Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ПИК Владимир Петрович

старший пионерский вожатый школы—интерната № 1

Дружба двух дружин

Значительным моментом в пионерской работе нашей школы явилась дружба с пионерской дружиной 157 школы Смольнинского района.

Хотя идея этой дружбы зародилась у нас, старших пионерских вожатых этих дружин, но она нашла живейший отклик у пионеров и дальнейшее свое развитие получила под воздействием инициативы самих ребят. Чем руководствовались мы, вожатые, предлагая пионерам наших школ эту идею дружбы?

С одной стороны, мы старались избегнуть опасности превращения школы-интерната в какое-то закрытое учебное заведение, оторванное от окружающей жизни, и желали установления самой тесной связи с общеобразовательной школой. С другой стороны, мы хотели удовлетворить естественный интерес, который был у пионеров 157 дружины к новому типу учебных заведений — школам-интернатам и их желанию поближе познакомиться с жизнью этих школ.

Была и ещё одна большая цель нашей дружбы: в связи с приближающейся 35-й годовщиной пионерской организации имени В. И. Ленина в совместных мероприятиях взяться всерьез за изучение истории пионерской организации, за возрождение старых пионерских традиций и ритуалов, за воспитание уважения к пионерской символике и атрибутике.

Кроме того, эта дружба должна была, по нашему замыслу, взаимно обогатить содержание работы обеих дружин, т. к. можно было обмениваться опытом и помогать друг другу в работе.

Дружба двух дружин открывала богатейшие возможности для проведения совместных интересных мероприятий и товарищеских соревнований.

«Давайте дружить!»

Первыми приехали в школу-интернат пионеры из 157-й школы. Дружина школы-интерната собралась в это время на свой сбор, посвященный Коммунистической партии Советского Союза. Идет торжественная линейка. Но вот старший вожатый объявляет ребятам, что к ним в гости приехали пионеры из 157 школы, и их представителю Толе Иванову предоставляется слово. Толя Иванов от имени пионеров своей дружины поздравляет воспитанников школы-интерната с праздником, а затем просто, в двух словах, высказывает предложение своих пионеров. Он говорит: «Давайте дружить!» Дружные аплодисменты были единодушным ответом пионеров школы-интерната на это предложение. Тут же пионеры 157 школы преподнесли пионерской дружине школы-интерната свои подарки: макеты значков пионерских организаций стран народной демократии, сделанные из папье-маше. Как будто угадали новые друзья, что этот подарок представляет особую ценность для молодой пионерской дружины! Ведь его можно будет использовать для оформления пионерской комнаты.

После окончания сбора пионеры из школы-интерната окружили своих гостей и стали с ними знакомиться, а пионерки 6-го класса Галя и Люся, приняв на себя обязанности экскурсоводов, стали знакомить своих друзей со школьными помещениями. Так до конца вечера они не отпустили гостей от себя и ужинать посадили их со своим отрядом. Но вот вечер подходит к концу, гости собираются домой. У входа в раздевалку их окружила толпа воспитанников интерната: каждому хочется обменяться адресом с новым другом. Слышатся возгласы: «Приезжайте ещё», «Теперь вас ждем к себе в гости!», «Завтра будем ожидать вас у себя, в 157 школе».

И вот на следующий день пионерский актив школы-интерната едет в гости в Ленинград, в 157 школу. С утра забеспокоились ребята: какой же подарок привезти 157 дружине, ведь своего еще ничего сами пионеры сделать не успели — школа недавно организовалась, кружки только начали работать. На помощь пришла директор школы-интерната Клавдия Ивановна Сафонова. Узнав у ребят причину их расстройства, Клавдия Ивановна предложила пионерам отвезти в подарок друзьям картину «Ленин в Смольном». «Предложим повесить эту картину в пионерской комнате 157 школы, — решили ребята, — пусть висит там всегда». А чтобы картина постоянно напоминала о дружбе, дружинный художник тушью вывел в углу красивую надпись — «Пионерам 157 школы от пионеров школы-интерната № 1 г. Пушкин». И вот мы подходим к подъезду 157 школы. Наши ребята заметно волнуются: им хочется предстать перед своими будущими друзьями в самом блестящем виде. Все одеты в отутюженную парадную форму и поспешно дают друг другу последние наставления: «Не забудьте приветствовать ребят пионерским салютом!», «Не кричите так громко!».

В вестибюле 157 школы сразу же попадаем в обстановку предпраздничной суеты: спешат запаздывающие пионеры, снимая на ходу пальто; с озабоченным видом и бумажками в руках пробегают какие-то ребята, сразу видно, что актив этой школы… Но все-таки чувствуется, что у пионеров 157 школы строгий порядок: у дверей нас остановили дежурные пионеры и вежливо, но твердо попросили подождать, пока один из них сбегает за старшей пионервожатой. Что же поделаешь, придется обождать, ведь нас еще тут очень мало кто знает. Но вот приходит Наталья Александровна. Она провожает гостей в раздевалку, а затем в пионерскую комнату. Всюду по пути в коридорах и на лестницах встречаются большие группы пионеров, с которыми наши ребята обмениваются пионерскими приветствиями. Слышится, как пушкинские пионеры переговариваются между собой: «Ого, сколько у них пионеров!». «Огромная, видно, дружина, не то, что у нас». Пионерская комната вызывает у наших пионеров неподдельный интерес: сразу же начинают сравнивать со своей пионерской комнатой и решать, что у нас лучше, а что хуже.

