Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

КАЦНЕЛЬСОН Р. Г.

методист Дома пионеров Куйбышевского района г. Ленинграда

Пионерский и комсомольский актив — боевой штаб пионерской организации района

Бурно проходит расширенный сбор совета 32-й дружины: пионеры узнали о решении районного штаба. А в решении был такой пункт: «В дружине 32-й школы работа по подготовке к смотру звеньев ещё не развернулась».

Председатель совета дружины Наташа С. обращается к присутствующим:

— Неужели наша дружина, действительно, будет хуже других? Разве мы не можем добиться, чтобы работали все звенья?

Ребята по-настоящему взволнованы:

— Собрать всех звеньевых!

— Дать конкретные задания!

— Членам совета дружины проверить их работу!

— Установить переходящий вымпел «Лучшему звену»!

Через месяц на очередном сборе штаба Нина П., член районного штаба от 207-й дружины, проверяющая работу актива 32-й дружины, докладывает, что за это время положение в работе звеньев дружины 32-й школы изменилось.

В решении штаба появляется пункт — 32-я дружина на этот раз отмечалась как лучшая.

Что это — сказка о чудесном превращении плохого в хорошее? Нет, это тревожный сигнал о том, что актив дружины медлит в развертывании соревнования звеньев; в результате — мобилизация всех возможностей, чтобы защитить честь дружины. Откуда же идут такие сигналы? Кто поднимает пионеров района на выполнение интересных и полезных дел? Рассказ об этом нужно начать с более ранних событий.

Первый сводный

У импровизированного костра на ковре расположились все собравшиеся. Начали с традиционной пионерской ракеты, затем звучит задорно пионерская песня, все слушают восточную сказку.

Поют любимую «Картошку», и на ковре появляется чугунок с картошкой в мундире, все аппетитно со смехом её поедают. Что это — пионерский отряд?

Нет, здесь не видно ни одного пионера — все взрослые. Только сверкающие глаза, да задор, с каким они поют, подсказывают нам, что все присутствующие имеют самое непосредственное отношение к пионерам.

Это собрался первый сводный отряд «Ленинградский пионер». Отряд был организован при Дворце пионеров в 1946 году. Фамилии собравшихся вы можете найти в пионерских газетах первых послевоенных лет — это были лучшие председатели советов дружин, объединенные в городской актив. Они — инициаторы и участники живой выездной газеты «Ленинградский пионер». Впоследствии в это объединение вошли старшие пионеры и комсомольцы: фотографы, художники, карикатуристы, создалось 12 бригад, которые в летнее время выезжали в пионерские лагеря и проводили большую и полезную работу по обобщению опыта, организовывали встречи с активом, выпускали газеты по материалам жизни данного лагеря.

С тех пор прошло 10 лет, и вот они встретились, чтобы отметить славное десятилетие своего «отряда». Люди различных специальностей: инженеры, следователи, офицеры, геологи, научные работники и арктические исследователи, аспиранты и учителя — все они до сих пор объединены замечательной дружбой, которая родилась в годы совместной работы в сводном отряде. Инициаторы замечательных ребячьих дел, активные участники первых послевоенных пионерских слётов. О них можно сказать — это была группа замечательных активистов, хороших помощников и советчиков взрослых руководителей, будивших у своих товарищей-пионеров новые мысли, обобщавших и распространявших интересный опыт работы.

Сводный отряд оказал немалую услугу и самим членам отряда. Дружба, спаявшая ребят, жизнь в лагере актива, укрепившая эту дружбу, помогали им в трудные минуты. Будучи взрослыми, занятыми различными делами, они продолжают дружить и советоваться друг с другом. Традиционные встречи один раз в год — это большая радость для них: каждый «рапортует» о делах, проделанных за год и планах на будущее…

К сожалению, «первый сводный» остался единственным. После двух лет его работы наступило время, когда сами школьники — пионеры и комсомольцы — перестали привлекаться к организаторской деятельности в районе, в городе.

Вопросами планирования пионерской работы, подготовки к районным, городским праздникам, слётам, вопросами контроля, обобщением опыта и его распространения стали заниматься только взрослые руководители. Школьники, начиная от секретаря комитета комсомола и председателя совета дружины и до «рядового» пионера, постепенно привыкли к тому, что все указания им даются «сверху», что главное за них сделают взрослые, что районные организации проверяют не их, ребячью работу, а работу старших вожатых, директоров школ и классных руководителей.

