Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЦАРЁВА Надежда Павловна

кандидат педагогических наук

Профессиональное становление педагога

(методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса)

Мысли вслух для общего знакомства с автором

Подготовка социального педагога в стенах вуза была воспринята нами как подарок судьбы. Много лет мы мечтали о том, чтобы была профессиональная подготовка педагогов, способных реально пройти вместе с детьми сложнейший путь социализации.

Мы мечтали о том, чтобы в разных уголках страны, в больших и малых городах, в поселках, создавались детские сообщества, имеющие старших друзей, которые вместе с ними заботились бы об улучшении окружающей жизни.

Мы не только мечтали, но и, по мере сил, через Макаренковские педагогические отряды, студенческие научные общества создавали многообразные модели жизнедеятельности таких объединений. Здесь дети и взрослые в совместной созидательной творческой деятельности приобретали социальный опыт. Они не просто улучшали жизнь своего объединения, они несли в окружающую жизнь гуманные отношения, учились жить, принося людям пользу и радость.

Через эти трудные годы, которые переживает наша страна, мы тоже проходим не легко. Однако, уверенность в том, что выбранное направление верно, дает нам ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. В этом документе 10 принципов, и под каждым из них мы готовы поставить свою подпись.

ДЕКЛАРАЦИЯ призывает создавать благоприятные условия для развития ребенка, обеспечивать наилучшим образом его социальную защиту. Свобода и достоинство ребенка в процессе развития должны обуславливать цели педагогической деятельности.

Для социальных педагогов, как старших друзей ребят, написаны строки о необходимости культурного развития, благодаря которому ребенок мог бы, на основе равенства возможностей развивать свои способности и личные суждения, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Стать таким членом общества можно тогда, когда ребенок «воспитывается в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Я специально так подробно привела материалы ДЕКЛАРАЦИИ, чтобы каждый, взявший в руки книгу, проникся высоким гуманным духом этого документа, увидел нравственный горизонт, обрел внутренний стержень для того, чтобы вместе с детьми строить мир, в котором мы живем, и думать, крепко думать, над тем, как это делать наилучшим образом.

Опыт работы, годы исканий в творческом коллективе, который много лет возглавлял академик И. П. Иванов, убеждает в том, что самое сложное в социальной педагогике — создание таких общественных объединений, где бы все приведенные выше положения были реализованы на практике.

Та система отношений, которая господствует в традиционной школе, далека от реализации многих прав ребенка, среди которых особенно не везет игре и социальному творчеству.

Тем редким пока представителям профессии — социальный педагог — довольно трудно в школе. Никак не возьмут в толк, чем же они там занимаются, не слишком ли мало они загружены по сравнению с предметниками. Как хочется сказать так, чтобы услышали — организация жизнедеятельности детей — очень важное и очень трудное дело, предполагает особую профессиональную подготовку, особый склад личности, особую преданность детству. Способность думать, действовать, разговаривать, уважая их стремления и интересы.

Ребята говорят о жизни, о дружбе, о социальной справедливости. Они хотят понять, куда идет страна, как в ней жить, как обрести Родину. У ребят серьезные и веселые мысли, им нужен старший друг для всей ватаги, для всей тусовки, нужен мастер, способный открыть мир Культуры.

Собраться своей компанией 6-7 человек у кого-то дома — дело трудное, мало таких квартир, где кроме домашнего тепла есть умный взрослый собеседник. Так уже сложилось.

Мы давно видели эту подростковую потребность в детской организации. Они хотят, очень хотят общественно-значимого дела. И, что бы не мудрили политики, детскую психологию не подчинить сиюминутной политической моде, а потому они стремятся собираться вместе и с азартом включаются в дело, которое подвернется, с готовностью откликаются на просьбу о помощи.

Помню, в нашем районе как-то по весне прорвало водопровод, перейти через бурный поток на другую сторону и не вымочить ноги, было невозможно. Люди выходили из автобуса и растерянно мялись посреди дороги. Возле уличных торговцев крутились мальчишки довольно беспризорного вида, сидели на пустых ящиках, ждали возможность либо заработать, либо поесть. И тут кто-то попросил: «Ребята! Бросьте ящик!» Они встрепенулись и, как бы, освободившись от вынужденного безделья, одновременно ринулись к ящикам. Двух ящиков, казалось вполне достаточно, чтобы перейти через поток. Но вдруг, третий, наблюдавший все это как бы со стороны, сказал: «Не-а, сломают! Нужно покрепче что-то?!» Где же это взять «что-то» в центре большого города? И тогда, будто подхваченные ветром, они подбежали к ларьку, возле которого лежали подмости, схватили их и, не обращая внимания на крик продавца, побежали к переходу. Встав с той и другой стороны, они подавали руки женщинам, которые инстинктивно искали опоры. Переход как-то упорядочился сам собой и получилось, что люди ждали, когда ребята помогут перейти, а, встав на твердую почву, все их хвалили, говорили: «Спасибо». Мальчишки перемигивались, ухмылялись и из воды не выходили.

Я долго смотрела на эту картину, и мысли были радостные, и грустные. Не вытравили рыночные отношения из детской души стремления к доброму делу и пока еще не совсем поздно, детям нужно дать возможность вырасти настоящими людьми.

Потом, уже в другой, безаварийный день, я встретила этих ребят всё здесь же, на углу, в ожидании работы и приключений. Они с готовностью окружили меня, но интерес несколько угас, когда поняли, что это просто разговор. «Да когда-то был клуб во дворе, теперь там склад» — «Да. В школе есть секция, но очень дорого.» — «Да. Хотели бы клуб, да где он? Ездить далековато, дорога дорогая.» Так мы и расстались с какой-то душевной болью и обидой, и еще чувством стыда перед детьми, у которых в очередной раз во имя «процветания и прогресса» украли детство.

Так кто же и где может и хочет служить детству не сытых и богатых, а всех, каждого ребенка. Кто будет бороться за право детей в этой жизни? Конечно же, из всех педагогических профессий именно он, социальный педагог, может делать реальностью ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ РЕБЕНКА. И как только появилась ясность, все встало на место.

Именно социальный педагог может развивать прекрасное побуждение к социальному творчеству, к правовому существованию, к осознанному гражданству. Осознанное взросление, гуманная социализация, побуждение к добру, миру, братству. Это было и будет всегда поддерживать в людях человеческое начало. Воспитание во все времена и эпохи нуждается в добре, красоте, в поиске смысла жизни и, конечно, в служении людям и своему Отечеству.

Для этого у детей должна быть возможность приобретать социальный опыт более целесообразно, а, следовательно, нужны люди, специалисты, которые помогут разным детям, в разных условиях стать полезными членами общества. Они не конкуренты семье, они ее верные помощники.

Социальный педагог помогает гражданскому становлению ребенка из любой семьи, потому что его поле деятельности — открытая социальная среда.

Где они могут работать? Вообще-то везде, но реально наши города построены так, что в микрорайоне есть магазин, может быть почта или дом быта и, обязательно есть школа и детский сад. Значит, если реально смотреть на вещи, социальный педагог может получить помещение для встреч с ребятами в основном под школьной крышей. Великолепно, если есть клубное помещение, но надо исходить из реальности, как говорил наш единственный союзный президент.

Итак, подготовка социального педагога для работы в открытом социуме, но в школьном здании.

Подступы к подготовке специалистов

Подготовка социального педагога в Вузе еще не накопила большого разнообразного опыта, однако, первые три года работы дали нам возможность выделить несколько принципиально значимых положений.

1. Профессиональный отбор для данной специальности требует специальной научно обоснованной программы. Здесь недостаточно столь модного нынче тестирования, недостаточно и высокого проходного балла. Нравственный стержень личности остается как бы в стороне, а без него зависает и кругозор, и работоспособность и многое другое.

2. Жизненного опыта, столь необходимого в решении многих социальных вопросов, невозможно дать традиционной аудиторной системой работы. Опыт настолько индивидуально-личностное явление, что требует создания определенного образа жизни, интенсивного погружения в социум.

3. Социализация — настолько многоплановый процесс, что требует от специалиста широты взглядов, способности быстро ориентироваться, принимать решения и нести за них ответственность.

4. Необходима адресность подготовки социальных педагогов, прежде всего, территориальная, для того, чтобы специалист глубоко и научно обоснованно владел историей, культурой и национальными традициями края, где ему предстоит работать.

5. Процесс профессионального становления должен убедить студента в правильности выбранного пути, в значимости новой специальности как элемента человеческой культуры. Они должны будут своей работой утверждать значимость новой специальности, а, следовательно, контактность, тактичность, деловитость, да и многие другие свойства должны быть профессионально отработаны.

6. Работа социального педагога будет состоятельной только тогда, когда он оказывается способным создать гуманную систему отношений, включать ребят в созидательную творческую деятельность, которая предполагает свободу выбора, творческое содружество людей разного возраста. Чтобы быть готовыми к такого уровня работе, нужно уже в вузе создавать себя как профессионала-гуманиста, а для этого нужны соответствующие условия жизнедеятельности в течение всего периода учебы в вузе.