Ребята установили, что наша пионерская комната красивее, в ней чище, торжественней, она более заботливо украшена. Но в пионерской комнате 157 школы в глаза ребятам сразу же бросилось следующее: во-первых, всюду стояли самодельные игры и игрушки, что свидетельствовало о наличии в 157 школе большой дружинной игротеки, а, во-вторых, на стене висело Положение о соревновании на лучшее пионерское звено и записи о первых итогах этого соревнования. Последнее мы решили обязательно использовать в своей работе, и члены совета дружины тщательно записали всё необходимое в свои блокноты.

Но вот призывно заиграл горн. Со всех коридоров, классов, лестниц, двинулись к месту проведения линейки, коридору второго этажа, пионерские отряды. Пошли и мы на второй этаж и скромно остановились в сторонке, чтобы посмотреть, как будет проходить линейка у наших новых друзей. Но не тут-то было. Как только дружина выстроилась, старшая пионервожатая объявила: «Ребята, к нам в гости приехали пионеры школы-интерната из г. Пушкина!». Дружными аплодисментами встречают это сообщение хозяева. Затем вожатая предлагает: «Давайте предоставим нашим гостям право встать на правый фланг нашей дружины». И вот воспитанники интерната, гордые и довольные, шагают вдоль всего строя пионерской дружины 157 школы, чтобы занять место на правом её фланге. Идет сдача рапортов. Наши ребята с сочувствием поглядывают на своего председателя совета дружины Галю Монахову и шёпотом пытаются ее приободрить. Ведь Гале от имени наших воспитанников придется выступить перед всеми пионерами 157 школы, а это дело нелегкое, и Галя, понятно, волнуется. Каждый ещё раз советует, что лучше сказать, но вскоре раздается голос старшей вожатой: «Слово предоставляется председателю совета дружины школы-интерната г. Пушкина Гале Монаховой».

«Дорогие ребята! — говорит Галя. — От имени пионеров школы-интерната № 1 разрешите поздравить вас с праздником Октября, пожелать вам успехов в учебе и пионерской работе и преподнести наш скромный подарок». Галя подходит к председателю совета дружины 157 школы Володе Романову и вручает ему картину «Ленин в Смольном». Когда стихает шум аплодисментов, Галя продолжает: «Вчера ваши представители у нас на сборе предложили завязать дружбу между нашими дружинами. Мы с радостью принимаем ваше предложение!»

И хозяева и гости шумно выражают одобрение этим словам.

Но вот линейка закончилась, к гостям подбегает председатель совета 6-го отряда Галя Пчелинцева. Этот отряд на сегодняшней линейке признан лучшим отрядом школы, и ему вручили переходящий вымпел.

Очевидно поэтому все остальные отряды уступили 6-му отряду право показывать гостям свою школу и быть с ними рядом на сборе. Так до конца вечера мы не расставались с пионерами этого отряда: вместе пели песни, слушали рассказы об их школе, вместе сидели во время театрализованного представления.

Поздно вечером возвращались мы от своих друзей и ребята наперебой делились своими впечатлениями о сборе.

Нашим ребятам далеко не всё понравилось на этом сборе. Во-первых, не понравилось проведение торжественной линейки, которая была недостаточно организована, не совсем понятным для нас было театрализованное представление, хотя это объяснялось тем, что мы не принимали участие в подготовке этого сбора, а хозяева всё понимали прекрасно. И, наконец, наши пионеры были несколько разочарованы, что им не удалось повеселиться, поиграть, потанцевать, так как игровой части на сборе в 157 школе не было. Очевидно, что своими мыслями мы должны были бы обменяться с пионерами 157 школы, обсудить этот сбор на совместном сборе советов дружин. Но такого обсуждения мы, старшие вожатые, так и не провели, ограничились только собственным анализом сбора, что, конечно, было большим упущением со стороны руководителей обеих дружин.

Встреча двух советов

Ещё по дороге домой, возвращаясь со сбора в 157-й дружине, ребята стали высказывать свои мысли, как нам в дальнейшем сделать нашу дружбу более тесной. Но большой разговор на эту тему мы отложили до начала второй четверти, которую решили открыть совместным сбором советов двух дружин. Эта встреча состоялась в 157 школе. Когда мы вошли в пионерскую комнату, совет дружины 157 школы был уже в сборе. Обмен салютами, и председатель совета 157 дружины Володя Романов открывает совместный сбор советов дружин. Вначале стоит вопрос о знакомстве членов советов дружин между собой. По очереди каждый член совета дружины встает и представляется всем остальным. Затем обсуждаем, как мы будем дружить дальше. Выдвигается много предложений: тут и совместные экскурсии, и культпоходы, и спортивные соревнования, и взаимные приглашения друг друга на сборы, и дружеская переписка и многое другое. Наконец и мы, старшие вожатые, осторожно вносим свое предложение о проведении совместных костров дружбы. Почему мы выдвинули эту форму нашей дружбы, как основную? Ведь все знают, как велика у ребят тяга ко всему необычному, яркому, романтичному. А что может быть для пионера ярче и романтичнее, чем хороший, настоящий пионерский костер?! Правда, нас несколько смущала перспектива проведения костра зимой, ибо в зимних условиях никто из нас еще костра не проводил, но все-таки мы сразу же отказались от искусственного «костра», проводимого в помещении. Вторая причина, побудившая нас предложить ребятам проведение костров, вытекала из основной цели нашей дружбы: совместно ознакомиться с историей пионерской организации, совместно начать возрождение старых пионерских традиций и ритуалов.

