Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика
ТУЗОВА Вера Леонидовна
учитель начальных классов школы № 163 Санкт-Петербурга
Педагогика общей заботы (и как практическая часть её — методика коллективной творческой деятельности) была разработана в середине XX века Игорем Петровичем Ивановым. Он развивал её всю жизнь — вместе с единомышленниками из Союза Энтузиастов, со своими друзьями и учениками во Фрунзенской Коммуне и Коммуне имени А. С. Макаренко. И сейчас нельзя сказать, что его методика — это что-то застывшее. Каждый, кто работает, открывает в ней какие-то новые грани. Жизнь ставит проблемы и опора на методику И. П. Иванова помогает их решать.
Методика коллективной творческой деятельности имеет серьёзную основу. И это важно помнить! Её «три кита»: отношения (воспитатели и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи), организация (самоуправление — коллективная организация жизни) и деятельность (коллективная и творческая — представляет собой общую заботу об окружающей жизни).
Мне посчастливилось прочувствовать товарищеские отношения, коллективную организацию жизни и творческую деятельность ещё в детстве, в школе, а теперь я сама руковожу коллективом младших школьников и их родителей и стараюсь, чтобы ребятам и родителям в школе было хорошо — тепло и радостно. Ведь тогда хорошо в школе и мне — учителю!
Как строить отношения с детьми и родителями, чтобы они любили находиться в школе? Как нужно организовывать жизнь в классе, чтобы помогать отношения между людьми налаживать? Конечно, дело это не простое. Помочь могут знания по педагогике и психологии общения, но самое главное, на мой взгляд, — постоянная работа учителя: анализ ситуаций, складывающихся в коллективе, направленность на сотрудничество — совместный поиск лучших решений, учёт чужого мнения…
Мой новый класс. Середина марта. Наши первые три дня. Впечатления детей, донесённые родителями:
«Я была очень обрадована, когда в первый день Вашей работы сын пришёл из школы и сказал, что ему понравилась новая учительница»
«Для доченьки Вы — положительная эмоция. Она говорит, будто Вы были у них два года»
«Впечатления: учительница добрая, не ругает. Договорились не баловаться»
«Учительница добрая, не кричит, внимательная, очень нравится»
«Учитель понравился, внимательный, добрый, интересно рассказывает, не кричит»
«Ребёнок хочет ходить в школу и ходит несколько дней с удовольствием. Про учительницу говорит — добрая»
«Очень добрая и мне нравится. Только тихо говорит»
«Хорошая! Добрая»
«Добрая и требовательная»
«Золотые волосы нравятся; хорошо, лучше, чем другие, диктует; внимательна к детям, не кричит; объясняет понятно»
«У нас новая учительница. Очень добрая, не кричит, молодая и красивая»
В созданном детьми «портрете учителя» главное — доброта, внимательное отношение к людям.
Спокойный тихий разговор — как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как часто нарушается! Почему-то нам, взрослым, хочется всё получить сразу, а если ребёнок сразу не делает — то нужно крикнуть, чтобы добиться выполнения быстрее. Крик начинается в семье — и как тяжело с такими, привыкшими к окрикам, детьми в школе! Сложно показать маленькому человеку, что можно понять друг друга без крика, только нужно присмотреться и прислушаться к окружающим!
Ещё одно важное замечание — интересно рассказывает, объясняет понятно. То, каков учитель как предметник, преподаватель (как я могу обучать?) — конечно, значимо. Но ещё важнее — что я могу дать детям, насколько я сама интересный человек!
Требовательная. Это очень серьёзно. Принцип единства товарищеского уважения и товарищеской требовательности, выдвинутый Антоном Семёновичем Макаренко, можно выполнить, если мы действуем как старшие и младшие товарищи по общей творческой заботе об окружающей жизни, если мы думаем об окружающих людях и о себе, как товарище других людей.
Молодая и красивая. Как важно помнить о себе (как товарище других людей!) и о себе заботиться: о своём здоровье, внешности, о культурном уровне… Поэтому всё это — занятия спортом, книги, посещение музеев, театров… — для учителя не менее важно, чем подготовка к урокам и внеурочным делам!