Что же получалось? Определялось, например, первенство в соревновании по различным видам пионерской и комсомольской работы в районе, городе — и определялось зачастую неправильно, необъективно. И это не было случайностью: ведь невозможно осуществить всесторонний систематический контроль (а не молниеносные «обследования») силами только штатных работников без привлечения широкой сети помощников-активистов!

Усилия руководителей пионерской организации сделать её работу интересной, разнообразной, не советуясь с ребятами, оказывались нередко бесплодными. И это тоже не было случайностью: только сами комсомольцы и пионеры при направляющей роли взрослых могут определить, что именно больше всего интересует школьников разного возраста. Но мало было критиковать создававшееся положение, нужно было что-то делать, нужно было возрождать традиции «первого сводного». И вот в 1954 году у нас в Куйбышевском районе появился

Совет отрядных вожатых

Необходимость такого органа была подсказана жизнью. В районе работало свыше 250 отрядных вожатых-школьников. Их работой руководили, как обычно, старшие вожатые; за их обучение отвечал Дом пионеров — эпизодически для отрядных вожатых проводились вечера, их организовывали опять-таки взрослые.

Мы пришли к выводу, что специфика деятельности отрядных вожатых — целой армии вожаков и воспитателей пионеров — требует иных форм работы с ними.

Для того чтобы по-настоящему воспитывать вожатых, учить их и развивать инициативу, нужно было сплотить их в единый коллектив, который по нашему мнению, должен возглавляться советом, избранным самими же комсомольцами.

В октябре мы собрали всех отрядных вожатых района, рассказали о перспективах их работы на учебный год и предложили избрать свой орган — Совет отрядных вожатых. «Вот это здорово, наш совет!» — послышались возгласы. Предложения о создании в районе такого органа вызвало оживление и бурное одобрение всех присутствующих. И ведь они ещё не знали о том, чем будет заниматься этот совет, удовлетворит ли он их в работе! Первая реакция на наше предложение показала нам, что мы идем по правильному пути.

Да, комсомольцам — руководителям пионерских отрядов нужна самоорганизация. Решили вместе с отрядными вожатыми, что в Совет войдут представители от коллективов отрядных вожатых всех школ. Посоветовались, чем должен заниматься Совет. Кое-что предложили мы, ряд предложений поступил от ребят. Их предложения объяснялись, главным образом, тягой к сплочению отрядных вожатых, к дружному интересному отдыху, и проведению совместных вечеров, встреч со знатными людьми, обсуждению новых фильмов и т. п. Нам, разумеется, не хотелось лишь к этому сводить деятельность Совета и об этом мы прямо сказали членам Совета на первом же его сборе.

По нашему мнению, совет, объединяющий представителей отрядных вожатых от каждой школы, должен был осуществлять руководство работой отрядных вожатых, ведать вопросами обучения, обмена опытом, поощрения лучших и организовывать культурно-массовую работу среди отрядных вожатых.

Женя В. из 222-й школы тут же предложил освещать работу отрядных вожатых в специальной газете, которую совет должен регулярно выпускать. Саша Т. (206-я школа) — организовать уголок отрядных вожатых, где будет освещаться опыт лучших отрядных вожатых и т. п.

План работы Совета изменялся и дополнялся на протяжении последующих сборов совета. Не было, пожалуй, ни одного сбора, на котором бы не появилось новой мысли, добавления к нашему плану.

Учиться работе с пионерами, обмениваться опытом

Вожатые отрядов каждой параллели классов стали регулярно собираться для практических занятий. Вскоре выяснилось, что вожатых больше всего затрудняла в работе беспомощность их в методике подготовки и проведения сборов. Тогда-то и была подхвачена идея Нины М. из 219-й школы — организовать семинары-занятия для небольших групп вожатых, где они совместно составляли бы план подготовки и проведения предстоящих звеньевых и отрядных сборов.

Вожатые собирались небольшими группами, называли темы сборов, к которым готовятся их пионеры, и рассказывали, как актив отряда предполагает организовать сбор. Все участники семинара-практикума записывали это, выступали, высказывали свои соображения, как они раскрыли бы избранную тему. Разгорался спор, появлялось много неожиданных интересных мыслей и предложений.