Эти позиции определились очень быстро, тем более, что мы опирались на многолетний опыт Макаренковских педагогических отрядов, на опыт Коммуны имени Макаренко, на опыт форпоста Культуры им. С. Т. Шацкого и многих других объединений студентов, которые многие годы служили детству добровольно и бескорыстно, утверждали в реальной жизни нормы высокой морали, обеспечивали выживание, защиту, развитие, участие в общественной жизни, т. е. те основные права детей, за которые со времён ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА борется передовое человечество.

Еще работая над учебным планом, мы мечтали о том, чтобы создать особый уклад жизни без развязности и нарочитой небрежности к знаниям, к культуре, к внешнему облику. Нам было понятно, что социальными педагогами не могут быть только тихие спокойные дети из благополучной семьи, здесь нужны и «тертые калачи». Как их всех собрать вместе, что взять ориентиром?

Помог, как всегда, главный для нас социальный педагог А. С. Макаренко: отличие, прежде всего, может быть, в общем стиле и тоне.

А нормальный тон, по мнению А. С. Макаренко, «должен отличаться явной мажорностью, однако, он ни в коем случае не должен иметь характера приподнятой, постоянной бурливости, истерической напряженности, которая всегда неприятно бьет в глаза и которая грозит при первой неудаче сорваться и перейти в разочарование» [А. С. Макаренко. Соб. соч. в 8 т.,т. 1, стр. 316]

Итак, мажорный тон предполагает проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в своем будущем, постоянная готовность к действию, открытость и доброжелательность в общении.

Работа факультета должна вызывать чувство собственного достоинства, которое просматривается в манере говорить между собой, откликаться на деловые предложения, представлять перед незнакомыми людьми свой факультет, курс, группу.

Чувство профессионального и человеческого достоинства вырастает на почве действительности, реальной значимости для других людей. Каждый студент должен чувствовать не рабскую средневековую зависимость от того, кто читает лекцию, а состояние человека, вступившего в сотрудничество, вовлеченного в научный поиск, в исследовательскую работу, в практическое улучшение жизни ребят, а для этого нужно учиться, нужно делать себя, нужно расти.

Отсюда и родилась идея первая — Программа РОСТА.

Сущностью этой программы является последовательная целенаправленная работа самого студента по профессиональному становлению.

Каким образом его побуждать к такой работе, мы рассмотрим в нескольких последующих разделах. Сама же Программа РОСТА получила такое структурное наполнение:

1. Квалификационная характеристика социального педагога, принятая как госстандарт на момент поступления в ВУЗ.

2. Учебный план, расписанный для удобства студентов по семестрам.

3. Этические требования к профессии с раскрытием отдельных понятий. Это, своего рода, этический профессиональный словарь.

Эти три раздела, как бы, государственно заданные рамки профессии. Далее должна быть написана картина, естественно, это уже авторская работа. Картина эта, «Портрет профессионала», имеет единственное исполнение, она неповторима. Создание ее начинается с анализа-описания себя «Я — в начале дороги».

Для этого описания мы предложили несколько вариантов — это знакомство с Заявлением в Центральный институт организаторов народного просвещения А. С. Макаренко. Особенно внимательно работали с той частью («вместо коллоквиума»), где А. С. Макаренко дает информацию в области предметной подготовки. Это помогает студентам ощутить масштаб предстоящей работы, высокую требовательность к себе. Спокойное деловое отношение к постановке перспективы профессионального становления: «Да, это читал, разбиралось, люблю. Да, основные задачи ставлю такие.»

Еще очень важный момент. Программа РОСТА — это документ, с которым работает сам студент. Он может стать достоянием другого только по личной договоренности. Это — документ-доверие.

Преподаватели только помогают обозначить круг задач профессионального РОСТА, выбирать уровень сложности — право каждого.

Следующий раздел в программе имеет условное название «Я — могу», т. е. то жизненное пространство, где студент чувствует себя совершенно уверенно. Здесь перечень того, что могу делать уже сейчас: прыгать с вышки; дрессировать собак; исполнять народные песни и пляски; фотографировать.

Здесь предлагается определить уровень обновления, например: новые фигуры и способы прыжков; участие в выставке собак; изучение нового репертуара; фотокора и т. д.

Следующий раздел имеет уже несколько усложненную перспективу и условно определен как «Я — хочу». Сложность работы над этим разделом программы связана с реализмом постановки задачи и целесообразностью ее. Желание овладеть новой для себе областью человеческой деятельности сопряжено со временем, личностными затратами. Однако все зависит от личностных данных, от того багажа, который человек приобрел в детстве и, конечно, от силы желания.

«Я — хочу» имеет более простой вариант работы, если определяет желание в следующем направлении: прочитать; побывать; встретиться; сделать…

Эти разделы Программы РОСТА предполагают наличие соответствующей базы, специалистов, финансирования. Следовательно факультет должен располагать какой-то базой для удовлетворения запроса. Финансирование этой части учебного процесса есть предмет особой заботы деканата и учебной части.

Однако, педагоги, работающие со студентами над Программой РОСТА, как частью предмета «Введение в специальность», предлагают им задуматься над вопросом «гвоздя и шляпы».

«Гвоздь» — это практический профессиональный стержень, он очень прочен, им можно соединить несколько пластов информации, деятельности, общения, на него можно повесить «шляпу», у которой поля разных размеров и фасонов. «Гвоздь», как бы глубокое и точное, основательное владение чем-то одним. «Шляпа» — это круг представлений, умений что-то делать, ориентироваться, уметь что-то делать самому, поддержать участие в деле. «Шляпа» — это часть «одежки», по которой встречают, а «гвоздь» — ум, по которому провожают. Впечатление и основательность, вот, что должно соединиться в профессиональном облике. Ребята сначала видят «шляпу» и уж потом только безгранично любят за надежность «гвоздя».

Программа РОСТА имеет и еще очень важный раздел. Туда заносятся все виды работы, осуществленные на практике, все самостоятельно сделанные разработки. Именно этот раздел программы, а, точнее, те способы, через которые можно было бы эффективно работать, поставили нас перед необходимостью рассмотреть специфику практической подготовки социальных педагогов. Намеченные в Программе РОСТА задачи профессионального становления должны были получить пространство для тренировки. Это пространство, максимально приближающееся к условиям работы по будущей специальности, могло бы стать источником огромной побудительной силы.

Нужно найти вариант, позволяющий одновременно реализовывать (максимально быстро) знания, получаемые на факультете, накапливать умения, строить перспективу, нести ответственность за действия и поступки и еще многое другое.

Академическая группа со всеми деловыми играми не могла решить весь комплекс задач. Реальный социум, столь подвижный и многоликий, опережает набором проблем любые, самые талантливые учебники. Мы учитывали еще один важный фактор. Изучение профессионального становления давно дает информацию о потере на старших курсах интереса к учебе, разочарование в сделанном выборе и т. д.

Как же построить работу по развитию практической основы профессии? Ответов было два:

1. Через деятельность студенческого творческого объединения.

2. Через систему погружений в учебном процессе.

Что такое СТО? «Готовить на все СТО».

Студенческое Творческое Объединение — СТО — как мы стали его называть, вобрало в себя опыт педагогических отрядов, которые были когда-то на факультете начальных классов ЛГПИ им. Герцена, опыт КиМа (Коммуны имени А. С. Макаренко) на этом же факультете. Мы не будем разделять опыт и находки, но очевидно, что СТО — является той организационной структурой, которая позволяет решать ряд важнейших задач:

1. Накопление личного опыта, разнообразных способов взаимодействия с людьми разного возраста, разных жизненных устремлений, разных ценностных ориентаций.

2. Умения слушать и слышать, смотреть и видеть, руководить и подчиняться, принимать решение и нести за него ответственность; не только рассуждать о том, что надо делать, но и жизненно-практически работать на созидание.

3. Создание психологического климата уважения человека вообще и ребенка в особенности; выработка профессиональных этических принципов, которым умеет и готов следовать студент.

4. Овладение организаторским опытом, способами профессионального педагогического анализа, применение научных знаний в практике повседневной работы.

Именно работа в добровольном объединении позволит испытать радость от красивой творческой созидательной деятельности, которая рождается в совместном усилии воли, в интеллектуальном поиске, в духовной отдаче.

СТО может иметь несколько принципов организации, однако, среди любого набора должен присутствовать принцип добровольности вступления.

СТО может быть построен по принципу выбора базы практики, социально-педагогической проблемы, научного руководителя и т. д.

Нам представляется, что создание СТО по базам практики наиболее целесообразно, т. к. предполагается многообразие деятельности в реальной жизненной среде.