Я разным людям задаю один и тот же вопрос — зачем люди — дети — приходят в школу? Многие взрослые на этот вопрос отвечают быстро, не задумываясь — учиться! И понимают под этим получение какой-то суммы знаний. Вот некоторые родительские высказывания:
«Школа нужна, чтобы научить детей всему»
«Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»
«Заложить в ребёнка основы всех предметов»
«Школа нужна, чтобы получить среднее образование»
«Для обучения детей в объёме определённой программы на профессиональном уровне»
«Научить ребёнка грамотности во всём»
«Для обучения ребёнка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»
И даже родители очень маленьких школьников часто «оценивают» учителя по способности заставить ребёнка учиться: «С моим Сашей нужно построже!»
Каждый десятый родитель вспоминает, что, кроме обучения, школа должна развивать способности у детей; про то, что человек в школу приходит общаться, написал каждый четвёртый родитель.
Но когда я спрашиваю: «Что Вы больше всего вспоминаете из школьной жизни?», то на первый план выходят отношения: родители пишут о первой учительнице: «вспоминается отношение к нам: теплота и мягкость в общении», «помню первую плохую оценку и ужасную учительницу», о том, что «воспоминания не связаны с учебным процессом». Но, может быть, то, что волнует многих, удалось определить одному бывшему ученику, папе со стажем: «Так устроен человек, что со временем вспоминается только хорошее и то связанное не со знаниями, а с отношениями между людьми»
Это мнение родителей. А многие мои коллеги говорят: «Я — учитель, а не воспитатель, моя задача обучать, а не воспитывать!» И, действительно, очень стараются впихнуть в детей как можно больше и спросить с них как можно лучше.
А теперь представим, каково в школе ребенку? И чего ребёнок от школы ждёт? Я работаю в начальной школе, меня всегда волновал вопрос, насколько детям в школе комфортно? Особенно, если учитывать, что ведущим видом деятельности у дошкольников была игра и для младших школьников игра остаётся невероятно значимой. Многие первоклашки и не учиться поначалу в школу ходят. Кому-то нравится школьная форма (если она, конечно, есть), кому-то — ранец нравится носить. Кого из детей привлекает исключительно получение знаний? Да и так уж важно именно для этого ходить в школу? Знания-то ведь можно получать разными другими путями: книги, интернет, телевизор… А, значит, школа несёт (должна нести!) что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Как хорошо, если маленький человек радостно бежит в школу общаться — с новыми знакомыми, с учителем. Это потом постепенно приходит интерес к учёбе — если учитель вместе с родителями сможет помочь ребёнку полюбить учиться. Так ведь и в этом большое значение играют складывающиеся отношения. Не зря говорят — ребёнок любит не математику, а учителя, который математику ведёт.
Итак, отношения. Вот, что значимо в школе! Именно отношения — и возможность научиться их устанавливать! — делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для всей будущей жизни ребят. Именно отношения — добрые отношения с детьми и родителями — дают мне — учителю — силы для работы и доставляют каждодневную радость.
Как нужно организовать работу коллектива, чтобы помочь каждому ребёнку найти себя и узнать мир? Если мы действуем как старшие и младшие товарищи по общей творческой заботе об окружающей жизни, то и организовывать свою жизнь мы должны вместе, коллективно. А это значит, что в планировании дел, их подготовке, проведении и обсуждении участвует каждый (!) (и воспитатели — педагоги и родители — и воспитанники). Обсуждение важных моментов жизни класса проходит на общем сборе. Хочется надеяться, что когда-нибудь общий сбор займёт в школе такое же место, как урок.
Не только потому, что «общий сбор — высший орган коллектива» (то есть решение общего сбора — закон для всех членов этого коллектива: и для воспитателей и для воспитанников), но потому, что именно общий сбор учит не бояться высказывать свое мнение и выслушивать мнения других.
Необычно в общем сборе все: атмосфера, структура… Мы сидим в кругу и каждый видит каждого. Это так отличается от уроков, где хорошо видно лишь учительницу да соседа по парте! А многое ли зависит от ребёнка в учебном процессе? В самом лучшем случае он помогает учителю спланировать конкретный урок, но всё остальное — и тема урока! — известно заранее. Тогда как от предложений, высказанных на общем сборе, зависит вся дальнейшая жизнь всего класса.
Без самоуправления, без общего сбора в классе не создать коллектив. Общий сбор — это необходимое условие для жизни и деятельности коллектива. Но раньше это было личное дело учителя: есть коллектив — детям интереснее жить, они растут заботливыми, активными и ответственными, нет — ну и так можно прожить, одними уроками. Теперь же мой опыт и наблюдения моих коллег показывают — без коллектива, т. е. без дружеских отношений в классе, современных ребят практически ничему невозможно научить!