На таких семинарах были совместно разработаны сборы-встречи с полярниками, сборы о дружбе, сборы-путешествия, сборы о песне и т. п. Вожатые полюбили такую форму семинара, каждый из них обогатился опытом товарищей, и они постепенно стали овладевать методикой. Мы были довольны, но через некоторое время нам пришлось столкнуться и с оборотной стороной медали. Дело в том, что некоторые вожатые предлагали активу отряда, пионерам готовые мысли, схемы разработанных ими сборов. Они шли по линии наименьшего сопротивления: легче дать готовое, чем привлечь к этому самих пионеров.

Значит, развивая инициативу отрядных вожатых, мы забывали об инициативе пионеров. На ближайшем же семинаре пришлось объяснять вожатым создавшееся положение, договориться о том, как при подготовке к сбору развивать инициативу самих ребят. Вожатые сами предложили проводить с пионерским активом примерно такую же работу по выявлению интересов ребят, их предложений, как это делал районный Совет по отношению к отрядным вожатым.

Обмен опытом в работе отрядных вожатых проходил не только в виде семинаров. Было организовано взаимное посещение вожатыми сборов советов отряда, сборов звеньев и отрядов и затем обсуждение. Вскоре рамки района оказались узкими для Совета, ребятам захотелось узнать о работе отрядных вожатых других городов. Председатель Совета Ира К., комсомолка 209-й школы, предложила организовать заочный обмен опытом с отрядными вожатыми других городов и республик.

Воспользовавшись тем, что в городе проходило всесоюзное совещание директоров дворцов и домов пионеров, наш совет явился на это совещание и вручил гостям письма для передачи их коллективам отрядных вожатых всех республик. На большинство писем наши вожатые получили ответы. Завязалась дружеская переписка — заочный обмен опытом в работе отрядных вожатых. Жаль только, что в дальнейшем мы не проследили, чтобы эта замечательная идея практически продолжала осуществляться повседневно, а не ограничилась бы 2-4 письмами с каждой стороны.

Ещё на первом сборе было принято предложение Жени В. о выпуске стенной газеты «Отрядный вожатый». Члены Совета решили выпускать её поочередно коллективами различных школ. Составили график выхода номеров. Каждый номер отражал жизнь и работу коллектива отрядных вожатых данной школы. Хотя официально не было объявлено соревнования или конкурса на лучшую газету, но по существу коллективы отрядных вожатых соревновались в том, чтобы их газеты по содержанию и оформлению были лучшими. Несколько дней газета висела в школе, а затем передавалась в район, с ней знакомились, приходя на семинары и вечера отрядные вожатые района. Нужно сказать, что в организации выпуска газеты отрядные вожатые обнаружили полнейшую беспомощность, а ведь практически именно они должны научить пионеров выпускать стенную газету. Идея Жени В. (хотя он, как и другие, не понимал этого первоначально) дала возможность отрядным вожатым приобретать необходимые практические навыки в работе со стенной печатью. Этому тоже надо учиться.

Немало полезных навыков приобрели отрядные вожатые и при организации совместных вечеров и встреч. Когда проводили первый вечер отдыха, мы, руководители, не смогли отказаться от опеки: сами пригласили лектора, сами организовали игры, смотры, конкурсы. Хотя на вечере и было весело, но он всё-таки не понравился отрядным вожатым, особенно Совету.

На очередном сборе Совета договорились, что все вечера будет готовить Совет, точнее говоря, подготовка поочередно будет поручаться коллективу отрядных вожатых различных школ. Первым самостоятельно подготовленным ребятами вечером был вечер дружбы. На сборе Совета ответственные за вечер — отрядные вожатые 206-й школы — доложили о программе, дали задания через членов Совета всем коллективам отрядных вожатых.

Вечер начинался с коротких рассказов, выступлений отрядных вожатых об интересных делах в отрядах, дальше был организован радиорепортаж «О делах отрядных и о наших вожатых». Не забыли организовать приветствие пионеров, в гостях были представители из зарубежных стран, которые рассказали, как они руководили отрядами в своей стране. Зачитали последние письма, полученные от вожатых других республик. Большой концерт, данный силами отрядных вожатых, проходил как конкурс на лучшие номера художественной самодеятельности. Хорошо проявили себя вожатые и как организаторы массовой части: затеяли много аттракционов, весёлых конкурсов, игр.

Первая самостоятельная организация вечера принесла комсомольцам большое удовлетворение, хотя в его проведении далеко не всё было совершенно. «Зато всё сами сделали», — говорили ребята, когда анализировали прошедший вечер.

