решаем подумать в течение недели»

Анализируя эти записи, я поняла, что для деления на экипажи был выбран достаточно трудный способ — разойтись в разные части комнаты, по желанию объединившись, кто с кем хочет. Последствия такого деления непредсказуемы. Все может пройти гладко, все будут довольны и даже в экипажах будет примерно одинаковое число ребят. Но может получиться, как в этих записях — кто-то хочет в этот экипаж, но его туда не хотят принять; кого-то зовут, но он не может определиться, куда он хочет, а, может, никуда не хочет; а где-то уже полкласса собралось, и идут ещё — один за другим (все дружат: Петя с Васей, Вася с Сашей, Саша с Катей…)

Лучше было бы выбрать один из способов деления на экипажи «от командира». На общем сборе обсуждается, каким должен быть командир экипажа и кто из учеников класса уже сегодня мог бы быть командиром. Выбирается 5-6 человек. Они встают перед классом и каждый командир по очереди набирает себе команду — экипаж. Или: командир — мальчик выбирает девочку, девочка — мальчика и т.д. Можно командиру выбрать одного товарища, а следующий выбор делать вдвоём, затем втроём и т.д.

Правда, и то «трудное» деление на экипажи можно было предугадать и смягчить последствия, если заранее провести социометрию и выяснить, кто пользуется в классе наибольшим и наименьшим успехом, кто никого не выбрал и кого «забыли» все. А зная результаты социометрии, можно было многое предотвратить — свои переживания и детские слёзы.

А вот запись из другого дневника: «Через неделю проходит деление на экипажи. Проходит удивительно спокойно — все довольны. Наверное, потому, что дня за четыре я провела социометрию и знала, какие могут быть проблемы: Юра получил всего один выбор — и я все эти дни показывала, как он интересен и что он может придумать весёлое, Аня с Викой выбрали только друг друга и я присматривалась, с кем они ещё общаются, приглашала в общую игру»

Когда все разделились на экипажи, каждый микроколлектив должен придумать себе имя (не обращаться же друг к другу «экипаж № 1», «экипаж № 2»!). Но название каждого экипажа должно исходить из названия всего класса. И это — общее — название должно нести в себе какую-то идею.

Самые первые мои дети выбрали себе название «Маяк». Тогда старшими друзьями коллектива были моряки и мы писали нашим друзьям письма, изучали море и корабли и даже форма парадная была — с матросским воротником-гюйсом. Класс готовился стать октябрятской группой и ребята говорили так: «Маяк помогает в море находить верный курс и мы тоже будем помогать окружающим людям»

Вторым моим классом был класс шестилеток. Я помню, как было обидно детям: первоклассники-семилетки уже в начале первого школьного года становятся октябрятами, а первоклассники-шестилетки, хотя уже тоже школьники, но октябрятами будут только во 2 классе. Нам, взрослым, тогда было очень важно сохранить у детей интерес к общественной жизни. И мы все вместе — ребята, вожатые и родители — обсуждали, каким должен быть настоящий школьник. И решили: добрым, честным, смелым, справедливым, он должен думать о других, делать для других добрые дела. И кто-то из детей сказал — как светлячок. Такое маленькое существо, от которого в мире немножко светлее. Так наш класс и стал называться «Светлячок». Среди родителей прошел конкурс на лучшую эмблему — рисунок светлячка.

И название, и эмблема мне самой очень нравятся. Поэтому в каждом своём новом классе я рассказываю историю о возникновении названия и ребята выбирают «Светлячка». Можно сказать, что теперь в моих коллективах название «Светлячок» традиционное.

На сборе-рождении коллектива класс делится на экипажи, потом для коллектива класса выбирается название и песня (а, может быть, ещё и девиз). И когда у каждого экипажа есть и командир, и название необходимо ввести поручения.

Я спрашиваю у ребят — в зависимости от ситуации: «Вот вы уже школьники» или «Вы теперь самые старшие в детском саду» — «Кто должен вытирать с доски, поливать цветы, проветривать класс, убирать в игровой? Нянечка?» — «Нет, мы сами!» — «А как удобнее это делать — поодиночке или вместе?» — «Конечно, экипажем!» — говорят ребята, ведь они только что на экипажи разделились.

Я называю разные поручения, и мы обсуждаем, какие из них нужны нашему коллективу.

Выбранные поручения (по числу экипажей) записываю на листочках и командиры тянут жребий. Чтобы ребята не волновались, говорю, что менять поручения будем раз в неделю на общем сборе. Как и командиров — ведь командиром каждый хочет быть (и, конечно, каждый должен учиться и командовать, и подчиняться)

На следующий день у нас в классе появляется уголок «Наша жизнь», а в нём первые рубрики: «Давайте познакомимся» (с фотографиями ребят по экипажам) и «Наши поручения».