Отношения товарищества, на мой взгляд, и есть самое главное в методике коллективной творческой деятельности. «Воспитатели и воспитанники — это старшие и младшие товарищи по общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни», — так говорил нам Игорь Петрович Иванов.
Какая деятельность соответствует товарищеским отношениям и самоуправлению? Конечно, коллективная и творческая. Коллективная — так как планируется, готовится, проводится и обсуждается всем коллективом — воспитателями и воспитанниками вместе (как старшими и младшими товарищами по общей творческой заботе!) Творческая — потому что все воспитанники вместе с воспитателями ищут лучшие средства, пути, способы решения жизненно важной практической задачи — всегда по-новому. И эта деятельность представляет собой общую заботу об окружающей жизни. Всё, что мы делаем вместе, направлено на общую радость и пользу.
И, значит, главная форма деятельности — это коллективное творческое дело (КТД). Его необходимо отличать от воспитательных занятий (или «мероприятий»), которые, конечно, присутствуют в воспитательной работе. Воспитательное занятие придумывает, готовит и проводит педагог. И итоги подводит сам воспитатель — что у него получилось, а что — нет. Во время воспитательных занятий происходит открытая передача готового опыта, дополнительного к учебному. Коллективное творческое дело задумывается, планируется, готовится, проводится и обсуждается сообща, вместе младшими и старшими членами коллектива. КТД — это практическая забота об улучшении окружающей жизни. В коллективных творческих делах ребята и взрослые применяют ранее усвоенные знания и умения и создают новый жизненно-важный опыт.
Начало года. Первый общий сбор. Мы планируем нашу жизнь в тематическом периоде «Здравствуй, школа!»
— Вспомните, кому и чем мы смогли помочь в прошлом году, о ком позаботились?
— Выступали перед учителями в День Учителя…
— И перед ветеранами в Новый год и праздник Победы…
— Ставили русские сказки, а потом изготовили поделки — сказочных зверюшек — ребятам из детского сада и выходили к ним с «Хороводом Сказок»…
— А в другом детском саду убирали площадку…
— Оперу «Курочка Ряба» показывали родителям и детям — будущим первоклассникам…
— Вы помните, как радовались дети и взрослые, когда смотрели на вас и вашу работу! Что и для кого вы можете предложить сейчас?
Сегодня наша эстафета — маленький глобус. Я передаю его Насте — она сидит слева от меня. Ребята, сидя в одном большом кругу, по очереди предлагают дела, которые могли бы порадовать окружающих людей, и передают соседу глобус:
— поздравить с новым учебным годом учителей
— подготовить учителям подарки
— поздравить других работников школы
— сходить в библиотеку и узнать, не нужна ли наша помощь
— поставить новый спектакль для детского садика
— устроить труддесант на детской площадке
— выступить перед ветеранами
— поздравить с началом школьной жизни первоклассников…
Тот, кто ничего не придумал, просто передаёт глобус соседу слева. Вот глобус вернулся ко мне.
— Кто хочет ещё что-нибудь предложить?
Предложения есть у Иры и Лены:
— Давайте, в одно из поручений будет входить подготовка подарка имениннику!
— А ещё можно приглашать к нам в класс других ребят из начальной школы и проводить для них экскурсию.
Каждое из предложений мы подробно обсуждаем. Ребята развивают идеи своих товарищей. Вот как получается, что поздравление первоклассников с началом школьной жизни перерастает в «Посвящение в ученики».
Начало года. Ребята ещё не разделились в этом году на экипажи — нам ещё предстоит после длинных летних каникул по-новому знакомиться с одноклассниками и с нашими новенькими, поэтому ребят на рабочие группы делю я сама. Я выбираю три чудесных слова из родительского напутствия над доской: «Здоровья! Счастья! Успехов!»
Я подхожу к каждому ребёнку по кругу, касаюсь его рукой и говорю одно из этих слов.
— А теперь: у доски собираются все, кому я сказала «здоровье», у библиотечки — «счастье», к уголку подойдите «успехи». Ваша задача — выбрать на сегодняшнее обсуждение командира. Вам даётся минута. Сомкнитесь!
Время прошло. Командиры выбраны: Катя, Саша и Настя.