Особенно большую популярность получил новогодний карнавал. Правда, совсем не легко было его организовать. Совет поручил подготовку карнавала коллективу вожатых 221-й школы. Те не справились. Тогда срочно привлекли коллективы 212-й и 217-й школ. Вместе с комсомольским активом писали сценарий. Получился настоящий, с хорошей выдумкой и затеями, карнавал, ещё больше сплотивший Совет и коллективы отрядных вожатых.

Всё интересное и полезное, что вожатые могли извлечь из этих вечеров, они несли в свои школы и отряды. И это было, пожалуй, самым важным.

Очень интересные карнавалы были организованы в 212-й, 206-й, 209-й и 215-й школах. Интереснее и разнообразнее стали проводить в отрядах многих дружин пионерские новогодние праздники.

По предложению вожатых Совет организовывал интересные встречи. Особенно запомнилась комсомольцам встреча с Героем Советского Союза полярником Сомовым. После этой встречи мы почувствовали, как возрос интерес к жизни полярников в пионерских отрядах, вожатые которых беседовали с тов. Сомовым. Переписка и живая связь с участниками экспедиций приняли широкие размеры. Интересный сбор на квартире полярника Трешникова организовали пионеры-семиклассники 210-й школы по инициативе своего отрядного вожатого.

Организуя для отрядных вожатых интересные вечера, встречи, обсуждения, Совет помогал им расширять кругозор и разнообразить работу в отряде.

У друзей в Рощинском районе

Приближались зимние каникулы. На одном из сборов Совета было решено выехать на один-два дня в подшефный Рощинский район и рассказать там о нашем опыте работы с отрядными вожатыми. С радостью согласились на это предложение все члены Совета. Через неделю они нам сообщили, что многие коллективы отрядных вожатых настойчиво просят организовать выезд в Рощино для всех отрядных вожатых.

Так появилась идея организации зимних звездных агитпоходов в подшефные сельские школы — позднее это стало традицией. Предварительные сведения говорили об огромном желании вожатых участвовать в этом новом, интересном и полезном деле. Но наш пыл был охлажден родителями, которые должны были дать письменные разрешения участникам похода. Много ребят осталось в городе: родители побоялись отпустить в зимнее время на три дня с незнакомым коллективом и руководителями своих детей. Однако от хорошей мысли отказываться не хотелось. Члены Совета предложили присоединиться к нашим коллективам комсомольскому и пионерскому активам.

Совет так определил основную цель похода: укрепить дружбу с сельскими школами. В Рощино у нас много подшефных школ, над каждой из них шефствует определенная школа нашего района. Коллектив отрядных вожатых данной школы и должен был выехать в свою подшефную школу для завязывания личной связи с подшефниками. Создавались команды разного состава, от восьми до двадцати человек, выбирался командир (в большинстве случаев это был член Совета вожатых), распределяли обязанности. В каждой команде были: завхоз, массовик, редактор, художник, фотограф, беседчик.

Каждая команда должна была отвезти подшефникам подарки, организовать дружеские встречи с сельскими ребятами, провести совместный семинар с активом школ и отрядными вожатыми, рассказать об интересном опыте работы, организовать концерты для населения, провести соревнования по лыжам, спортиграм, выпустить совместно с их редколлегией походную газету «Отрядный вожатый». На третий день все команды должны были собраться в Рощино и провести заключительный костёр дружбы в Корабельной роще.

До выезда провели инструктаж для ответственных за каждый участок. Все стенные газеты (заголовки были подготовлены в городе) должны были отразить подготовку и участие в походе, жизнь ребят в подшефных школах. Хотя с каждой командой ехал старший пионервожатый или физрук, всё делали сами ребята. Всё, что наметили, выполнили, за исключением заключительного костра. Низкая температура на третий день (26 градусов мороза) не позволила собрать ребят.

Не всё удалось так, как хотелось, не все школы хорошо подготовились к встрече, но цели похода были достигнуты: хорошая настоящая дружба завязалась между школами Куйбышевского и Рощинского районов, ещё больше сплотился коллектив отрядных вожатых, комсомольцы обогатились опытом организации походов в зимних условиях. Это незамедлительно сказалось в работе с пионерами. Отряды 212-й и 210-й дружин и советы этих дружин организовали дружеские встречи с подшефниками, для встреч с друзьями выезжали пионеры 211-й, 217-й и других дружин нашего района.