Ребятам очень нравится находить в уголке себя, своих товарищей, своё поручение. И, конечно, классный уголок очень удобен для развития ответственности у детей — если кто-то не работает по поручениям (забыл своё поручение или то, что нужно по своему поручению делать) есть возможность вместе с детьми подойти, посмотреть и ещё раз проговорить, что нужно экипажу делать.

Ну, а что же в это время делают родители? Они тоже не теряют времени даром — знакомятся друг с другом, присматриваются к друзьям своих детей, начинают работать в комиссиях. И вот на ближайшем родительском собрании я поздравляю пап и мам с делением на экипажи, рассказываю, как деление проходило, кто в какой экипаж вошёл, как экипажи названы, кто в каждом экипаже первый командир и прошу родителей сесть по своим экипажам. Родители обмениваются телефонами и адресами, как бы по-новому знакомятся — ведь теперь им предстоит не только встречаться, но и работать вместе над сплочением детского коллектива, над подготовкой разных дел.

А вот и общее родительское дело — планирование первого нашего праздника — «Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики». Что родители хотели бы на нём увидеть? Провожу «мозговой штурм» — родители по кругу высказывают свои предложения. Все высказывания я записываю, а потом обобщаю.

В это время родителей очень интересует учебный процесс: как проходят уроки и как на уроках проявляют себя дети. Так выбирается форма праздника — что-то вроде большого открытого урока, где есть и математика, и русский, и всё, что обычно бывает у нас на уроках. Но, раз это праздник, то нужны ещё и сюрпризы, подарки детям, соответствующее оформление. Мы распределяем, какой родительский экипаж за что будет отвечать.

А на следующей неделе планирование проходит и у детей.

— Вы уже многое знаете и умеете. Хотите, мы устроим праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»?

— Хотим!

— Посовещайтесь в экипажах, что должно быть на празднике. Вам даётся пять минут. Сомкнитесь.

Всё, что предлагают после обсуждения в экипажах командиры — записываю.

А экипажи хотят читать наши стихи, проводить физминутки и соревнования, петь и танцевать, празднично одеться, устроить выставку наших тетрадей, сделать открытки родителям, показать наши уроки.

— А кого мы пригласим на праздник?

— Мам и пап, сестрёнок и братишек, друзей, бабушек и дедушек.

И начинается подготовка. Руководит подготовкой Совет Дела, сформированный на родительском собрании из представителей от экипажей. У родителей задача: подготовить оформление, праздничные дипломы, игры с детьми и чаепитие. У детей — выставки тетрадей, рисунков, изготовление открыток родителям. А мы с вожатыми — по секрету! — готовим «зачетные листы» и свой сюрприз.

Праздник мы проводим в субботу, когда все свободны. Помещение празднично украшено: дети подготовили рисунки к Азбуке и счету, родители подарили нам Волшебную Книгу Сказок. По этой большой книге с рисунками к разным сказкам, которую нарисовала Антошина мама, и проходят испытания за право зваться учеником. Ребята считают, составляют предложения, красиво и аккуратно раскрашивают рисунок в зачетном листе, составляют схемы слов, записывают решения задач и отгадывают загадки, показывают наши физминутки, танцуют и поют.

В конце праздника дети показывают всем свои зачётные листы и родители дружно решают, что все достойны звания «Ученик». Они вручают дипломы с родительскими пожеланиями:

Отправляясь в дальний путь,
Будь веселым, добрым будь,
Будь прилежным и опрятным,
Будь здоровым, аккуратным.
Про друзей не забывай
И всегда им помогай.
Помни те слова, что дружно
Прочитали у доски:
«Мы теперь не просто дети —
Мы теперь ученики!»

Переворачивается последняя страница Волшебной Книги Сказок — и сказка приходит в класс — вожатые показывают сказку Григория Остера «Привет Мартышке» и маленькие дети запоминают слова Удава: «Когда я передаю тебе привет, я делюсь с тобой хорошим настроением!»

Весь праздник состоит из приятных неожиданностей. Но, к моему удивлению, есть сюрприз и для меня. Папа Пети Г. принес с собой веселые и интересные задачки для родителей. Тут уже родители должны были показать свою смекалку и эрудицию.

После праздника проходят аттракционы, разработанные одним из родительских экипажей, и чаепитие, устроенное нашими милыми мамами из «чайной группы» — ещё один экипаж (все это в коллективе войдет в традицию).

Кажется, праздник удался. Но это мое мнение. А что думают дети и родители? На ближайшем общем сборе проходит обсуждение первого праздника у детей.

— Понравился ли вам праздник?

— Да! Очень!

— Хотите ли вы, чтобы у нас ещё были праздники?

— Хотим!

— Тогда давайте обсудим, что на празднике было хорошо, что понравилось, и что не понравилось и почему? На обсуждение вам даётся семь минут. Сомкнитесь!