— Обсудите, пожалуйста, в группах, из чего может состоять посвящение в первоклассники? Напоминаю, командир ведёт обсуждение, запоминает все предложения. На работу — восемь минут. Сомкнитесь! Время пошло!
Ребята предлагают свои идеи, я хожу от группы к группе, прислушиваюсь…
— Внимание! Время истекло! Командиры, вам слово!
Саша: Мы предлагаем поставить спектакль и изготовить какие-нибудь сувениры.
Катя: Мы предлагаем вспомнить стихи о школе, которые в прошлом году к праздникам учили и из них и из наших песен составить композицию. И, конечно, какие-нибудь поделки подарить.
Настя: Мы тоже предлагаем петь песни и читать стихи — это быстрее вспомнить, чем ставить новый спектакль. А ещё нужно подарить книжки — библиотечку.
— Спасибо всем группам. Кто хотел бы войти в Совет Дела и разработать подробно наше посвящение?
Войти в Совет Дела захотели Саша, Наташа, Маша и Алла. Они и стали потом ведущими нашей встречи с первоклассниками.
Ведущие: Здравствуйте, ребята! Вас приветствует коллектив «Светлячок»! Мы рады вас видеть в нашем классе! И надеемся, что мы будем дружить! Подпевайте нам!
Вместе с первоклассниками мы поём песню М. Пляцковского и Б. Савельева «Настоящий друг».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий, верный друг!
Маленьким нравится. Поют вместе с нами и смеются.
Ведущие: Вот вы и стали школьниками! Поздравляем вас! И дарим вам стихи замечательной поэтессы Людмилы Леонидовны Фадеевой. Она жительница нашего города Санкт-Петербурга.
Перед нашими гостями выступают ребята, которые захотели читать стихи.
Вот я сижу за партой
И к школе привыкаю.
Учительница входит,
Красивая такая.
И я не просто девочка —
Теперь я ученица.
На мне не платье — форма,
Так в школе говорится.
Не сумки, а портфели,
Не комната, а класс,
Не книги, а учебники
Листаем в первый раз.
Тут не часы — уроки.
И всё запомнить надо.
И всё равно,
И всё равно
Я очень-очень рада!
А там, внизу, у лестницы,
Второй урок подряд
Не просто мамы с папами —
Родители стоят!
(Людмила Фадеева «Первое сентября»)
Мы теперь ученики.
Нам не до гулянья.
На дом задали крючки —
Первое заданье!
Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
— Вниз ведём, ведём, ведём —
Пла-а-авно закругляем!
Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами!
Телевизор не глядим,
Сказку не читаем,
Три часа сидим, сидим —
Пла-а-авно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идём.
Сразу засыпаем.
И во сне: ведём, ведём —
Пла-а-а-вно закругляем!
(Людмила Фадеева «Первое задание»)
В магазине мы были.
На кукол глядели.
Мы теперь ученицы.
Почти три недели.
Дома убраны куклы,
Чистота и порядок.
Там, где жили матрёшки, —
Стол и стопка тетрадок.
Плачет кукла Алёнка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном портфеле.
(Людмила Фадеева «Куклы»)
В парте яблочный пирог
Вкусно пахнет весь урок.
Не притронусь к пирогу, —
Я вниманье берегу.
Берегла, берегла,
Не смогла! —
Отвлекло моё вниманье
Пирогово выниманье!
…Что писать в тетрадь свою?
Элементы буквы «Ю»?
Разве это буква «Ю»?
Я её не узнаю!
Я вообще сейчас заплачу!
Буду плакать весь урок!
…А не сделать ли иначе,
А не съесть ли мне пирог?
(Людмила Фадеева «Яблочный пирог»)
Просто сижу
Я за столом,
Просто гляжу:
Снег за окном.
Просто возьму
Просто тетрадь.
Просто начну
В ней рисовать:
Это — мой нос,
Это — мой рот,
Ёлка стоит,
Речка течёт…
Просто задачу трудно решить!
Просто…
Непросто школьницей быть.
(Людмила Фадеева «Не просто»)
Ведущие: Теперь вы не маленькие. Не дошколята, а школьники. А каким должен быть школьник, знаете?
Первоклассники отвечают. Ребята из нашего класса добавляют качества нашего «Светлячка»: «Добрый, честный, смелый, справедливый, думает о других, делает для других добрые дела».