Уже не первый, а четвертый год работает у нас районный Совет отрядных вожатых. Изменился его состав — теперь по предложению школьных комсомольских организаций в Совет входят не только лучшие отрядные вожатые, но и члены комитета ВЛКСМ по работе с пионерами; появились новые формы работы, например, Совет стал выезжать в школы и обсуждать дела вместе с комитетом ВЛКСМ. Однако первый год жизни Совета никогда не будет нами забыт. И не только потому, что тогда были заложены главные его традиции. Ведь именно этот год побудил нас пойти ещё дальше в работе с активом, ещё смелее привлечь школьников в организаторской работе в районе.

Да и сама жизнь подталкивала нас: начиналась подготовка к районному и городскому слёту пионеров-умельцев. Нельзя было обойтись без систематического контроля за ходом работы в каждой дружине, без быстрого распространения хорошего опыта, а значит — нельзя было обойтись без самих пионеров и комсомольцев.

И вот однажды в Доме пионеров собрались все председатели советов дружин, несколько отрядных вожатых и членов школьных комитетов комсомола по работе с пионерами. Вместе с ребятами собрались и несколько взрослых: трое старших вожатых, секретарь райкома комсомола, заведующий отделом школ и методист Дома пионеров. Когда мы обратились к собравшимся с вопросом, как назовем наше объединение, ребята, не задумываясь, ответили: «Штаб»!

— Почему штаб, а не совет?

«Штаб действует», — так сами ребята определили роль вновь созданного органа.

Районный пионерский штаб делает первые шаги

На первом сборе штаба всех присутствующих ознакомили с Положением о районном слёте умельцев. Нам хотелось обсудить это Положение, но… обсуждение не получилось.

Юра К., председатель совета 207-й дружины, правильно заметил, что сразу им решать трудно. Следовало бы дать проект положения в школы, там обсудить с активом, а потом уже всем членам штаба на очередном сборе высказать свои суждения. Так и не пришлось на первом сборе утвердить Положение. Это был хороший урок взрослым, привыкшим «спускать директивы» пионерам.

Да, перед обсуждением любого вопроса нужно заранее предложить участникам подумать, посоветоваться с широким активом дружины! А ведь чего греха таить, все мы нередко повторяем эту ошибку — вот почему частенько на сборе Совета дружины, на заседании комитета комсомола молчит наш актив. Трудно говорить, предлагать что-либо, если не выносишь мысль, не продумаешь заранее. А мы делаем вывод, что ребята «мало инициативны»…

Через две недели сбор штаба проходил значительно активнее. Ребята внесли много конкретных предложений и поправок к Положению. Ира М. из 218-й школы и Ира Ж. из 212-й предложили не регламентировать группы умельцев по количеству участников, ибо не у всех школ одинаковые возможности. Волновалась Наташа Х. из 216-й школы. У них в дружине около 700 пионеров, как же охватить всех занятиями в кружках и группах умельцев? Выполнимо ли для них основное условие Положения: «Каждый пионер должен быть умельцем»? Серьёзное опасение высказал и член штаба от 206-й школы: где взять такое большое количество комсомольцев-инструкторов для организации любительских групп?

Когда все сомнения были разрешены коллективными усилиями, штаб окончательно доработал и утвердил план проведения необычного пионерского слёта — трудового соревнования 1200 умельцев, объединённых в 50 групп по 38 различным специальностям.

Вопрос о том, кто и как будет контролировать работу дружин, вызвал споры. Решили раскрепить членов штаба по различным дружинам для ознакомления с работой, систематического контроля за работой умельцев.

Вместе составляли задания для очередной проверки, определяли главное направление в работе дружин.

Члены штаба бывали на сборах советов дружин, на занятиях групп умельцев, беседовали с пионерами и комсомольцами. Первые посещения были не очень удачны, чувствовали себя ребята неуверенно, действовали несмело, стеснялись непривычной роли руководителей. Большинство из них овладело опытом организаторской работы только постепенно и с большим трудом. Правда, у некоторых ребят это сразу стало получаться, их не затруднила подобная работа. Таких членов штаба было немного, но они задавали тон и были нашей опорой. Были, увы, и такие, у кого вовсе ничего не получилось. Мы убедились вскоре, что для участия в работе районного штаба необходим опыт организаторской работы хотя бы в масштабе дружины, поэтому в штаб стали входить пионеры и комсомольцы, как правило, из 7-9 классов. Членами штаба являются у нас и учащиеся 5-6 классов, хотя их становится немного, но, это, говоря откровенно, самые инициативные «штабисты».