Каждый экипаж садится в маленький кружок, вожатые — Оля, Наташа, Гуля, Снежана и Катя — работают со своими экипажами. Их задача — научить каждого высказывать свое мнение, слушать других. А в экипаже должен по кругу высказываться каждый.

— Время истекло! Экипажи, внимание! Слово — командирам! Обсуждаем, что понравилось на празднике.

— Нам понравился весь праздник.

— А что больше всего запомнилось?

— Дипломы! Очень красивые!

— Их придумали мамы Даши и Павлика, а написала мама Володи.

— А нам понравилась «Волшебная Книга Сказок».

— Её нарисовала мама Антона.

— Зачетные листы…

— Это вожатые постарались. Спасибо им большое! (Вижу, как приятно это слышать вожатым.)

— Как танцевали, пели, прыгали в мешках.

— Класс был очень красиво украшен.

— Тут целый экипаж работал — родители Руслана, Павлика, Даши, мама Володи и мама Максима.

— А нам понравился открытый урок: загадки, интересные задания. Очень весело было.

— А нам понравились аттракционы и чаепитие. (Дети это слово произносят так: «чайпитие»)

— А что нам не удалось на празднике, что не понравилось?

— Всё понравилось!

— Кому скажем спасибо за праздник?

Ребята перечисляют родителей, участвовавших в подготовке и проведении праздника, вожатых и меня.

А что думают о прошедшем празднике родители? На родительском собрании я прошу их написать свои впечатления от праздника. Ответы родителей для себя разделила на три группы: что было хорошо, что было плохо и предложения на будущее. Итак, что на празднике было хорошо:

«Впечатление об уроке: "Я б так училась" Понятно, почему ребёнок с удовольствием бегает в школу»

«Праздник организован великолепно. Очень было приятно: мамы и папы нарядные, счастливые»

«Дети порадовали успехами. Виден огромный труд учителя»

«Много впечатлений от аттракционов»

«Музыкально-игровое обрамление уроков — полное откровение и восторг»

«Такие вечера действительно сближают и детей, и родителей»

«Кухня образования — для родителей весьма полезна»

«Оформление класса очень понравилось»

«Класс активный, интересный, ребята очень быстро выполняли все задания, с удовольствием принимали участие в музыкальных паузах»

«Мне очень хотелось увидеть, как работает не только мой ребёнок, а вообще весь класс. Как построен урок. Получила от всего этого большое удовольствие. Класс дружный. Детям очень интересны занятия и интересно работать и общаться между собой!»

Что на празднике было плохо:

«После чая дети ушли в коридор, родители остались у стола, не обращали внимания на детей»

Предложения на будущее:

«Желательно совместное участие в аттракционах детей с родителями»

«Необходимо продумать «послечайную» церемонию»

«Побольше задействовать гостей»

Особенно важными были для меня (да и для самих родителей тоже) наблюдения на празднике за детьми — как своими, так и класса в целом. Это помогло нам в планировании новых общих дел.

Чтобы описание жизни класса в начальный период было более полным, необходимо сказать о поездках и экскурсиях. Кроме дел и праздников, которые планируются, готовятся и проводятся всем коллективом — детьми, родителями, вожатыми, педагогом — есть такие дела (воспитательные занятия, мероприятия), которые задумываются и готовятся мной, учителем. Это встречи с разными людьми, экскурсии по городу и в музеи, культпоходы в театр… Конечно, я учитываю желания детей и предложения родителей, но, в первую очередь, я руководствуюсь собственным планом воспитательной работы. В нем поставлены задачи, рассчитанные на целый год. Наряду с комплексными задачами (например: Формировать заботливое отношение к окружающим людям) есть и специальные: эмоционально-волевые (например: Воспитывать любовь к родному городу), действенно-практические (например: Научить составлять свою родословную) и познавательно-мировоззренческие (например: Дать знания о родном городе, его театрах, музеях)

Я стремлюсь к тому, чтобы дети как можно больше всего посмотрели, почувствовали и сделали для себя, друзей, родных и окружающих их людей.

Задумывая праздники, экскурсии и выезды на природу, я ставлю несколько задач: сдружить детей и родителей; показать красоту родного города, природы и человеческой фантазии; развивать в детях потребность делать красивое и нужное окружающим. А для себя — конечно, лучше узнать детей и родителей, устанавливать добрые отношения с каждым.