А где же лучше можно было беседовать о пионерах-героях, где лучше можно было рассказывать о лучших пионерских традициях, чем у пионерского костра?

Как и следовало ожидать, ребята с восторгом приняли идею проведения костров дружбы, но и их озадачила перспектива проведения костров в зимних условиях. «Как, зимой костер?» — с недоумением спрашивали они. «А когда же проводить костер, если не зимой, ведь зимой-то он даже более необходим, чем летом — можно будет греться вокруг него!» — отвечали мы, улыбаясь. К тому же, если ждать более теплой погоды, то придется перенести проведение наших костров на четвёртую четверть, т. е. на конец учебного года. Последний довод показался ребятам наиболее убедительным, и было единогласно решено первый костер провести в декабре.

Теперь следовало в деталях обсудить и наметить план проведения совместного костра. Дело в том, что мы, вожатые, принесли на сбор совета дружины только саму идею проведения таких костров, но подробного плана хотя бы одного такого костра у нас не было; были только отдельные мысли, связанные с обычаями первых пионеров. Честное слово, мы об этом не пожалели! Ребята сами внесли много дельных предложений, благодаря чему план проведения костра оказался интересным для всех пионеров. Тут же распределили поручения между членами советов дружин и определили, за что будет отвечать каждая дружина.

Первый наш костер решили провести в г. Пушкине в Александровском парке и посвятить его первым пионерам-героям. Совету 157-й дружины поручили пригласить на наш костер кого-нибудь из старых пионерских вожатых нашего города и попросить их выступить перед ребятами с воспоминаниями о славных делах первых пионерских отрядов.

После деловой части сбора советов дружин Майя Витальевна Жежко, в прошлом одна из лучших ленинградских вожатых, приглашенная на этот сбор, показала ребятам, как нужно запускать «пионерскую ракету». Все пионеры с увлечением разучили эту одну из форм пионерского ритуала, которая во многих пионерских дружинах сейчас, к сожалению, незаслуженно забыта.

В заключение «ракеты» все присутствующие дружно прокричали лозунг: «Даёшь дружбу наших дружин!» Сбор закончили разучиванием старых песен: «Марш юных пионеров», «Мы — кузнецы», «Картошка».

Перед самым нашим отъездом пионеры 157 школы попросили принять от них подарок: 300 книг, собранных для нашей библиотеки. Оказывается, при первом своем посещении школы-интерната они обратили внимание на то, что в нашей библиотеке еще очень мало книг. Поэтому друзья из 157-й дружины решили помочь нам, и в школе был объявлен сбор художественной литературы. Подарок был, конечно, принят с большой благодарностью.

После встречи советов в обеих дружинах дружно закипела работа по подготовке к нашему первому костру.

В отрядах читали книги о пионерах-героях, проводились беседы из истории пионерской организации, ребята разучивали старые пионерские песни. Объединенный концерт художественной самодеятельности мы решили дать прямо у костра, поэтому и номера мы старались подобрать наиболее яркие, веселые и которые не займут много времени. Для всех участников костра дружбы в дружинах делали факелы. С факелами получилась целая история. Оказалось, что никто из пионеров наших школ не знал, как их изготовлять. Да и мы, старшие вожатые, к своему стыду, этого не знали. О факельных шествиях слышали, читали, а когда с этим столкнулись практически, то стали в тупик. Помощь пришла из 317 дружины. Пионеров этой дружины мы тоже пригласили на наш костер, и оказалось, что они-то как раз и умеют делать факелы, так как они в свое время задумали провести факельное шествие, и хорошо к нему подготовились. Об этом нам рассказала старшая вожатая 317 школы, когда узнала о нашем затруднении. Этот, казалось бы, незначительный факт еще раз показал всю важностъ общения между собой пионерских дружин, их вожатых и обмена опытом работы. Выяснилось, что факелы изготовляются довольно-таки просто: к концу палки прибивается дном продолговатая консервная банка (лучше всего из-под сгущенного молока), в банку напихивается старая ветошь и все это смачивается солидолом. Такие факелы горят ярко и долго.

Подготовка к нашему первому костру значительно оживила работу в пионерской дружине школы-интерната. Всем пионерам было объявлено, что для участия в костре будут посланы те звенья и пионеры, которые хорошо к нему подготовятся и, естественно, что такая радостная перспектива, как возможность принять участие в проведении костра дружбы, явилась дополнительным стимулом для развертывания интересной пионерской работы.

На поляне Александровского парка…

Долгожданный день наступил. С утра приехали в школу-интернат дорогие гости — сводный отряд пионеров 157 дружины. Сразу же наши ребята повели ленинградцев осматривать свою школу. Главными экскурсоводами были члены совета дружины. Особое внимание гостей привлекла пионерская комната. Вот большая группа ребят стоит у стенда «Навстречу слету». Председатель совета дружины школы-интерната Галя Монахова объясняет гостям, как на этом стенде отражается пионерская работа, проводимая по отрядам. На особых карманах, прикрепленных к этому стенду, были надписи и иллюстрации тех разделов работы, по которым в данное время работала наша пионерская дружина, например, «Изучай жизнь великого Ленина», «Знай историю пионеров», «Готовься к фестивалю», «Люби труд смолоду», «Занимайся спортом», «Знай свой город».

В каждом кармане находились карточки всех наших пионерских отрядов. На этих карточках члены совета дружины делали записи о всех делах, которые проводились в отрядах по данному разделу работы. «Обязательно сделаем так и у нас в дружине», — говорят ленинградцы.