На очередном сборе штаба (штаб собирался 2 раза в месяц) всегда заслушивались короткие информации о ходе подготовки к слету умельцев в той дружине, которую они проверяли. Присутствующие здесь же представители дружины могли поправить, дополнить и дать нужную справку.

Конечно, не каждое сообщение было сначала объективным. Члены штаба стеснялись резко выступать, вскрывать недостатки: боялись обидеть заинтересованных лиц — представители дружины, лишь постепенно привыкали к тому, что нужно говорить честно и прямо обо всём.

Чтобы чувствовать себя уверенно, некоторые члены штаба стали посещать другие дружины, привлекая членов совета своей дружины (это была ценная инициатива, но мы не догадались сразу ввести эту находку в систему). Но даже несмотря на то, что первое время не всё получалось хорошо, работники райкома комсомола и Дома пионеров вынуждены были признать, что выступления ребят — членов штаба, их оценка работы дружин были в целом значительно объективнее, чем подобного рода сообщения взрослых в предыдущие годы.

Однажды мы решились на такой «острый эксперимент». Пригласили на сбор штаба старших пионервожатых — послушайте, мол, что о ваших дружинах говорят сами ребята. Члены штаба вели себя как обычно, только держались чуть напряженно: много взрослых, да притом лиц заинтересованных. Но, преодолев смущение, они заговорили откровенно, указывая и на положительное, и на отрицательное в работе дружин. Старшие пионервожатые не выдержали и стали вступать в пререкания с членами штаба. Нам, руководителям, пришлось прервать обсуждение. Мы почувствовали, что члены штаба были кровно обижены. После сбора штаба ребята обратились к нам, просили дать им возможность выступать перед ребятами, работу которых они проверяют, а не перед взрослыми. Член штаба от 210-й школы Юра Т. заметил: «Мы не думали, что старшие пионервожатые могут быть такими невыдержанными, ведь они отстаивали в своих выступлениях не справедливость, а только свою дружину».

Разумеется, этот случай явился поводом для серьёзного разговора со старшими вожатыми об этике, выдержке и умении руководить ребятами — нашими активистами. В результате, уважение к ребячьему органу возросло. Пионерским руководителям стало небезразлично, кто и когда придёт в дружину, что скажут в штабе и кого послать туда представителем.

Да, объективность оценок — чуть ли не первое условие для создания и сохранения авторитета районного актива среди пионеров и вожатых! Это чувствовали и сами ребята. Недаром вошедшие на следующий год в штаб пионеры, прежде всего, спросили «ветеранов»: «Как лучше проверять дружину, чтобы решения наши были справедливыми?» Им хорошо ответил Леня Г., вторично ставший представителем 208-й дружины в районном штабе: «Для этого мало поговорить со старшей вожатой и председателем совета дружины. Нужно самому знакомиться с работой, бывать на сборах, в отрядах, в звеньях. Не словам нужно верить, а делам».

Новички восприняли этот вывод как незыблемый закон: ведь за словами Лёни стоял годовой опыт целого коллектива.

Школа актива

Нигде так глубоко и широко не отмечались недостатки в работе актива, как на сборах штаба. Каждый из членов штаба обогащался опытом других дружин. «Не варимся теперь в собственном соку! — сказала однажды старшая вожатая 210-й школы. — Не успеет Ира (председатель совета дружины) переступить порог школы, как уже сообщает: «А наша дружина на этот раз выглядела на сборе штаба вот так…, а в 211-й дружине есть мастерская по пошиву фестивальных костюмов, вот бы нам такую!»

В большинстве дружин стало традицией: на очередном сборе совета дружины заслушивать члена штаба.

Штаб не ограничивался сборами-заседаниями. Всем штабом выезжали мы на сборы дружин. Анализировали, критиковали и учились организаторской работе. Так мы провели выездной сбор штаба в 222-ю школу на дружинный сбор — трудовое соревнование умельцев.