База практики будет давать естественные социально-педагогические ситуации, проблемы, решение которых не допускает игровой условности. Здесь возникают нормальные человеческие контакты между студентами и ребятами. Именно эта простая человеческая связь и становится движущей силой деятельности СТО.

Ключ очень прост:

Ребята ждут!

Количество студентов в СТО определяется возможностями базы практики. Их не должно быть много, чтобы объем работы не выглядел незначительным, но и малое количество может вызвать перегрузку.

Если учитывать многоплановость жизни СТО, а не только основополагающий принцип работы на базе, то количество может быть 12-15 человек. Это соответствует и количеству для лабораторных занятий и не требует дополнительных обоснований для расчета часов преподавателя.

Итак, 12-15 человек — вполне управляемая сверстниками группа. Она может иметь свою внутреннюю структуру — 3 микроколлектива по 4-5 человек. Это делает СТО максимально контактным и работоспособным. Микроколлективы создаются по принципу «кто с кем хочет вместе работать», основа объединения — эмоциональная контактность, совместимость, взаимная симпатия.

На курсе, где принимают две группы, СТО может быть четыре или пять, в каждом еще есть микроколлективы и трудно предположить, что среди социальных педагогов есть столь неконтактные люди, которые не смогут найти себе группу по душе. Вполне допускаем, что здесь может быть разный внутренний мотив, побуждающий сделать выбор, но ведь в реальной жизни человек всегда что-то подчиняет чему-то, делая выбор.

Микроколлектив, предмет внимательнейшего изучения со стороны преподавателя. Как всякая референтная группа, где закладывается моральная норма, система ценностей, манера поведения, эта группа является реактором энергии, именно в ней создается мнение, отношение, стремление, и все это руководитель СТО должен умело направлять в русло профессионального становления. Микроколлектив в составе СТО есть главный инструмент прикосновения к личности студента. Здесь срабатывают законы человеческого общения, которые используются для самоактуализации личности. Именно здесь создаются условия для самореализации. Программа РОСТА получает свое зримое выражение, ощущается в нужности твоей личности другим людям.

По микроколлективам строится организация текущей деятельности и участие в разных формах жизни СТО.

Создавать СТО лучше всего с первого курса, чтобы такие объединения шли в горизонтали. Горизонтальное СТО легко для управления, т. к. имеет единый учебный план и график учебного процесса. Пока педагоги не накопили достаточного опыта работы со СТО в горизонтали, объединение их по вертикальной структуре, т. е. сразу всех курсов, может вызвать разрушение внутренней атмосферы, системы отношений, что сделает работу формально-учебной и влияние на личностное становление будет менее результативным.

Значительно целесообразнее путь постепенного приращения. Отработав год со СТО в рамках одного курса, можно естественно готовиться к приему новичков, первокурсников. Опыт многих лет работы со студенческими педагогическими отрядами показывает, что разновозрастное объединение значительно эффективнее во всех направлениях деятельности. Здесь возникает тесное взаимодействие, которое совершенно точно было подмечено А. С. Макаренко, именно это взаимодействие становится условием постоянного накопления опыта и передачи его друг другу. Новички получают разнообразную информацию, которую трудно учесть в учебном аудиторном процессе. Они перенимают деловые приемы, нюансы общения, способы влияния, характер применения разных методов воспитательного воздействия. Это вызывает невольное уважение старших, придает им особое значение, возникает естественный авторитет толкового делового старшего товарища.

У старшекурсников же формируется ничем незаменимое заботливое отношение к младшим, что становится моральным стержнем профессии. Они ощущают ответственность за них, стремятся развивать в себе самое лучшее, чтобы не уронить достоинства, не потерять уважения в их глазах.

«Весь этот сложный воспитательный процесс в хорошо организованном коллективе происходит без специальных усилий, и в порядке постоянного наслаивания мельчайших и тонко нюансированных впечатлений, поступков и отношений.

Но такой стиль отношений старших и младших является более высокой формой организации воспитательного процесса и требует квалифицированного и вдумчивого педагогического руководства и влияния.» [А. С. Макаренко, собр. соч. в 8 томах; т. 1, стр. 268]

За каждым СТО необходимо закрепить постоянную аудиторию, где они встречаются, работают или отдыхают вместе. Они должны чувствовать, что это место принадлежит им, они здесь хозяева. Каково бы ни было назначение аудитории, она преображается, как только получает постоянного хозяина, да и факультет приобретает теплый уютный вид, уходит бродячий табор, небрежно сдвинутые стулья, грязные полы, плохо вымытые окна.

Самое лучшее, если в этой аудитории будет полка, шкафчик или что-то в этом роде, где студент может оставлять какие-то конспекты, поделки, записи. Однако это может себе позволить далеко не каждый вуз. И делать самоцелью оборудование помещений для СТО в сегодняшних условиях может быть дополнительной обременительной работой, но выделение и закрепление аудитории — совершенно необходимо.

Организация жизнедеятельности СТО построена как саморазвивающаяся саморегулируемая и самоуправляемая воспитательная система.

Саморазвитие определяется темпом продвижения в овладении профессиональными знаниями, умениями, взглядами и т. п. В этом процессе все завязано на личных особенностях студентов, подобравшихся в данное объединение, на их прежнем опыте, кругозоре, общей культуре. Задержки и рывки сменяются периодами спокойного поступательного развития. Здесь срабатывает закон движения коллектива вперед, система перспектив требует тщательного продумывания. Именно красивая, возвышающая душу, пробуждающая разум перспектива является стержневой осью саморазвития. Осознание и принятие цели, мотивация выбора и движения, преодоление препятствий развивает профессионально-значимую систему стержневых личностных отношений. Мы включаем в эту систему отношение к себе и к другим людям, отношение к Родине и обществу, к труду и культуре своего народа. Каждое отношение представляет собой системное личностное образование, где органически соединяются познавательно-мировоззренческие, эмоционально-волевые и действенно-практические свойства личности. Выражаясь языком Я-концепции Р. Бернса, в таком личностном образовании неразрывны когнитивная, оценочная и поведенческая составляющие, позволяющие каждому человеку взаимодействовать с самим собой и саморазвиваться.

СТО — это саморегулируемая система, т. к. за ней закреплено право определять, что именно и в каком объеме делать, когда усилить темп, когда позволить отдых и какой. Регуляция предполагает и систему внешних контактов, которые способны осознать и прочувствовать студенты. К саморегуляции мы относим и объем взаимодействия между старшими и младшими курсами; выбор содержания для каких-либо обязательных видов работы и т. д.

Самоуправление в СТО мы видим как целостное применение психологии в коллективной организаторской деятельности: от коллективного планирования, через советы дел, смену чередующихся поручений, совет коллектива до многообразия коллективного анализа жизнедеятельности.

В соответствии с организационной структурой СТО может иметь внутри себя 3-4 микроколлектива. Для повседневного использования мы взяли термин альпинистов — «связка», в этом есть внутренний смысл: ответственность, верность, взаимная зависимость, высочайшее доверие. В «связке» есть ведущий, он выбирается на определенный срок, все вместе ведущие связок составляют Совет ведущих связки — СВС.

СВС вместе с руководителем объединения уточняет порядок работы на базе или на занятиях в течение определенного периода, определяют последовательность выполнения поручений, время и способы взаимодействия.

На ведущего связку ложится обязанность организовать участие каждого в полном соответствии с общепринятым планом; добиваться максимально точного и своевременного выполнения обязательств; регулировать отношения и стремиться к созданию доброжелательной творческой обстановки; вызывать потребность решать все проблемы в соответствии с профессиональной этикой: организовывать работу на основе принципа единства уважения и требования каждого к себе и друг к другу.

Выполнение обязанностей ведущего связки есть важнейший момент профессионального развития, т. к. студент не просто записал в конспекте эти положения, а в условиях реального социального запроса осуществлял на деле, приобретал опыт руководителя. Однако каждый студент знает, что через некоторое время ему предстоит сменить роль и стать рядовым членом связки, научиться подчиняться, исполнять, отчитываться. Эта позиция рядового, пожалуй, не менее важна, чем позиция организатора. Последнее время в нашей педагогической литературе, вслед за политикой, появилось множество отрицательных суждений по поводу исполнительности, которая как бы унижает личность, лишает ее свободы. Мы бы хотели обратить Ваше внимание, что взаимодействие людей основано на исполнении, при этом четком и точном исполнении, договоренности. Для социального педагога умение действовать в соответствии с обещанием, условно принятым обязательством, есть основа профессиональной этики. Максимальная связь слова и дела лежит в основе авторитета любого педагога, а социального работника тем более, т. к. он всегда очень близко стоит к человеческому горю.