Добрые, заботливые отношения я считаю главным, что тянет ребёнка и его родителей в школу, и над чем считаю необходимым постоянно работать. Нам всем — детям, мне, родным — должно быть хорошо вместе. А это, конечно, моя забота — как руководителя коллектива. Что я должна для этого делать? Прежде всего — хорошо изучать детей, их семью. О самой первой родительской анкете я уже писала. Я изучаю её тщательно, и, уже исходя из анкеты и первого медосмотра, узнав рост детей, их заболевания и рекомендации врачей, к 1 сентября примерно знаю, как посажу детей, знаю, у кого плохое зрение, слух, кто ослаблен, кто аллергик (к сожалению, с каждым годом в первый класс идёт всё больше детей с различными отклонениями в здоровье!). Что нужно сделать, чтобы дети с заболеваниями не ухудшили своего здоровья за время обучения в школе, чтобы здоровые дети ещё больше укрепили здоровье? Своей заботой о здоровье детей я делюсь с родителями, считая, что здоровье для полноценного обучения, воспитания и развития — это главное.

Родители предлагают свою помощь в оздоровлении детей: спортивные кружки, которые ведут сами (футбольный, шахматный), выезды за город, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные праздники, которые мы вместе готовим, а родители не только проводят, но и участвуют в них сами.

Особой заботой взрослых пользуется классное помещение: устанавливается дежурство, чтобы класс всегда был чистым — родители моют окна, полы, чистят ковры, на которых дети играют на переменах. Мамы приносят в класс чайники, шиповник, чтобы на большой перемене дети могли пить витаминный чай.

Я обучаю детей подвижным играм — в них они играют на переменах — и танцевальным физминуткам, которые использую на уроках.

С детьми мы обсуждаем, как быть здоровыми, как беречь зрение, осанку, какие использовать упражнения для отдыха. Часто приглашаем медсестру — она рассказывает о заболеваниях, которые бывают в школе: о гриппе, коклюше, свинке, и о том, что нужно делать, чтобы не болеть. Из первой родительской анкеты я узнаю кое-что об интересах ребенка. Это я могу использовать, разговаривая с детьми во время перемен и наших выездов.

Первичные знания о детях расширяют и различные творческие работы воспитанников: рисунки («Моя семья», «Мой выходной день»…), «словарик» (объясни, что такое «дружба», «забота», «ответственность»…), социометрия («С кем бы ты хотел быть в одном экипаже?», «Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?», «С кем бы ты хотел делать подарок к празднику?»), сочинения («Что меня радует и что огорчает», «Моя мечта», «Мой друг», «Люблю ли я природу»…).

Очень часто у детей бывает не сформировано такое качество, как заботливость.

Мы, взрослые, решаем показывать детям разные объекты заботы, приучать их думать об окружающих, делать нужные и полезные дела.

Каждое родительское собрание я начинаю с рассказов о детях (о каждом — хорошее), с забавных случаев на уроках и переменах — родители приучаются смотреть на весь класс как на наших общих детей.

А после праздников родители в своих анкетах кроме впечатлений описывают наблюдения за детьми из класса. Мы часто обсуждаем ситуации, которые возникают в классе и родители видят, что меня интересует каждый ребёнок и всё, что с ним происходит. Поэтому и родители стремятся сделать для класса как можно больше: написать стихи, заказать экскурсию, подготовить оформление…

И я всё, сделанное родителями, не оставляю без внимания. Утром, после традиционного приветствия ( «Здравствуйте, поздравляю вас с новым учебным днём!»), спрашиваю у детей: «Что нового вы заметили в классе?» — «Окна чистые» — «Их нам помыли мамы Риты и Вики» — «На шкафу — новые куклы» — «Их сделала Антошина мама» — «Подставки для цветов!» — «Это смастерил папа Саши. А ещё я вам открою секрет — мама Кирюши заказала нам экскурсию в Русский музей»

Конечно, ребёнок обязательно расскажет обо всём своим домашним. И родителям, о которых мы с детьми говорили и которых хвалили, будет приятно. А остальные в ближайшее время тоже постараются что-нибудь для класса сделать. Однажды пришла ко мне мама Олега (у неё недавно родилась дочка) и говорит: «Олег каждый день рассказывает, что сделали другие родители. Давайте я тоже хоть что-нибудь сделаю, а то он переживает: «Все делают, а вы — нет» В другой раз мне дал совет Дашин папа: «Если Вы чего-нибудь от меня хотите добиться, то нужно сказать об этом Даше — она от меня не отстанет, пока не сделаю». Я все эти высказывания помню, принимаю к сведению. А сама обязательно записываю, что сделал каждый родитель для класса. И на наших праздниках, когда много гостей, выдаю родителям грамоты от администрации школы со словами благодарности. Знаю, что родителям это приятно и что в некоторых семьях идёт соревнование между детьми и родителями — кто больше грамот получит. Но и это не самое главное. Главное, и дети, и взрослые, и я — учитель — мы все — младшие и старшие товарищи; нам хорошо всем вместе; мы все стремимся в школу, в наш класс, стараемся заботиться друг о друге и наши тёплые отношения и добрые воспоминания о совместных делах остаются с нами на всю жизнь.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=