При анализе сбора актив наш смело и правильно выступал, критикуя недостаточную организованность на линейке в первый день сбора, и отметил интересный замысел и хорошее его воплощение на сборе во второй день. Всем понравилась идея: провести заключительную часть двухдневного сбора в Доме культуры трудовых резервов, понравилась дружба пионеров с учащимися ремесленных училищ. Районные активисты вынуждены были признаться, что даже у них до сбора было неправильное представление об учащихся ремесленных училищ. Сбор помог пионерам увидеть лучших учеников-производственников, их богатую художественную самодеятельность и многообразную интересную жизнь этих ребят.

Работая с районным активом, мы увидели, что у многих вожаков наших дружин слабо воспитано такое качество, как чувство ответственности за порученное дело. В начале года кое-кто из членов штаба позволял себе не выполнить или недобросовестно выполнить поручение штаба. Нам пришлось пустить в ход товарищеское осуждение.

В решениях штаба появились такие пункты: «Штаб снял информации о 211-й, 220-й школах из-за неподготовленности членов штаба 210-й, 221-й школ. Членам штаба 210-й и 221-й школ предлагается серьёзней знакомиться с работой в школах и готовиться к выступлениям на сборе штаба».

Такие записи в решениях не могли не оказать серьёзного воздействия на нерадивых ребят.

Были и крайние меры — штабисты отстранили от работы в штабе председателей советов двух дружин.

Штаб требовал, чтобы комитет ВЛКСМ и советы дружин проверяли работу выделенных пионеров и комсомольцев. Были сигналы и о том, что некоторые члены штаба стали хуже работать в дружинах. На очередном сборе штаба ставился о них вопрос, и коллективного порицания иногда оказывалось достаточно, чтобы изменить положение. Правда, не всегда. Дело в том, что не все ребята могли справиться с дополнительной нагрузкой, которую представляла для них работа в штабе. С этим надо было считаться. Поэтому на следующий год мы предложили советам дружин и комитетам комсомола выделить в штаб не обязательно председателя совета, а любого инициативного члена дружинного или комсомольского актива. В новый состав штаба вошли 7 председателей советов дружин, 8 членов советов, 4 члена комитета ВЛКСМ по пионерской работе, один председатель совета отряда и 2 отрядных вожатых.

Наши усилия не пропали даром. Это показал городской слёт умельцев. Члены районного пионерского штаба (первого созыва), вошедшие в состав делегации нашего района на этом слёте, явились тем ядром, вокруг которого объединились остальные делегаты. Наши ребята стали победителями на городском слёте, вместе с делегациями Ждановского и Кировского районов.

Члены штаба заметно выросли как организаторы. Часть из них на следующий год продолжала работать в штабе, а другие — члены комитетов ВЛКСМ по пионерской работе — вошли в состав районного совета отрядных вожатых.

Организаторы первого районного фестиваля

Второй год работы штаба прошёл под знаком подготовки к 40-летию Великого Октября. Первый этап подготовки должен был закончиться районным фестивалем. В разных дружинах стало появляться много разных интересных находок. И тут-то с новой силой обнаружился смысл работы районного штаба! Подмечать и быстро передавать во все дружины всё полезное, всё интересное, но так, чтобы этот опыт перенимался не механически, а творчески, с собственной выдумкой и инициативой.

Вот в 210-й школе совет дружины организовал соревнование в виде путешествия «От фестиваля к фестивалю». Через две недели эту форму переняли уже семь дружин, но каждая внесла свои новые мысли в организацию и показ хода «путешествия».

Услышали ребята на сборе штаба о том, как лучше вести учёт работы звеньев — через месяц в жизни двенадцати дружин прочно вошли стенды «Вести из звеньев», «Неделя звена» и т. п. Появились дежурные звенья в 210-й школе, через две недели они действовали уже в восьми дружинах. Вот в 221-й дружине была организована бригада оформителей. Узнав через штаб об этом опыте, ребята 476-й школы создают пионерский художественный совет, а в 208-й дружине возникает оформительский комбинат.

Близилось к концу первое полугодие. Нужно было провести районный смотр работы звеньев по подготовке к фестивалю. Перед штабом встала очень серьёзная задача. Из двадцати двух дружин района нужно было выбрать действительно лучшие, определить места, а для этого было мало заслушать мнения отдельных членов штаба, следовало коллективно посмотреть, сравнить работу различных дружин. Сделать это было трудно: за две недели предстояло ознакомиться поочередно с работой звеньев во всех дружинах. Разбились на бригады по 3-5 человек, предложили и старшим пионервожатым принять участие в смотре, распределили между бригадами дружины.