Каким может быть период времени, позволяющий ощутить позицию организатора. В первый семестр этот срок может быть месяц, а затем срок соответствует графику работы. Ведущего связки выбирают на период, связанный с конкретным делом, с погружением, с выездом и т. д. Смена ведущего в любом случае должна совпадать с подведением итогов за прошедший период и планированием нового, всеобразная эстафета, обеспечивающая непрерывность в организации жизни СТО. Общее собрание СТО, на котором принимаются планы и подводятся итоги, занимает в структуре самоуправления особое место. Многообразие приемов, которые используются для активизации мыследеятельности, достаточно широко освещены в литературе. Мы бы хотели только выделить организационный алгоритм, нарушение которого переводит самоуправление в другие плоскости то ли самоуправления, то ли жесткой диктатуры, то ли либерального попустительства.

Итак, если мы хотим совместно со студентами строить перспективу жизни нужно помнить о том, что педагог-руководитель выступает здесь в роли члена коллектива, старшего товарища, члена группы, имеющего определенные полномочия. Авторитет не сразу, но с первого же шага необходимо полное и абсолютное уважение, подчеркнутое доверие, стремление вызвать самые лучшие стороны души. Такое поведение становится ориентиром, неким образцом постепенно входящим в норму.

Безусловно, первичный период становления предполагает большую долю инициативы со стороны педагога-руководителя, однако, непреложным законом должно быть использование предложений студентов, какими бы примитивными они ни казались. Углубить мысль и обогатить действия можно в процессе работы. Значительно сложнее вызвать желание предложения вносить.

Эти замечания о позиции педагога важны, т. к. только при определенной позиции взаимного уважения и заботы разворачиваются как личностный багаж все приемы самоуправления. Степень открытости, доверия будет выстраиваться постепенно и также постепенно будет нарастать творческий интеллектуальный потенциал.

Приемы непосредственной работы по планированию обязательно имеют этап предварительного изучения, осмысления ЧТО? и ЗАЧЕМ? нужно делать, встречу с разными людьми для уточнения обстоятельств и т. д.

Эта работа может включать только представителей от связок, но само планирование предполагает:

Такое планирование обеспечивает добровольное исполнение, роль педагога сводится к углублению идеи, к совершенствованию качества, а не к подлавливанию прогулявшего.

Каким образом организуется исполнение замыслов лучше всего рассматривать на конкретных примерах, этому посвящается глава «О ПОГРУЖЕНИЯХ». Однако здесь мы хотим обратить внимание коллег на использование приема чередующихся поручений.

Такая организация позволяет не упустить множество важной повседневной работы, которая не требует совместной проработки исполнения, но имеет четкую ясную задачу. К таким поручениям мы относим:

Этот перечень может быть и другим, точнее, он должен отражать то, что делается постоянно. Если на каждой встрече СТО есть новая песня, то ее подготовка включается в перечень. Если работа предполагает перерыв для чая, то и «перекус» есть традиционное чередующееся поручение.

Поручения могут исполняться в рабочем порядке, по ходу работы в данном периоде, могут иметь специально отведенное время для того, чтобы передать информацию, научить чему-либо или просто вместе спеть песню, освоить новую игру.

Анализ же в жизни СТО должен постепенно из разового явления переходить через множество форм в постоянно сопутствующий работе навык. Однако, специальное время, отведенное для анализа работы должно войти в привычку.

Мы должны избежать в подготовке социального педагога тяжелейшей ошибки, когда человек привыкает мечтать, затевать Что-то для осуществления, постепенно забрасывает и, не задумываясь, почему бросил прежнее, начинает опять планировать.

Нами замечено, что у значительной части педагогов этап хорошо проведенного планирования делает их как бы самодостаточными. Они получают удовлетворение от того, что план есть, потом начинают погружаться в сиюминутную суету, много времени отдают беспредметному общению, в конце концов, теряют цель.

Анализ должен приучать студентов соотносить ЦЕЛЬ и РЕЗУЛЬТАТ, причины отклонений от ЦЕЛИ, правильность выбранных путей достижения. Особо важно приучать соотносить желаемую цепь и личные возможности, умение каждого взаимодействовать с каждым. Здесь взаимная оценка тесно переплетается с самооценкой, работает рефлексирующее «Я».

Анализ — огромной силы средство воздействия на себя и друг на друга. Искусство коллективного анализа — высшая школа нравственного мастерства любого педагога. На этом этапе всегда ярко видно, какое место в СТО занимает руководитель, какую этику отношений он вносит реальным поведением, личным примером.

Работа преподавателей вуза в составе СТО носит настолько нетрадиционный характер, что часто воспринимается в крайностях: либо забавой, либо чрезмерной сложностью.

Попробуем развести роль руководителя СТО и участие в его работе других преподавателей.

Руководитель СТО обеспечивает собственно личностное продвижение в профессиональном становлении студента. Этой главной задаче подчинена вся его работа. Для этого он может вести карты РОСТА, отмечая успехи и сложности, планируя индивидуальную работу. Очень эффективно ведение Дневника наблюдений.

Дневник может иметь несколько разделов.

Первый: Данные о членах СТО.

1. Сведения о семье.

2. Сведения о здоровье.

3. Условия для учебы в вузе: где живет? материальное обеспечение? рабочее место?

Здесь же фиксируются данные тех методов изучения личности студента, которые использует руководитель. Среди этих методик социометрия должна иметь свое постоянное место.

Нам представляется важным отслеживать в профессиональном становлении следующие личностные свойства:

Безусловно, социальному педагогу нужен весь многообразный спектр личностных проявлений, однако, к профессионально значимым стержневым свойствам мы относим именно эти. Мы считаем, что органическое их соединение дает такой нравственный стержень, который необходим каждому, а индивидуальные проявления только украсят отдельную личность, сделают неповторимым мир человеческого общения.

Второй раздел в «Дневнике» посвящается определению перспективных задач, определению главных высот, которые предстоит осваивать студентам.

В этом разделе вся информация о базе для практики, планы их работы, данные о людях, с которыми предстоит работа. Это своеобразный ориентир, набор средств, которые можно будет использовать в разных ситуациях. Набор не случайностей, а тот, что будет предлагаться на выбор студентам и, естественно, преподаватель должен знать, что он предлагает.

Третий раздел. Управление погружениями.

Он заполняется постепенно в течение года и отражает то непосредственное участие, которое СТО реализует в данный период жизни. О погружениях особый разговор впереди, поэтому сейчас мы только обозначаем его место.

Четвертый раздел. План календарных дел. Он отражает основную часть работы Студенческого Творческого Объединения.

Ведение «Дневника педагогического руководства профессиональным становлением» дело, безусловно, добровольное. Так или иначе, каждый организует свою работу, ведет систему учета. Мы пришли к «Дневнику» как к результату своих поисков, может быть существуют и другие рабочие варианты, позволяющие максимально целостно учитывать и содержание, и процесс, и личностное продвижение, однако наш опыт позволяет предложить Вам именно этот путь.

Помочь увидеть горизонт

Хорошее начало — половина дела. Так гласит русская пословица. Хорошее начало учебного года обеспечивает настроение надолго вперед.

Для первокурсников начало учебного года несет массу неожиданностей, адаптация к условиям вуза — период достаточно сложный, он во многом определяет отношение к вузу, к учебе, к товарищам и, в конечном счете, к избранной профессии.

Понимая эти сложности, мы решили сделать начало учебного года и торжественным, и деловым одновременно.

Торжественным оно получается потому, что есть музыка в актовом зале, приветствия ректората и министерства образования, заслуженных учителей и преподавателей вуза, много песен, веселых студенческих розыгрышей.

Деловую часть мы назвали «Вижу горизонт». То, что начинает реализовываться первого сентября — это только видимая часть айсберга.

Для того чтобы эта деловая часть состоялась, проводится длительная и кропотливая работа с преподавателями.

Начнем несколько издалека.

В подготовке социального педагога принимает участие примерно 45-50 специалистов, преподающих разные предметы. Они, как правило, представляют 30-35 кафедр, каждая из которых имеет свой круг интересов, стиль отношений, приемы учебной работы.

Кафедра Социальной педагогики является ведущей для этой специальности, состав ее может быть 11-13 человек в большом вузе. Значит ли это, что решение задач профессионального развития студентов ложится только на их плечи?

Подавляющее число вузовских преподавателей довольно отдаленно представляют себе новую специальность, эта отстраненность также осложняет профессиональное становление. Да и сами студенты, выбравшие новую специальность, представляют ее довольно смутно, нет пока образов.

Как же, оказавшись в стандартных условиях вуза, готовить нестандартного профессионала, специалиста для открытого социума, а не для закрытых дверей класса?

Мы решили начать с того, чтобы влюбить в новую специальность тех, кто войдет в студенческие аудитории, сделать их нашими союзниками.

Для этой цепи необходимо было собрать всех преподавателей, получивших нагрузку на факультете социальной работы. Подготовку такой встречи ведут декан и куратор курса от кафедры социальной педагогики.

Первый шаг — анализ учебного плана на год и на первый семестр. Цель анализа — увидеть и аудиторный фонд, и объем и сложность предметов, и установить связь с предполагаемыми преподавателями.