Много ребят собралось и у другого стенда — «Путешествие к зарубежным друзьям». Тут отражены итоги соревнований пионерских отрядов по подготовке к фестивалю. Объяснение дает член совета дружины Лёня Усвяцов. В центре этого стенда помещается фотография нашей школы-интерната и стоят «вагончики» с номерами пионерских отрядов. По краям щита наклеены карты тех государств, которые изучают наши отряды, готовясь к фестивалю. От фотографий нашей школы к картам этих государств проложены железнодорожные линии с одинаковым количеством делений на каждой из них. Каждый отряд путешествует в этой игре именно в то государство, которое он изучает. Вагончик с номером отряда продвигается по железнодорожной линии по мере того, как в отряде проводится то или иное интересное и полезное дело, связанное с подготовкой к фестивалю.

Член совета дружины Лида Бурехина рассказывала гостям о том, что пионеры школы-интерната решили проявить инициативу в сооружении в г. Пушкине памятника В. И. Ленину и в сборе бронзы для этого памятника. Ну, как не помочь друзьям?! Ленинградцы решили, что тоже будут собирать бронзу.

Очень заинтересовала гостей работа пионерских курсов-умельцев, которые были созданы в пионерской дружине школы-интерната. «Начальнику» пионерских курсов умельцев, члену совета дружины Юре Гончарову посыпались десятки вопросов. Юра старается отвечать как можно обстоятельнее. Наблюдение за этими сценами приносит большую радость нам, старшим вожатым, ибо мы еще раз видим наглядно, какую пользу приносит дружба и общение между нашими дружинами! В читальном зале собрались заядлые шахматисты обеих дружин, и вот уже сами собой возникают шахматные соревнования.

После обеда и гости, и хозяева идут в Александровский парк, где вместе складывают большую поленницу для пионерского костра.

До самого вечера пионеры интерната показывают своим гостям пушкинские парки, вместе катаются на лыжах и санках. К вечеру прибывают новые гости — делегации пионерских дружин 317 и 12 ленинградских школ. Их тоже заранее пригласили принять участие в проведении костра дружбы.

Пора бы уже и начинать торжественную линейку, но к своему ужасу обнаруживаем, что ни один из приглашенных первых пионерских вожатых к нам на сбор не явился. Как выяснилось впоследствии, оба они оказались больны. А ведь они должны были рассказать ребятам о работе своих пионерских отрядов, о подвигах первых пионеров-героев! Ведь именно этому-то и посвящен наш первый костер дружбы. Что же делать? И тут еще раз мы убеждаемся, насколько важно старшему вожатому быть самому знакомым со славной историей пионерской организации, как важно самому хорошо знать о жизни и подвигах многих маленьких патриотов нашей великой Родины!

Выход найден такой: мы сами расскажем, как сумеем, о том, что должны были рассказать приглашенные первые вожатые. И вот призывно заиграл горн.

Пионеры-хозяева и сводные отряды гостей быстро выстраиваются в линейку дружбы. Рапорта принимает председатель совета дружины школы-интерната № 1 Галя Монахова. Один за другим подходят к ней начальники сводных отрядов четырёх дружин и рапортуют о готовности своих отрядов к проведению костра дружбы.

Звучит торжественная команда: «Отряды, к выносу дружинных знамен, смирно!»

Застывают четкие ряды пионеров. Раздаются звуки марша, и знаменосцы в сопровождении ассистентов вносят знамена дружин и обходят строй пионеров. Перед пионерами выступают с взволнованными речами старшие вожатые дружины, они рассказывают о первых пионерах-героях, напоминают о славных традициях пионерской организации, ещё раз подчеркивают значение пионерской дружбы.

Пионеры строятся в походную колонну, зажигают факелы и под звуки горна и дробный стук барабанов следуют по улицам города Пушкина к Александровскому парку.

Прохожие то и дело останавливаются и долго смотрят вслед стройным рядам юных ленинцев, освещаемых огнями пылающих факелов.

Вот и парк. Колонна углубляется всё дальше и дальше в глубь заснеженных аллей. Вдруг раздается громкая команда: «Стой!» Пионеры останавливаются около высокого гранитного обелиска. Два факельщика подбегают к обелиску и освещают высеченную на нем надпись: «Слава героям, павшим за Великий Октябрь». «Товарищи пионеры, — говорит вожатый, — здесь находится братская могила героев Великой Октябрьской Социалистической революции. Они отдали свою жизнь за счастье простых людей. Почтим их память минутным молчанием».

Тихо стоят ребята, думая о незабываемых годах первых лет Советской власти, о безымянных героях, спящих вечным сном в этой могиле.

Но вот снова дробь барабанов и звуки горна нарушают вечернюю тишину парка. На месте проведения костра подходящих пионеров встречают дежурные костровые: они выстроились у входа на площадку и приветствуют пионерским салютом проходящие мимо отряды.

Костер решили провести так, как когда-то устраивали его первые пионеры. К костру выходит член совета 157 дружины Коля Петров, один из пионеров, который отдыхал летом во всесоюзном пионерском лагере «Артек». Он привез с собой уголек от прощального артековского костра. От этого-то уголька еще на сборе двух советов решили мы зажечь наш костер. Уголек кладется в середину сложенного костра, с разных сторон к костру подходят председатели советов всех четырех пионерских дружин с горящими факелами в руках.