Ведущие: Послушайте стихи Людмилы Фадеевой и Бориса Заходера и подумайте: ребята, о которых мы вам сейчас прочитаем, — настоящие школьники или нет?
Хорошо бы люди
Никогда не мылись!
Никогда бы в первом
Классе не учились!
Никогда не ели,
Никогда не спали!
Интересно:
Кем бы эти люди стали?
(Людмила Фадеева «Хорошо бы!»)
Мокрые волосы,
Встрёпанный вид,
Капелька пота по шее бежит…
Может быть, Слава, Илюша и Сеня
Всю перемену
Ныряли в бассейне?
Или на них,
На несчастных,
Пахали?
Или их в пасть крокодилам
Пихали?
Нет! —
В перемену
Они
О т д ы х а л и !
(Людмила Фадеева «Отдохнули»)
Это только дошколята
Без работы бегают.
А ребята-октябрята
Всё работу делают.
Каждый знает, что она
Быть посильною должна.
Я хожу и рассуждаю,
Что мне делать из работ.
Непосильная, я знаю, —
Двигать шкаф или комод.
А посудомойная,
Мусорвыносильная,
Пылевытиральная —
Это всё посильная.
Но пока я рассуждала,
По квартире бегала,
Всю посильную работу
Мама переделала.
И кругом —
Какая жалость! —
Непосильная осталась.
(Людмила Фадеева «Непосильная работа»)
«Перемена! Перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну а тут — опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! —
Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!
(Б.Заходер «Перемена»)
— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришёл?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь…
А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умён, и я умён!
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»
(Б.Заходер «Вредный кот»)
Стихи замечательные — очень весёлые. Наши маленькие друзья слушали их и от души смеялись. Но сказать, правильно ли поступают ребята из этих стихотворений, дети не смогли.
Ведущие: Знаете ли вы пословицы и поговорки об учёбе? Давайте поиграем: мы будем начинать, а вы заканчивайте!
Делу время … (потехе час)
Перо пишет, … (а ум водит)
По платью встречают … (по уму провожают)
Семь раз отмерь… (один отрежь)
Маленькое дело … (лучше большого безделья)
Поспешишь — … ( людей насмешишь)
Ученье свет, … (а неученье - тьма)
Ум хорошо, … (а два - лучше)
В здоровом теле … (здоровый дух)
Труд человека кормит, … (а лень портит)
Где хотенье, … (там и уменье)
Ведущие: А загадки вы умеете отгадывать?
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт —
Каждый след его поймёт.
(карандаш)
Какая водица только для грамоты годится?
(чернила)
Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
(перо)
Сама мала, а ума придала.
(книга)
Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш.
(резинка)
Грамоты не знаю, а весь век пишу.
(ручка)
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
(буквы)
Ведущие: Молодцы! Вы обязательно станете настоящими учениками.
Я возьму весёлый лучик,
Небо и чуть-чуть дождя,
Размешаю всё получше
И добавлю от себя:
Смех, улыбки, сказки, песни,
Сны и то, что наяву,
И получится чудесный
Мир, в котором я живу!
(Елена Дюк «Мир, в котором я живу»)
Ведущие: Мы поздравляем вас с началом первого учебного года, и желаем: больших успехов, хорошего здоровья, верных друзей. И хотим подарить вам наши фотографии на память.
Мы танцуем и поём песню о нашем классе «Ты — звезда», которую мы все вместе сочинили на одном из наших праздников в прошлом году:
Повезло тебе родиться
В нашем городе большом,
Да ещё в районе этом
Помещается твой дом,
И родители решили
В эту школу заглянуть,
В первый «А» тебя отдали
И сказали: «В добрый путь!»
Мы друг другу помогаем,
Песни звонкие поём,
Мы читаем, мы играем —
В общем, весело живём!
Если любишь ты учиться,
Если дружбу здесь узнал
И с друзьями веселишься —
Значит, круто ты попал!
Припев: Круто ты попал в первый «А»,
Ты — звезда! Ты здесь свой —
На класс родной посмотри.
Если ты попал в первый «А»,
В первый «А», в первый «А» —
Давай, народ удиви!
Ты попал в семью большую
Замечательных людей.
Здесь учиться интересней,
Здесь трудиться веселей.
Здесь в спектаклях ты играешь
Для больших и для ребят
Делать много успеваешь,
Все «спасибо» говорят!