Второй шаг — раскрытие перед преподавателями специфики новой специальности. Здесь важно все: где? кем? с какими ребятами? и как предстоит в будущем работать студентам? Уточняется квалификационная характеристика, роль и место тех знаний, которые несет каждый из предметов предстоящего семестра.

Преподаватели к этому совещанию готовят тематические планы, для того чтобы все смогли увидеть, в каком объеме и последовательности будут изучаться дисциплины, как они способствуют профессиональному развитию.

По желанию преподавателей возникают варианты лекций-диалогов, общие темы для дискуссий, совместные выезды в разные учреждения культуры, науки, социальной защиты.

На такой встрече педагоги, ведущие СТО, рассказывают о том, как строится учебный процесс, как организована жизнедеятельность студентов. Особое внимание сосредотачивается на реальных проблемах, с которыми студенты сталкиваются на практике, на какие вопросы хотели бы получить ответы.

Встреча преподавателей предваряет ту деловую часть, которая и осуществится первого сентября.

После торжественной части студенты расходятся по группам в специально подготовленные аудитории, где приготовлены следующие документы:

1. Учебный план семестра с графиком контрольных работ, коллоквиумов, деловых игр, сроков и тем погружений.

2. Блок учебных программ и тематические календарные планы со списком обязательной литературы.

Студентам предоставляется право выбрать конкретное задание для углубленной индивидуальной работы, которую мы назвали контракт-пакет.

Контракт-пакет вводится со второго курса, т. к. необходим опыт самостоятельной работы в вузе. Система работы в контракт-пакете имеет несколько уровней сложности, что освобождает от обязательного посещения данного предмета на нескольких темах, или заменяет по усмотрению преподавателя контрольную работу, коллоквиум, зачет и даже становится частью экзамена.

Студент, взявший контракт-пакет, может ассистировать на каких-то лекциях, вести семинар и т. д.

Поскольку это работа предварительная, то есть возможность обратиться к преподавателям с просьбой уделять больше внимания каким-то темам, включить новые темы или изменить что-либо в графике контроля. Все это может быть проделано в течение 1-2 часов, за которыми следует установочная конференция.

Установочная конференция — это красивый праздничный старт, она как бы подчеркивает высокое предназначение процесса познания, встречу людей, которым предстоит сотрудничать какое-то время и это сотрудничество должно принести удовлетворение и той, и другой стороне.

Исходя из такой установки, преподаватели выступают перед студентами, увлекая их прекрасной перспективой прикосновения к большей науке, изучения ее основ. Студентам очень важен этот разговор в начале семестра, он служит как бы тренировочной площадкой, которая позволяет взвесить силы, распределить внимание, выстроить перспективу работы. Выступления преподавателей, в свою очередь, служат определенной школой опыта, которая особенно полезна молодым. Слушая друг друга, преподаватели видят манеру общения. Особый интерес вызывает еще и то, как преподаватели, как бы по ходу дела сообразив, предлагают комплексное изучение какой-то темы, либо межпредметную конференцию или чтения. Все предложения тут же обсуждаются, минут 7-10, а затем вносятся в график учебного процесса. Позднее, они должны найти свое место в расписании, что очень важно для четкости и качества работы.

Первую часть погружения в учебный план можно считать завершенной.

Второго сентября работа идет уже по Студенческим Творческим Объединениям. Этот день позволяет встретиться вместе объединениями всего курса и даже факультета.

СТО планируют два вида работы, принципиально значимых для профессионального развития: погружения и работу на базах практики.

Поскольку каждый из видов работы предполагает обстоятельное методическое обоснование, мы отнесли его в соответствующие главы пособия. Однако, для того, чтобы установочная конференция, как один из вариантов погружения, получила завершенный вид, мы раскроем здесь только последовательность действий организаторов и студентов.

СТО работает в закрепленных за ними аудиториях. Начало работы может иметь специфическую форму, принятую в данном объединении. Они могут начать с песен, сюрпризов, эстафеты новостей и т. д. Эмоциональный заряд всегда отражает характер тех студентов, которые входят в данное объединение.

Время работы устанавливается заранее, и каждый руководитель СТО знает, как его регулировать в первую учебную встречу. Однако обязательной является последовательность: сначала планируются погружения, затем работа на базах. Эта последовательность обусловлена тем, что погружения должны быть согласованы между всеми СТО, а работа на базе достаточно оригинальна у каждого объединения и предполагает, в основном, внутреннюю работу.

Знакомят с замыслом и темами погружений, как правило, руководители СТО или студенты старших курсов. Для этого этапа работы важно вызвать интерес и раскрыть значимость предлагаемой темы, показать возможные варианты осуществления. По связкам идет обсуждение, определяется мотивация участия, выбор варианта или предложение нового, или комбинация из предложенных вариантов, определяется состав организаторов, которые войдут в Совет управления погружением. Когда эта работа закончена, студенты собираются в лекционной, достаточно большой аудитории. Итоги обсуждений рассказывает кто-то из вошедших в Совет управления погружением. Если у студентов нет принципиальных возражений, доработку погружения и начало подготовки с этого момента можно считать начатыми.

Общее обсуждение желательно делать максимально деловым, приучать студентов говорить лаконично, обоснованно, не повторяясь. При таком регламенте согласование предложений занимает 10-15минут, а за ними следует «Капустник» или эстафета сюрпризов, или еще какое-то веселое молодежное шоу.

Такой веселый этап в работе необходим, он снимает напряжение, усталость, восстанавливает хорошее настроение и даже примиряет заядлых спорщиков.

Последний завершающий этап работы в планировании — это представление перспективы деятельности на базе практики. Если она располагается недалеко, можно проехать для работы непосредственно на базу, однако и первое приближение к практике в стенах вуза тоже очень важно.

Для этого этапа работы очень важно пригласить тех педагогов, которые будут работать наставниками и кто непосредственно и повседневно работает с ребятами. Организация работы здесь может быть следующей:

1. Выступления наставников с рассказом о положении дел на базе, просьбы ребят, родителей, других взрослых: проблемы, выявившиеся к началу учебного года, предлагаемые ключевые дела.

2. Выступление руководителя СТО о характере практики, о том, что необходимо будет отрабатывать в плане профессиональных умений, как предполагается это сделать.

Работа в связках строится по уже известному алгоритму, т. е. они обсуждают информацию, выбирают те формы работы, которые считают для себя наиболее интересными и значимыми и структурируют результаты в следующей последовательности:

1. Что из названных видов работы они оставляют в плане и почему?

2. Для кого именно хотели осуществить тот или иной вид работы: для ребят, для родителей, для других студентов, для преподавателей школы, для детской площадки? и т. д.

3. Кто из состава связки хочет заниматься подготовкой и проведением дела, либо связка целиком хочет в чем-то участвовать.

4. С кем вместе считают целесообразнее вести подготовку? Каких специалистов желательно привлечь для работы?

5. Кого предлагают от связки ввести в Совет дела или в Творческую группу.

6. Сроки и место проведения намеченных дел.

Если СТО существуют уже не первый год и есть возможность работать в вертикальной структуре, то планирование, сохраняя общую последовательность, может иметь еще один этап. Здесь определяется как бы внутренняя жизнь СТО, дела для себя с учетом учебного плана. Старшие курсы, имея опыт работы, могут решать, на какие дела пригласить младших, что делать вместе нескольким курсам, где нужен инструктор или посредник. Определяются дела, где возникает смешанный состав объединившихся по интересам.

Именно в этом переплетении опыта величайшая роль вертикальной структуры СТО. Содружество разных по возрасту студентов, доступность в общении, в размышлении, в наблюдении образа очень интенсивно формируют профессиональные умения, побуждают глубже задумываться над теми знаниями, которые уже нашли свое место в опыте старших или об отсутствии которых, о недостаточном внимании к которым так убедительно предостерегает свой брат студент.

Теперь, когда прошли на всех курсах погружения в учебный план, в учебную перспективу, можно дать время на работу над программой РОСТА. Горизонт для всех общий, но двигаться к нему каждый будет в том темпе продвижения, на который способен в данный момент. Вроде бы планировали все вместе и все-таки у каждого есть возможность уточнить, выделить в общем потоке свое персональное участие.

В программе РОСТА фиксируются контракт-пакеты, консультирование, работа в составе разных органов управления, темы индивидуальной работы или в составе связки. Все это нужно привести в порядок, выстроить индивидуальный график, увидеть себя в группе, в СТО, на базе практики.

С этим порядком работы каждый студент проходит собеседование с руководителем СТО. Целью этого собеседования является регуляция нагрузки каждого студента в СТО, определенные темы исследовательской работы, соединение в одну программу всех видов индивидуальной работы.

Здесь же уточняется характер тех консультаций, которые нужны будут в ближайшее время.