«Внимание», — раздается команда, — всем присутствующим запустить пионерскую ракету!» Ребята выставляют вперед руки, сплетают вместе пальцы и начинают «пускать ракету»: шшш-жжж, ззз, хлопают себя по коленям, затем по губам и дружно восклицают: «Бум пионер! Бум пионер! Бум пионер! Даешь дружбу наших дружин!»

Председатели советов дружин подносят к костру пылающие факелы. Вот ярко взметнулись в высь веселые языки пламени, и вслед им полетели к звездному небу волнующие слова старой пионерской песни: «Взвейтесь кострами синие ночи! Мы пионеры — дети рабочих…»

Первые пионеры не загружали свои сборы скучными докладами, а проводили их по-своему, интересно. Так было и тут. На костре был объявлен конкурс на лучшее исполнение танцев, песен, стихов. В круг выходят пионеры 157 дружины — они исполняют матросский танец «Яблочко». На смену им с веселой чешской полькой выходят представители школы-интерната, а пионеры 317 школы быстро организуют шумовой оркестр и сопровождают своим аккомпанементом дальнейшие выступления. Но вот остальным пионерам надоело быть зрителями, все захотели принять участие в веселье, и вскоре веселый хоровод закружился вокруг костра.

А тем временем пришла очередь и для картошки, испеченной в золе костра. Кажется, ничего вкуснее не ели еще пионеры в своей жизни! Дружно зазвенела шуточная пионерская песня «Картошка»:

Ах, картошка, объеденье,
Пионеров идеал!
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!

Откровенно говоря, мы удивлялись, наблюдая, с каким удовольствием едят пионеры эту полусырую картошку: ведь для того, чтобы она хорошенько пропеклась, требовалось гораздо больше времени. Какое всё-таки значение имеет радостное настроение ребят, когда всё им кажется приятным и хорошим! Но всё-таки мы сделали для себя практический вывод: нельзя класть в костер картошку сырой, а нужно предварительно отварить ее в мундире и в таком виде кинуть в костер. Тогда бы она испеклась быстро, а это в зимних условиях очень важно.

Костер стал медленно гаснуть, и на ярко освещенную площадку со всех сторон начала наступать темнота. Но вдруг вечернее небо прорезало множество сказочных огоньков: красных, желтых, зеленых — это разорвалась настоящая ракета, запущенная ребятами.

Пионеры стали собираться в обратный путь, но на память об этом костре каждый участник его взял уголек из костра. От этих угольков должны зажечься «костры дружбы» и в других пионерских дружинах г. Ленинграда и Ленинградской области. Интересным было возвращение после костра в школу-интернат: ребята сами «брали ногу», сами запевали бодрые песни, а потом попробовали создать и свою песню. Веселый куплет тут же родился:

Дуй сильней, веселый ветер,
Пламя дружбы разожги,
Чтобы люди все на свете,
Все — и взрослые и дети —
Были так, как мы, дружны.

Всё это, несомненно, свидетельствовало о том, что костер наш удался, что ребятам он понравился. Чем же мы объясняли успех этого костра? Не только тем, что мы выбрали яркую романтическую форму сбора, которая наиболее нравится ребятам. Сама обстановка учила нас, вожатых, проводить такой костер. Ведь было морозно, и поэтому мы старались использовать как можно больше подвижных игр, песен с движениями, а эти формы благодаря своей массовости и легкости исполнения захватывали всех ребят и превращали их из зрителей в участников развлечений. Для того чтобы ребята не успели замёрзнуть, мы старались проводить весь ход костра в быстром темпе, сменяя одну форму другой. Отсутствие баяниста или аккордеониста не испортило нашего костра, нисколько не уменьшило общего веселья. Да и обязательно ли нужны пионерам баянисты? Ведь у первых пионеров часто не было аккордеонов и баянов, а, тем не менее, сборы у них проходили интересно!

Долго ещё наши пионеры вспоминали этот день, и обращались к нам с таким вопросом: «А когда у нас ещё будет костёр дружбы?»

Дружба крепнет

Следующий костер мы решили провести в третьей четверти, в самом начале февраля, а весь январь, после каникул, посвятить подготовке к этому костру.

Для разработки плана проведения нового костра в первый же день третьей четверти собрался объединенный совет дружин наших школ. Собрались мы в школе-интернате. Наши ребята встретились как старые знакомые, вместе стали вспоминать прошедший костер.

Вскоре перешли к обсуждению плана проведения второго костра. «Теперь приезжайте вы к нам, — сказали ленинградцы, — проводить костер будем у нас, в Ленинграде». «А разве у вас можно?» — удивлялись пушкинцы. — Ведь в Ленинграде наверно не разрешают разводить костров». Но ребята из 157 школы настояли на своем, пообещали договориться с администрацией Таврического сада о разрешении провести там костер. Затем перешли к обсуждению плана нашей встречи. Члены совета дружины 157 школы предложили начать с экскурсии по их школе. «У нас тоже найдется, что показать вам», — сказали они. Наши ребята предложили после этого показать ленинградцам свой концерт. Это предложение было тоже принято. Мы предложили ребятам на нашем костре принять и утвердить значок-эмблему дружбы наших дружин. Ребята с азартом подхватили эту идею и наперебой стали предлагать символы для эмблемы. Но мы предложили им посоветоваться с ребятами своих дружин, привезти предлагаемые образцы, а затем вместе решить, какой из них принять в качестве эмблемы. К нашему костру мы решили также изготовить символ нашей дружбы — факел и макет костра — и обменяться ими. На этом же сборе советов дружин ребята внесли ещё одно ценное предложение, что, кстати, лишний раз показывает, насколько важно составлять план проведения любого мероприятия вместе с ребятами и как не правы бывают те вожатые, которые считают, что они сами должны разрабатывать план работы дружины и отряда.