Мы друг другу помогаем,
Песни звонкие поём,
Мы читаем, мы играем —
В общем, весело живём!
Если любишь ты учиться,
Если дружбу здесь узнал
И с друзьями веселишься —
Значит, круто ты попал!
Ребята показывают пантомимы: «в музее», «на уроке», «на риторике», «на празднике», «на труддесанте»…
Малыши хлопают, а на припев самые смелые выходят танцевать вместе с нами.
В конце песни мы встаём у классной доски, улыбаемся гостям и замираем. Это — наша большая фотография на память. Наши маленькие друзья хлопают, и мы дарим им библиотечку и игры, которые сами изготовили.
На ближайшем общем сборе мы с детьми подводим итоги наших посвящений первоклассников в ученики:
— Что вы чувствуете после выступления?
— Очень трудно выступать… Я волновался, но потом увидел, что детям весело. Мне тоже стало радостно.
— Наши ребята хорошо выступали. Мне очень понравилось.
— Мне понравилось загадывать загадки.
— Очень смешно было, когда маленькие дети отгадывали загадку про карандаш «Не похож на человечка, но имеет он сердечко. И ребятам круглый год он сердечко отдаёт» и сказали, что это учитель.
— А мне понравилось, как заканчивали пословицу «Птице — крылья, …». Вместо «а человеку — разум», один мальчик сказал «а собаке — ноги»
— Хорошо, что ребята-ведущие многое придумали.
— Я нервничал. Я думал, что у меня не получится рассказать стих.
— Мне очень понравилось, как мы выступали. Я сначала боялась, переживала, была неуверенна в себе. А потом мне ребята понравились, и я успокоилась!
— Я думаю, что выступление прошло хорошо, у всех получилось лучше, чем на репетиции. И ведущие очень старались, совещались.
— Когда мы пели последнюю песню, я чуть-чуть стеснялся. Мне понравилось, что дети слушали нас внимательно. Я хочу, чтоб они стали показывать другим ребятам такие же спектакли. И хочу, чтобы они ещё к нам приходили.
— Я был ведущим, и это было очень трудно, но мне понравилось. Мне понравилось смотреть, как дети веселились. Наше выступление было очень смешное. А особенно детям понравилось, что мы им подарили игрушки. Они так играли и радовались! А я был рад, что они радуются!
— Здорово получилось, когда мы стали петь песню о нашем классе и танцевать, малыши не постеснялись потанцевать с нами.
— Мне понравились первоклассники. Они слушали очень внимательно загадки, песни и поговорки. А ещё мне понравились ведущие, которые вели праздник. Они, конечно, иногда растеривались — им было очень сложно впервые вести праздник.
— Я заметил, что ребятам очень понравились наши подарки.
— Да, утки были очень интересными подарками, потому что как только мы дали ребятам эти игрушки, они сразу поняли, в чём смысл этих игрушек и начали в них играть. Мне было приятно.
— Я радовался, когда ребята слушали наши стихи, а потом танцевали с нами и играли в уток. Мы много готовились, разучивали, кто и что будет делать. Я бы хотел в следующий раз быть ведущим.
— А я бы не хотел быть ведущим, потому что это очень трудно!
— Я испытывал радость, когда видел, как ученики первого класса присоединялись к нам, когда мы танцевали. Мне было приятно, что они развеселились, когда они увидели, какие у них подарки.
— Когда мы выступали, я почувствовала, что хочу, чтобы первоклассники приходили к нам почаще. Мне очень понравилось, что они не побоялись выйти и танцевать, когда мы пели песню «Ты — звезда!». А ещё мне понравилось, что, когда мы выступали, они сидели тихо-тихо.
— Когда мы всем классом выступаем, мне радостно и всем радостно, что мы подготовили такой праздник, что детям интересно. И нам говорят, что мы молодцы.
— Дети ушли довольные, радостные.
— Мне кажется, что когда они вырастут, они нас тоже к себе пригласят на праздник.
— Я думаю, когда они вырастут, они тоже устроят новым первоклассникам посвящение в ученики.
мария 18 Декабря 2011 - 13:29 | |
как душевно |
|
[Ответить] [Ответить с цитатой] |
Любовь Юрьевна 16 Января 2012 - 12:07 | |
Замечательно! Вы молодец! |
|
[Ответить] [Ответить с цитатой] |