Это собеседование очень важно, т. к. побуждает студента глубже задуматься над собой, своими возможностями, местом, которое он занимает в группе.

Для этой работы отводится третье сентября, третий день погружения.

Несправедливо было бы считать, что для этого нужно отводить специальное время, скорее ради этого третьего дня и было все предыдущее. Не дать никому потеряться, спрятаться за спину, переложить груз на соседа, взвалить на себя больше, чем требует дело и т. д. — в этом задача этого дня. Он придает Программе РОСТА то деловое значение, без которого она остается только напоминанием, но не руководством к действию.

Руководитель СТО в ходе этого собеседования строит разговор как развивающий диалог. Системой вопросов, постановкой перспективы он пробуждает студента вычленить в общем потоке личностно значимое и в плане профессионального развития, и в плане общей культуры.

Такой разговор, безусловно, является и средством изучения студента, что позволит руководителю более точно выстраивать работу СТО.

Тематический период как принципиальная основа погружения в профессию

Тематический период как способ управления учебно-воспитательным процессом известен достаточно давно. Он родился в практике жизнедеятельности Коммуны имени Макаренко и описан в ряде методических источников 70-80 годов. Но, несмотря на то, что это старое изобретение, мы бы хотели еще раз обратить внимание на его мощнейший потенциал, многообразие возможностей, которые кроются в этом организаторском алгоритме.

Тематический период, как и всякий период в процессе имеет четко обозначенное начало, развитие и завершение, переход в новое качество.

Период назвали «тематический», т. к. все формы жизни подчинены одной теме, выражающей какую-то педагогическую идею, например: «Загадка человеческого «Я» или «Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней» (Софокл). Совершенно очевидно, что речь в таком тематическом периоде пойдет о тайнах Человеческого существования. Здесь важна возможность объединить усилия науки в разгадке человеческого «Я», подвести к самоанализу, самовоспитанию. Темы выбираются так, чтобы интегрировать знания, побуждать к их глубинному осмыслению, влиять на выработку взглядов, на оформление собственной точки зрения и, конечно, работа в тематическом периоде позволяет формировать множество профессионально значимых умений, закладывает осознанную мотивацию в профессиональной деятельности.

Выбирая тему, педагог всегда думает: во имя чего? Зачем на это будет потрачено время, часть жизни, силы? Что это принесет в жизнь студентов и его собственную? Чем обогатит? Что изменит?

Формулировка темы — это очень важный момент. Она должна максимально близко соприкасаться с той глубинной идеей, осознание которой преподаватель считает профессионально значимой.

Тематический период может быть разным по длительности и сложности, от месяца до целого семестра. Это целиком зависит от той объединяющей идеи, которая отражена в теме. Емкость темы, ее междисциплинарная значимость определяют число заинтересованных в участии преподавателей разных предметов, специалистов разного профиля, деятелей литературы и искусства.

Поскольку число участников может быть различно, появляется потребность в упорядочивании их взаимодействия и определения способов продвижения к цели. Собственно тематический период и начинается с этапа определения темы и поиска лиц, желающих, или не возражающих принять участие в работе над ней. Такой этап назвали предварительной работой.

В этот же этап предварительной работы идет обсуждение темы со студентами. Обсуждение это может вестись как размышление над какой-то проблемой, которая не может быть понята в рамках одного предмета и тогда возникает потребность в межпредметном изучении и обосновании. Однако темы могут быть вычленены заранее и предложены студентам для более глубокого осмысления и проработки в ходе периода, который позволит сконцентрировать внимание под определенным углом зрения. Предварительная работа завершена, если есть четкое понимание цели, увлекает сама идея этого периода; определился состав участвующих специалистов; примерный объем материальных затрат.

Вторым этапом будет совместное планирование работы. Здесь классический перечень вопросов, которые необходимо обдумать: Что именно предстоит делать для погружения в проблему? Кто и с кем вместе берется за отдельные детали, формы работы? Какие дополнительные знания, умения, конкретные предметы нужны? Где интереснее и целесообразнее побывать в ходе подготовки? С кем из специалистов встретиться для уточнения информации?

Этап планирования можно считать завершенным, если каждый знает, Что? С кем вместе? Когда и где? он делает. Участие может быть в составе академии, группы, в составе СТО, в составе группы добровольцев первооткрывателей.

Организация деятельности в ходе тематического периода имеет коллективные способы организации (совет дела, Творческое объединение, совет коллектива) и индивидуальные. Здесь осуществляется отработка азбуки организаторской деятельности:

ДЕРЖАТЬ цель, всегда сверять свои действия с вопросами: зачем это? почему именно это приведет к цели?;

ВИДЕТЬ перспективу действий, т. е. четко осмыслить их последовательность, ответить себе на вопрос: почему так? как можно еще?;

ОПРЕДЕЛЯТЬ, кому и как предложить выполнять свои обязанности в общем деле? как сверять ритм работы, ее результативность?;

ПОБУЖДАТЬ к поиску максимально интересного, необычного решения, формы его раскрытия;

УБЕЖДАТЬ в значимости дела, в необходимости осмысления идеи и определении собственной позиции;

ПРИУЧАТЬ выполнять обязанности точно в срок, с максимальной отдачей духовных и интеллектуальных сил, осознанно и творчески.

Завершенное планирование в виде итоговой схемы последовательности действий и закрепления обязанностей должно быть размножено в таком количестве, чтобы все занимающие ключевые организаторские позиции: и студенты и преподаватели имели его на руках и в любую минуту могли обратиться к нему для уточнения, напоминания и т. п.

Естественно, что после планирования следует этап подготовки со всем многообразием текущей организаторской деятельности.

Подготовка, как известно педагогам, чаще всего оставляет в памяти множество интересных воспоминаний. Они связаны с творческими усилиями, поиском и таящимися на этом пути приключениями.

Что обязательно включает в себя подготовка в любом тематическом периоде?

Этот этап обеспечивает интенсивный личностный рост, идет самоактуализация каждого, т. к. для этого есть содержательно-деятельностное пространство, где каждый может выразить себя, реализовать свои способности так, как требует внутреннее побуждение.

Этот этап в тематическом периоде является и мощнейшей школой взаимодействия. Индивидуальное желание может не совпадать с тем, что хотят другие. Как поступить? Что делать? Всегда ли собственное мнение есть лучшее, наиболее правильное?

Никто никогда не даст ответа, справедливого для всех случаев жизни. Но то, что такие вопросы нужно решать всерьез, как жизненно-важные, а не игровые, является определяющими для личностного становления будущего специалиста. От принятия решения зависит результат, с предъявлением которого студент должен предстать перед своими сверстниками и преподавателями, перед «значимыми другими». От этого зависит его авторитет, его рейтинг и здесь каждый вправе выбирать: дать свое оригинальное решение как особое мнение; убедить товарищей принять компромиссный вариант; отступиться от своей позиции и т. д. Важно, что право решения принадлежит только ему самому со всеми вытекающими последствиями.

Центральное событие, как итог общей работы, может иметь множество форм. Форма рождается в процессе замысла и должна максимально работать на содержание, на идею замысла. Бывают ситуации, когда форма становится самоцелью, ее эффектные возможности затмевают развивающую задачу периода, и тогда работа подчиняется законам жанра, а не поиску решения, обеспечивающего профессиональное становление. Сам момент осуществления итогового дела может иметь разную продолжительность и сложность. Главное здесь обеспечение активного участия всех, создание условий, при которых есть место для обнародования результатов работы всех участников подготовки.

Очень важно в этом этапе предоставить студентам максимальную самостоятельность, вывести их на ключевые позиции, участие преподавателей тоже очень важно, но не заведомо лидирующее, а только такое, где нужны именно они, и эта необходимость очевидна для других.

В каждом тематическом периоде есть этап подведения итогов, своеобразного совместного анализа. Это достаточно сложный вид деятельности и педагоги часто отбрасывают его, удовлетворившись мимолетным обменом впечатлений или оценкой коллег.

Студенты тоже далеко не сразу улавливают значимость этого вида деятельности для личностного развития, считают его скучным копанием, даже тратой времени. Учитывая это, подходить к анализу нужно очень продуманно, выбирая такие способы, которые бы постепенно прививали осознанную необходимость осмысления прожитого периода.

Для начального этапа такого приучения хорошо подходит цветопись или выбор физиономии настроений. При использовании более обстоятельного первичного анализа, используются вопросы: что оставило хорошее впечатление и почему? чего не следовало делать? что оказалось лишним, ненужными что видится сейчас по-другому? у кого оказалась ситуация, при которой он сделал не то, что хотел? ускользнул ли замысел периода? что кому принесло участие в этом погружении?

Перечень вопросов бесконечен, как бесконечно количество задач, которые можно решать в каждом периоде. Постепенно анализ получает более четкую направленность, т. е. к настроению и эмоциям прибавляется соотнесенность со стоящей задачей, глубина воздействия, значимость для участников, влияние на окружающую среду и т. д.