Пионеры предложили внести в проведение нашего костра элементы соревнования, например, не просто петь песни, а определить при этом, какая дружина поет лучше, не просто плясать, а посмотреть, от какой дружины будет больше лучших плясунов.

Стали также думать, какие спортивные соревнования можно включить в наш праздник. Пушкинцы предложили устроить перед зажжением костра эстафету с факелами, а ленинградцы — саночные соревнования. Оба предложения единогласно приняли. Наш совместный сбор советов дружин окончился, но гости пробыли у нас до вечера, проведя воскресенье с нашими ребятами.

Сразу же после совместного сбора советов дружин в школе-интернате началась подготовка ко второму костру дружбы. В дружине был объявлен конкурс на лучший значок-эмблему нашей дружбы, в отрядах ребята готовили художественную самодеятельность, посвященную пионерам тридцатых годов, разучивали пионерские песни того времени: «Эх! Хорошо в стране советской жить» и другие.

Лучшие дружинные умельцы во главе с Юрой Гончаровым мастерили красивый факел, который должен был символизировать нашу дружбу и оставаться у той дружины, где проводился последний костёр дружбы.

Перед советом дружины встал вопрос, кого из пионеров выдвинуть в состав сводного отряда для поездки в 157 школу. Было решено предоставить каждому отряду право выделить в сводный отряд одинаковое количество делегатов, причем тех, кого сами пионеры сочтут нужным послать.

Первый сбор сводного отряда. Единодушно выбирают начальником сводного отряда члена совета дружины Лиду Бурехину. Ребята решают, что все члены сводного отряда должны будут принять самое активное участие в проведении второго костра дружбы: одни в концерте художественной самодеятельности, другие в спортивной эстафете, третьи в саночных соревнованиях. И вот с этого дня начинаются систематические репетиции и тренировки: нужно «во всеоружии» приехать к своим друзьям.

Наконец, настает день второго костра. С утра у ребят хлопот по горло: наглаживают свою парадную форму, приготовляют лыжные костюмы и костюмы для выступлений, ещё раз повторяют свои номера. К концу занятий к подъезду подкатил школьный автобус, и члены сводного отряда быстро разместились в нем. Не успели проехать и нескольких метров, как зазвенела веселая пионерская песня. Песня сменилась пионерской ракетой, а ракета — снова песней. Так незаметно подъехали к 157 школе. К школьному подъезду высыпала целая стайка ребят в пионерской форме: это нетерпеливые хозяева выбежали встречать своих гостей. Все вместе входим в школу.

Дружеская встреча началась с экскурсии по школе. Вместе со многими добровольными помощниками члены совета дружины 157 школы Володя Романов и Женя Виноградова повели гостей смотреть кабинеты и лаборатории. С большим вниманием пушкинцы осмотрели столярную мастерскую и кабинет машиноведения. В слесарно-механической мастерской Володя Романов включил один из токарных станков и показал ребятам, как он работает. Много интересного увидели гости в кабинете географии. На стенах много карт, огромный план дельты Невы, многочисленные географические картины и приборы. Очень понравились ребятам кабинеты естествознания и физики. В большой, построенной амфитеатром, аудитории пионеры 2-го отряда Саша Кротов и Толя Филоменко продемонстрировали действующие модели электростанции и турбины, а затем показали учебный фильм по физике.

Для наших ребят эта экскурсия имела большое значение, так как она показала, как много можно сделать самим, своими руками. Впоследствии, обмениваясь своими впечатлениями о поездке в 157 школу и в своих описаниях этого вечера воспитанники школы-интерната отмечали, что им очень понравилось, что почти всё виденное ими на экскурсии было сделано самими учениками.

«Путешествие» по школе закончилось. Экскурсоводы и экскурсанты подходят к актовому залу. В это время горнист 157 дружины Белокопытов и горнист школы-интерната № 1 Платонов подают сигнал «сбор». В коридоре быстро выстраиваются три сводных отряда дружин школы-интерната № 1, 157-й и 321-й, пионеры которой были приглашены на совместный сбор.

«Отряды, равняйтесь! Смирно! — командует председатель совета дружины. — На торжественную линейку шагом марш!» Барабанщики играют марш. Под барабанную дробь сводные отряды входят в актовый зал и выстраиваются на линейке.

Председатель совета дружины 157-й школы принимает рапорты от командиров сводных отрядов.

Друзья обмениваются символами дружин: ленинградцы вручают пушкинцам маленький макет костра с угольком от первого совместного костра, а пушкинцы ленинградцам — факел, которым будет зажжен второй костер.

После линейки друзья расположились возле сцены. Гости стали показывать концерт художественной самодеятельности. Неплохие номера привез хореографический кружок школы-интерната. Особенно понравился ребятам шуточный финский танец, исполненный Галей Рыбиной и Ларисой Матесовой — пионерками 1-го отряда. Они были в красочных финских костюмах, которые сделали сами. С физкультурными упражнениями выступила Галя Монахова. Со сцены звучали пионерские и русские народные песни, чудесные стихи Джанни Родари.