Завершение периода совпадает с последействием, что не имеет временных календарных рамок. Это качественное изменение, которое появляется в деятельности и общении, которое непременно нужно учитывать, чтобы закрепить достигнутый уровень развития.

Новая информация, новые способы действия могут быть использованы преподавателями на занятиях, а для работы СТО (Студенческих Творческих Объединений) это обязательное условие, без которого в динамике развития возникнет торможение.

Погружение в профессию (социально-педагогический практикум)

Психологи знают как важно для формирования установки первое предъявление. Первое погружение выполняет именно такую функцию — романтика профессии, множество неожиданностей, широта кругозора, потребность в постоянном творческом решении — всё это должны ощутить студенты в эти первые волнующие дни.

Социально-педагогический практикум это комплексное средство профессионального развития, оно вбирает в себя разнообразные игры и коллективные творческие дела, учебные занятия, элементы коллективной организации жизнедеятельности, встречи с интересными людьми и совместные дела с ребятами.

Такой практикум несет в себе и элементы интенсивного социально-психологического тренинга. Для полного погружения необходимо оторваться от привычной обстановки, что лучше всего сделать, выехав на природу, в загородный лагерь и т. п. Именно круглосуточное пребывание друг с другом, высокий темп деятельности, эмоциональный азарт, интеллектуальное напряжение; быстрый, конкретный, предметный результат деятельности побуждают студентов к переживанию чувства глубокого удовлетворения. Они как бы поднимаются над собой, видят горизонты своих возможностей, удивляются открывшимся в себе способностям.

Практикум функционирует как саморегулирующаяся открытая система. Здесь не нужно закладывать жесткий сценарный план, только замысел, только образ, только определенную последовательность. Однако педагоги-организаторы должны четко держать настроение, эмоциональное состояние, интеллектуальное напряжение. Гибкость работы внутри каждой формы, усложнение или ослабление напряжения в работе — всё это учитывается каждый день на оргкомитете. «План — не догма, а руководство к действию», своеобразная нить Ариадны для достижения цели.

Практикум должен обеспечить новые, ранее неизведанные ощущения. Игра и романтика, мажорный тон — условие успеха, никакого занудства, никакого поучения и назидания. Студенты смогут действовать только на том уровне воспитанности, какой имеют, задавать более высокую планку — значит погубить дело. Отсюда следует очень простой вывод — совместное планирование дел, деликатный анализ, а, главное, естественный образ как можно действовать, будут делать свое дело пусть медленнее, но уже наверняка.

Не бойтесь довериться ситуации, доброжелательность и доверие должны исходить от Вас, заражать других верой в собственные силы. И когда тревога и недоверие отступают, духовные силы сбрасывают оцепенение — возникают чудеса творчества.

В этом педагогический смысл, идея такого средства учебной работы, а вот организационный и содержательный ряд могут выглядеть многообразно.

Начало обучения в вузе, первые один-два дня, студенты могут знакомиться с институтом, его традициями, библиотекой, ведущими профессорами, прослушать несколько общеразвивающих концептуальных лекций. Однако далее затягивать этот период вхождения нежелательно, третий день вузовской жизни уже может быть посвящен подготовке к выезду на практикум.

В этот день обстановка аудитории, где собираются студенты, должна быть яркой, красочной. Можно использовать плакаты, афоризмы, цветопись настроения за первые два дня. Хорошо, если будет звучать музыка. Такая обстановка будет способствовать проведению «Вертушки знакомства», которая позволит очень быстро устанавливать контакты и получить первое представление о студентах, а им друг о друге.

Столы и стулья для этой работы расставлены по-особому: столы составлены по два-три так, чтобы образовался сплошной прямоугольник и вокруг него 10-12 стульев. На каждом столе стоит какой-то опознавательный знак, буква или цифра, причем, каждый имеет свой цвет.

Например, А-красный, Б-зеленый, В-синий и т. д. Студенты при входе получают жетон какого-либо цвета, и на нем написаны буква и номер, номеров одного цвета желательно иметь не более 9-11, иначе будет очень сложной и длительной эстафета этапов знакомства.

Этапы знакомства могут быть самыми разнообразными по содержанию:

«Школьные годы чудесные» — рассказ о школе, в которой учился, о том, что больше всего запомнилось;

«Жить на земле без мечты невозможно…» — рассказ о своей профессиональной мечте, о том, что именно привлекает в будущей профессии;

«Книга открыла для меня мир…» — это рассказ о любимой книге, о писателе или о каком-то любимом жанре;

«Музыка помогает мне…» — разговор о музыке самых разных жанров и направлений, но именно о той, что нравится, вызывает какие-то чувства, переживания, размышления и т. д;

«Легче наши дороги, когда рядом друзья» — такой этап лучше делать последним, т. к. в него можно вложить и разговор о старых друзьях и подготовить посвящение новым. Форма посвящения может быть любой, однако предложение сочинить несколько строк на один и тот же мотив вызывает у студентов большой энтузиазм, а эстафета исполнения прилив бодрости и хорошего настроения.

Завершение каждого этапа происходит по сигналу ведущего. Представители от каждого стола, это могут быть и студенты и преподаватели, выступают с коротким резюме с перечнем школьных чудес, любимых книг, а, может быть, и с исполнением любимой песни, если таковая будет.

Длительность одного этапа зависит от того, сколько человек одновременно оказываются в одном круге знакомства, если 6-7 человек — длительность 15-20 минут, если 9-11 человек — 25-30 минут.

Порядок перехода объявляется после того, как все круги знакомства выступили. Варианты перехода могут быть следующие:

1. Все первые номера садятся за красный стол; все вторые — за зеленый; все третьи — за синий и т. д.

2. Ведущие ставят на столы букву того же цвета, что и опознавательный знак, и переход осуществляется так, чтобы все буквы нашли друг друга. Расчет переходов требует внимательности и тщательного просчитывания, иначе может возникнуть путаница, которая собьет настроение и вызовет дополнительную усталость.

Время на переходы 3-5 минут, это как бы перемены, они дают отдых, позволяют подвигаться и, конечно, снижают усталость.

Нельзя допустить, чтобы «Вертушка знакомства» затянулась слишком сильно, ведь впереди ещё очень ответственный этап работы.

После того, как студенты раскрепостились, увлеклись, можно приступать к очень важному моменту — увлечению перспективой необычного, романтического погружения в профессию. Здесь очень уместно напомнить слова А. С. Макаренко о том, что, встав впервые перед коллективом учащихся, он бы обратился к ним с такой речью, в которой бы они почувствовали и его ум, и его целеустремленность, увидели, что он знает куда идти и как вести за собой.

Конечно, каждая кафедра видит эти пути по-своему, но раскрыть перспективу движения, высоты, до которых возможно добраться, разбудить волю к преодолению сложностей на этом пути — это чрезвычайно важно. Среди этих перспектив есть ближайшая радостная перспектива — совместный выезд на несколько дней, чтобы лучше, познакомиться, точнее определиться в специализации своей будущей профессии.

Раскрывать замысел можно по-разному. Здесь многое зависит от прежнего опыта преподавателей и конкретных возможностей местности, где будет проходить практикум. Однако студенты всегда желают знать — Что будет? Что для этого нужно взять с собой? Куда выезжать и каковы условия? — другого круга вопросов в массе своей студенты не задают. Пока их увлекает сама возможность посидеть у костра с песней, смена обстановки, возможность новых контактов.

Чего следует избегать в первый разговор о выезде?

1. Излишней детализации того, что предстоит делать.

2. Информации, отсроченной по времени для исполнения.

3. Информации, не касающейся каждого студента.

Общие предложения, четко написанные или отпечатанные, необходимо положить на каждый стол, чтобы ведущий мог разъяснить отдельные положения, уточнить значимость. Здесь же, внутри этого импровизированного объединения, могут быть внесены дополнения, поправки, вплоть до замены или отмены каких-то дел. Настаивать на своем замысле педагогам, особенно в этом первом совместном обсуждении, не надо. Всегда можно найти адекватную форму или подойти к конкретной проблеме через другое содержание. Здесь студентам важно убедиться, что их мнение имеет реальное, действительное значение.

Предлагаем Вам примерный перечень дел по дням в той последовательности, которая апробирована в нашем опыте.

Первый день

УТРО:

Отъезд.

Расселение.

Организационное собрание.

ДЕНЬ:

«Я — человек! Этим и интересен». Разговор-диспут о том, что значит быть интересным человеком? Когда и почему один человек становится интересным для другого? Как стать интересным человеком для детей? для их родителей? для коллег по работе?

Подвижные игры на воздухе. Веселая осенняя спартакиада.

ВЕЧЕР:

Работа по объединениям. «Путешествие в детство» — попытаться выяснить, Чему я, маленький, могу научить большого?

Общий песенный круг о детстве, о дружбе, инсценирование песен и т. п.