Но вот концерт окончился. На сцену выносят большой щит с прикрепленными к нему многочисленными эскизами значка-эмблемы дружбы наших дружин. Это работы, которые представили на конкурс пионеры обеих дружин. Членами жюри должны быть все ребята, присутствующие в зале. Пионеры внимательно знакомятся с представленными работами. Двух мнений нет! Первое место единогласно присуждается члену Совета дружины школы-интерната Лёне Усвяцову. Предложенная им эмблема представляет собой горящий факел в обрамлении лавровых веток. Внизу на ленте выведены слова «157 школа и школа-интернат № 1», сверху стоит дата — 1956 г. — это год зарождения нашей дружбы. Тут же Лёне вручается приз за первое место в конкурсе. Лёню окружает большая толпа пионеров, его поздравляют с победой на конкурсе. Но эти поздравления прерывают звуки горна, напоминающие, что пионерам нужно спешить в Таврический сад, чтобы закончить свой сбор костром дружбы, становящимся уже традиционным. Под звуки горнов и дробь барабанов отряды двинулись к Таврическому саду. Впереди колонны знаменосцы Юрий Гончаров и Саша Кротов несут знамена обеих дружин.

Вот и место проведения костра.

На этот раз почетное право сложить костер предоставлено лучшему звену дружины 157 школы. Это — второе звено 3-го отряда. Вокруг большого костра располагаются пришедшие пионеры. Дружно «запускают» ребята пионерскую ракету, и тишину Таврического сада нарушает громкий задорный лозунг: «Даешь дружбу наших дружин!» Представители от дружин поджигают костер. Со всех концов сада спешат ребятишки и их родители на площадку, ярко освещенную пламенем костра. А там уж веселье в полном разгаре! Одна пионерская песня сменяет другую. Ребята состязаются между собой, чтобы узнать, кто же лучше, дружнее может петь. Пионеры 157 школы запевают песню «Широкие просторы», а на смену звучит песня «Эх! Хорошо…», исполняемая пионерами из школы-интерната. Затем поют песню «Картошка» — один куплет пионеры одной школы, а другой куплет — пионеры другой школы. Эта песня звучит весьма кстати, ибо картошка уже поспела и ребята дружно набрасываются на нее — видно успели проголодаться, да и блюдо уж больно лакомое. Вместе с участниками костра угощаются и многочисленные зрители. А тут уже подводятся итоги соревнования на лучшее исполнение песни. Оказалось, что обе дружины хорошо пели, и они делят между собой первое место.

Но на этом состязания не кончаются. В круг вступают танцоры. Звучит русская плясовая, а затем матросский танец «Яблочко». Лихо отплясывают ребята, а лучше всех — пионеры школы-интерната Таня Добротворская и Слава Андреев. Они были награждены за хорошее исполнение танца.

Кстати об этих конкурсах. Они прошли бы значительно веселей и интереснее, если бы мы не прибегли к услугам затейников Таврического сада. Дело в том, что в связи с зимними условиями, затейники не сочли возможным использовать на сборе аккордеониста, а все песни, которые предлагалось петь ребятам, они записали на пленку с тем, чтобы транслировать их с местного радиоузла. Поэтому им приходилось после того, как ребята приготовятся петь какую-нибудь песню, спешно сигнализировать на радиоузел, чтобы оттуда передавали соответствующую музыку. Иногда получалось, что там запаздывали с музыкой, а когда ребята уже затягивали песню, вдруг невпопад раздавалась музыка. Только тогда, когда мы совсем отказались от такого аккомпанемента, дело пошло на лад. Кроме того, затейники были буквально прикованы к микрофону, а микрофон, как назло, был установлен на эстраде метров за 80 от места проведения костра. Поэтому затейнику для объявления того или иного конкурса приходилось бежать на эстраду, объявлять, говорить в микрофон, затем сломя голову бежать назад, этот конкурс проводить, а после этого снова нестись к эстраде и по микрофону объявлять о результатах проведенного конкурса и о победителях. В результате получались многочисленные казусы, которые в какой-то мере сбивали хорошее настроение, создавшееся у ребят. А самое главное, привлечение затейников со стороны к руководству сбором у костра невольно сказалось на самодеятельности самих пионеров. Мы поняли, что такие сборы нужно проводить только собственными силами, заранее выделять способных ребят, учить их быть организаторами игр, соревнований, поддерживать в них веру в свои собственные силы. Ведь пионеры, а особенно старшие пионеры прекрасно могут сами, без всякой помощи извне и петь, и плясать, и веселиться, и для этого совсем не нужны специальные затейники.

Но вернусь к нашему костру. Юным спортсменам тоже хотелось померяться силами — в быстроте, ловкости, выносливости. И они с восторгом начали саночные соревнования. Простое, казалось бы, соревнование, а какой интерес вызвало оно у ребят, как зажгло их! Каждый сводный отряд выделил команду в 10 человек, которые должны были защищать честь своей дружины. Каждая команда разбилась на пять пар. Один из этой пары сидит на санках, а другой тащит. Каждая пара должна добежать до определенного места, затем поменяться местами и бежать назад в своей команде. Там они передают свои санки следующей паре, которая совершает тот же путь и т. д., до тех пор, пока не пробегут все пары. Выигрывает та команда, члены которой раньше прибегут на свои места. Азарт охватил не только членов команд, но и всех зрителей, которые бурно «болели» за команду своей дружины. Они ободряли криками товарищей, громкими хлопками отмечали успех каждой пары. Эти соревнования снова подняли настроение у всех участников костра. Победителем вышла команда школы-интерната.

Но вот сбор подходит к концу. Хоть и не хочется, но пора расставаться. Сводные отряды выстраиваются лицом друг к другу на прощальную линейку. Из строя выходит председатель совета дружины школы-интерната Галя Монахова. «Сводному отряду 157 дружины, — громко говорит она, — наш пионерский…» «Привет! Привет! Привет!» — дружно восклицают пушкинцы.

«Сводному отряду школы-интерната наш пионерский Салют! Салют! Салют!» — не остаются в долгу ленинградцы.

Сводные отряды рядом друг с другом идут к автобусу, на котором должны возвращаться в г. Пушкин воспитанники интерната. Последние прощальные рукопожатия, и пушкинцы уже сидят в автобусе. Сквозь стекла автобуса машут друг другу руками, выкрикивают прощальные приветствия. Вдруг пионеры школы-интерната о чем-то быстро между собой сговариваются и Валя Потемкин шепотом произносит: «Три-четыре» И вот ленинградцы слышат: «До-сви-да-ни-я! При-ез-жай-те к нам!» «До-сви-да-ния!» — раздается в ответ, и автобус трогается с места.

В разные стороны разъехались друзья, увозя с собой еще более окрепшее чувство дружбы.

Этим же вечером, мы, вожатые, собрались, чтобы подвести итоги проведенного костра. Вот какие выводы мы сделали:

— пионерские сборы у костра вполне можно проводить зимой и непосредственно в условиях города;

— при хорошей организации таких сборов находящиеся вокруг посторонние люди не только не мешают, но и сами втягиваются и участвуют в проведении костра;

— при проведении костров нужно больше использовать подвижные, веселые формы соревнований, что увлекает ребят и поднимает настроение.

* * *

Что же дала ребятам и нам, их руководителям, дружба двух дружин?

Несомненно, что наша дружба оживила работу в обеих дружинах, внесла в нее яркие, романтические формы, чего так часто не хватает в пионерской работе: сборы-костры, пение старых и новых пионерских песен, веселые игры и соревнования на воздухе, факельные шествия и т. д.

Много дала и такая существенная сторона нашей дружбы, как обмен опытом работы между дружинами.

Вот в 157 школе по-новому организовано соревнование между пионерскими звеньями и отрядами, что помогает значительно улучшить всю работу дружины. Ребятам школы-интерната, побывавшим в 157 школе и ознакомившимся с этим соревнованием, очень понравилась эта форма работы, и по их предложению такое же соревнование стало проводиться и в школе-интернате. Работа в звеньях после этого значительно улучшилась: стало проводиться больше интересных и полезных дел, пионеры стали лучше учиться.

А вот еще примеры. В школе-интернате одно время действовали «пионерские курсы умельцев», где все пионеры дружины по звеньям овладевали различными навыками и умениями. Совет 157-й дружины тоже создал у себя пионерские курсы умельцев по образцу курсов школы-интерната. Пионеры-четвероклассники 157 школы организовали такую же игру «Путешествие к зарубежным друзьям», как их товарищи в пушкинской дружине.

Но не только обмен опытом, но и прямая товарищеская взаимопомощь укрепила нашу дружбу. Как были рады, например, наши пионеры, когда друзья из 157 школы помогли нам оформить пионерскую комнату, пополнить библиотеку, собрать бронзу на памятник В. И. Ленину!

Характерно, что дружба между двумя дружинами способствовала развитию дружбы между отрядами 157 школы и школы-интерната № 1 и даже между отдельными пионерами наших дружин. Так, стали большими друзьями член совета 157 дружины Женя Виноградова и член совета дружины школы-интерната № 1 Нина Бурехина.

Нам кажется очень важным, что в результате наших общих дел и сборов, участниками которых были ребята и других школ, исчезла та разобщенность, которая нередко существует даже между соседними дружинами, а пионеры «весомо и зримо» почувствовали себя членами одной пионерской организации.

Наша дружба помогает воспитывать уважение к пионерской символике и атрибутике. Приведу только один пример. На одном из наших общих сборов всем бросилось в глаза разное отношение к дружинным знаменам. Около знаменосца 157 дружины не было ассистентов, смена знаменосцев проходила не по правилам пионерского ритуала. Совсем по-другому относились к знамени пионеры школы-интерната. На следующий же день собрался пионерский актив 157 школы; произошел большой разговор о пионерском знамени, об уважении к нему. С той поры отношение к своему знамени у пионеров 157 школы совершенно изменилось.

Именно дружба наших дружин, тщательная подготовка к общим сборам, замечательный настрой во время самих сборов сыграли большую роль в том, что пионеры обеих школ значительно лучше стали знать историю пионерской организации. Спросишь раньше любого нашего пионера, каких он знает пионеров-героев, и в ответ услышишь только имена Павлика Морозова, Володи Дубинина, Лени Голикова. А сейчас ребята хорошо знают о жизни и подвигах Гриши Акопова, Гены Щукина, Коли Яковлева и многих других пионеров.

В заключение напомню такой весьма характерный факт. Если при разработке плана первого совместного сбора-костра ведущую роль играли вожатые, то план и вся остальная программа второго общего сбора (как и последующих) были почти целиком составлены самими ребятами. А сколько чудесной выдумки, сколько энергии проявляли они, готовясь к встречам!

Можно смело сказать, что живой интерес ребят к работе друг друга, стремление узнать от друзей и использовать всё интересное из их опыта и, в свою очередь, приготовить для них свой собственный «сюрприз», укрепление чувства любви и гордости за свою организацию, возрождение славных пионерских традиций — всё это хорошо помогает направлять и развивать инициативу и самодеятельность наших пионеров.

1957 год

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=