Второй день

УТРО-ДЕНЬ:

Игра на местности с использованием карты, компаса, условных знаков и т. п. — каждое объединение идет своим маршрутом. Задача игры: как можно больше собрать информации о тех местах, которые отмечены на карте.

«Разговариваю с лесом» — здесь уместно совместно с биологами-экологами пройти по лесным тропинкам и осознать себя в лесу, понять, насколько каждый способен проникнуть в тайны природы, объяснить какие-то явления, правильно оказать помощь или использовать дары леса.

ОБЕД у костра

Сюита туристических игр. Здесь свободный набор туристических испытаний и серьезных, и шуточных. Всегда заразительна эстафета туристических песен, соревнование поделок из природного материала и т. п.

УЖИН у костра как элемент соревнования и игровой вариант возвращения по условным знакам, т. е. игра «Следопыты».

ВЕЧЕР:

Для тех, кто хочет — встреча с кем-либо из авторов-исполнителей, которые всегда есть в любом городе; музыкальный вечер при свечах; вечер лирической песни. Может быть любой вариант, побуждающий к высокому духовному переживанию, личному размышлению. Здесь важно то, что каждое «Я» вроде и рядом с другими, и в то же время чувствует и переживает в своем ритме, независимо ни от кого.


Третий день

УТРО:

«Турнир рыцарей детства» — где включается ряд конкурсов, выступлений и рассказов о каком-либо человеке, которого можно считать рыцарем детства. Преподавателями готовится рассказ о польском юристе, профессоре Адаме Лопатка, который в течение многих лет был душой и главным инициатором принятия ДЕКЛАРАЦИИ и КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Встреча с учеными, посвятившими себя изучению Детства; с местными представителями ЮНИСЕФ (комитета детского фонда Организации Объединенных Наций). Это серьезный разговор о ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА 1959 года и КОНВЕНЦИИ ООН о правах ребенка 1989 года.

Студенты работают по этим документам: читают, готовят вопросы друг для друга на понимание, анализируют схемы и диаграммы, представленные в документах ЮНИСЕФ, в книгах о Положении детей в мире, Положении детей в СССР, в России. Работа строится по тем объединениям, в которых студенты участвовали в турнире рыцарей детства.

Завершение работы является одновременно постановкой долгосрочной перспективной задачи: Как подключиться к Плану действий по обеспечению выживания в общественной жизни детей в нашей стране. Отвечать на этот вопрос можно открыв, создав свой добровольный общественный комитет «Защитников (рыцарей) Детства», который будет работать далее в течение всего практикума и обучения в вузе.

ДЕНЬ:

Операция «Мир вокруг нас» — студенты выезжают небольшими группами для изучения условий реализации Принципа ДЕКЛАРАЦИИ, в котором говорится о том, что государство «должно давать образование, которое способствовало бы общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. …Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием».

Это выход в открытый социум: во дворы, на детские площадки, в учреждения образования и т. д. Здесь две задачи: изучение и проба сил.

Изучение — это первое целенаправленное наблюдение, для того, чтобы ответить на следующие вопросы:

— Во что играют дети самостоятельно без родителей и педагогов?

— Если взрослые играют с детьми, проследите специфику общения, мам, пап, бабушек, дедушек и других взрослых?

— Какова оснащенность игр, игровых площадок?

— Насколько увиденные Вами игры способствуют целям образования и развития?

— Какое развитие возможно в тех играх, которые Вам пришлось наблюдать?

«Проба сил»:

— Вступить в Беседу с ребятами или родителями, выяснить их желания по организации досуга детей.

— Поиграть вместе с ребятами, либо включившись в их игру, либо предложив свою.

Такая работа занимает 3-4 часа. Большой интерес всегда вызывает «Эстафета впечатлений», где студенты рассказывают с своих приключениях, находках, открытиях.

ВЕЧЕР:

«Игра в жизни ребенка и взрослого» — это каскад игр и развлечений, которые можно предложить для отдыха молодежи, своеобразный вечер отдыха с танцами, аттракционами, забавами.


Четвертый день

УТРО:

Философские беседы: что значит моральное сознание и социальная ответственность? Перед студентами выступают преподаватели философии, желательно те, кто будет читать курс этики. Выступление должно быть коротким (20-50 минут) и полемическим, чтобы вызвать студентов на размышление, вопросы.

Здесь всегда интересен диалог философов, которые дают свои подходы и здесь же уточняют позиции друг друга.

Возможно проведение мозговой атаки в студенческих группах. Форма работы здесь должна быть такой, чтобы каждый попробовал вкус философского серьезного размышления, вкус мыследеятельности.

Хорошо, если есть возможность предложить разговор по небольшим группам о том, как относятся друг к другу философия, этика и социология, как и зачем социальному педагогу дружить с этими науками.

ДЕНЬ:

Трудовой десант. Очень хорошо, если это объект образования, еще лучше, если вместе с ребятами.

ВЕЧЕР:

Встреча с представителями различных детских общественных организаций: скауты, РОЮР, новые пионеры и т. п. Главная тема разговора: «Как помочь детям стать полезными членами общества?» Разговор строится на обсуждении десятого принципа ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА, где говорится о том, что ребенок «должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».


Пятый день

УТРО:

Работа проблемных лабораторий при комитете «Защитников детства». Лабораторий работает столько, сколько есть научных руководителей; возможен вариант деловой игры, в процессе которой выделяются проблемы, а далее студенты объединяются по желанию для решения волнующей их проблемы. Лаборатория открывается при наличии трех человек и более. Итоги работы выносятся на большой рыцарский совет, где представители лабораторий говорят о том, что бы они хотели сделать, в чем видят свой вклад в реализацию ДЕКЛАРАЦИИ.

ДЕНЬ:

Подготовка к созданию паспорта социокультурной среды развития детей. Студенты учатся работать с картой-схемой городской и сельской местности, договариваются о том, какие и как отмечать объекты (места игр, тусовок, отдыха разных групп населения), какие использовать данные для их описания.

Когда первичная работа закончена, может быть пойдет обработка инфраструктуры на определенной территории, фиксация проблемных ситуаций.

Однако самая сложная часть работы, это подготовка к сбору информации по реализации главных принципов ДЕКЛАРАЦИИ. Студентам предстоит посетить в ходе второго погружения самые разные учреждения образования, культуры, медицины, охраны порядка, чтобы приступить к заполнению схемы социально-педагогического анализа.

Порядок работы может быть предложен следующий:

1. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. Состояние мест отдыха:

а) культура и эстетика быта в местах отдыха детей и подростков; чистота, красота, удобство;

б) культура общения: ребенок-ребенок, ребенок-родитель (мать, отец), ребенок-взрослый;

в) учреждения и памятники культуры: каково отношение к ним, какую роль играют в образе жизни населения, какие традиции с ними связаны и т. д.;

г) школа и ее проблемы, какие цели в развитии поставлены, что удается реализовать.

Здесь необходим практикум по способам выполнения:

а) как войти в контакт;

б) как наблюдать;

в) как беседовать, чтобы вызвать доверие и заинтересованность;

г) как не терять самообладание;

д) как объяснять цель сбора информации.

2. УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ:

а) экологическая обстановка (вода, воздух, пораженные территории);

б) эпидемии;

в) учреждения здравоохранения: консультации молодых матерей, дети с тяжелыми диагнозами, дети-инвалиды;

г) обеспечение жильем;

д) обеспечение питанием.

3. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ:

а) дети, лишенные попечения родителей;

б) детская безнадзорность;

в) криминальные подростковые центры.

4. УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ:

а) какие общественные организации заинтересованы;

б) какие детские объединения и клубы существуют в микрорайоне;

в) какие программы и планы можно получить для знакомства;

г) какие существуют семейные центры, где возможен совместный отдых детей и родителей.

Материал, который получат студенты, оформляется в виде двух документов: дневника, где описаны все ситуации и подробные ответы и карты-паспорта.

Когда усвоены основные подходы к выполнению работы, каждый, практически на разных ситуациях потренировался в выполнении работы, можно завершать деятельность лаборатории.

Остается последняя, самая приятная часть работы — подготовить друг для друга шуточное напутствие. Именно таким каскадом пожеланий хорошо закончить работу практикума.

Это содержательная часть работы. Остается сказать несколько слов о способах организации.

В том режиме работы, который мы используем, есть обязательный старт-момент, когда в начале дня уточняется и согласуется со всеми работа на день; есть система сменных поручений, через которые обеспечивается текущая жизнь со всеми ее хозяйственными, деловыми и эмоциональными заботами; есть обязательное ежевечернее подведение итогов; студенческий совет, который выполняет вместе с преподавателями функции оргкомитета. Четкая ритмическая работа на практикуме во многом зависит от работы Советов дел и творческих объединений, которые продумывают до конца замысел всех дел и являются их движущей силой.

1995 год



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=