Расширенные сборы звеньевых, всего пионерского актива звеньев совместно с бригадой штаба дали более ясное представление о том, как дружина и звенья готовятся к фестивалю, кто может претендовать на первое место. Мы организовали и наглядный смотр достижений в виде «эстафеты искусств» сначала в дружинах, а затем между дружинами. Члены штаба входили в районное жюри эстафеты.

Наступил день, когда на сборе штаба решался вопрос, как лучше провести районный фестиваль.

Небольшой опыт у актива уже накопился, ведь в большинстве дружин прошли заключительные фестивали. Многое придумали члены штаба, используя опыт дружинных фестивалей. Но особенно понравились всем предложения о фестивальном шествии — по опыту 476-й дружины, о дружеских встречах звеньев (по параллелям) и «защите» фестивальных костюмов — по примеру пионеров 207-й школы. Так был коллективно составлен сценарий районного фестиваля звеньев-победителей.

Сами придумали — сами и организуем! 1200 пионеров — 120 звеньев были участниками фестиваля. Кто же руководил ими? Члены районного пионерского штаба — вместе с советом отрядных вожатых и комсомольским штабом. Вот члены штаба ведут фестивальное шествие, вот они оценивают выступления победителей районной эстафеты искусств, вот они проводят дружеские встречи звеньев. А сколько интересного было во время этих встреч! Здесь и рапорт-рассказ с иллюстрациями о дружбе звена с ребятами союзной республики или страны народной демократии, и обмен письмами, и художественные выступления пионеров и гостей.

Всё шло от ребят, направлялось взрослыми, выполнялось ребятами — в этом были причины успеха фестиваля.

«Что это за праздник сегодня?»

Чем больший организаторский опыт накапливался у членов штаба, тем активнее они становились, тем более зрелые предложения вносили.

…После фестиваля соревнование звеньев отрядов и дружин продолжалось. Каждые две недели появлялось новое решение штаба, в котором отражался ход этого соревнования, указывались недостатки в работе некоторых советов дружин, поощрялись наиболее интересные формы работы.

Недаром в песенке о своем штаба наши ребята пели:

Штаб по дружинам рейды проводит,
На сборах совета дружины бывает,
На активы и праздники в школы ходит,
Всё слышит, видит и замечает.

Приближалась замечательная годовщина — 35-летие пионерской организации имени Ленина. Как отметить эту годовщину? На очередной встрече штаба, которая состоялась после специальных сборов актива в школах, посыпались предложения ребят:

— Проводить районный праздник в саду или в парке!

— Организовать выезд на пароходе!

— Парад, нужен торжественный большой парад, пусть все взрослые узнают о нашем празднике! — предложил Лёня Ш.

— А в чём же будут дружины соревноваться? — спросила Нина С.

— В оформлении колонны! А потом, ведь у нас объявлено соревнование между дружинами по строевой подготовке, вот мы здесь и проведём смотр, — подсказала Галя Ш.

— Пригласим старейших членов пионерских организаций, вожатых!

— Здесь же на митинге и подведем итоги второму этапу подготовки к 40-летию Октября.

Весть о пионерском параде быстро облетела все дружины и внесла большое оживление в работу пионеров. Штаб привлек учителей физкультуры, военруков. Они помогли ребятам составить план построения. Всё было готово, беспокоила нас только капризная ленинградская погода.

19 мая. Солнечное, по-летнему яркое утро. Звуки горнов, дробь барабанов, оркестры и песни всколыхнули Невский — центральную магистраль города.

Ровно в 9 часов утра одновременно с двух сторон — от Московского вокзала и Адмиралтейства — двигались к площади Островского трёхтысячные колонны пионеров.

В выходной день жителям города не удалось подольше поспать, но они не рассердились. Всем было радостно видеть эту демонстрацию юности. Невольно вспоминались первые годы жизни пионерской организации.

«Что это за праздник сегодня?» — спрашивали прохожие. Ребята с гордостью отвечали: «День рождения нашей пионерской организации».

Огромные транспаранты «35 лет», плакаты и лозунги, пионерские значки, макеты — все говорило о большом празднике пионерии нашей страны.

Здесь мы ещё раз убедились в действенности соревнования. Сколько выдумки было проявлено ребятами в украшении колонн! У трибуны на площади Островского члены штаба встречали шествие. Вместе со взрослыми они решали, какая дружина лучше оформила колонну, у кого лучший строй.

Здесь же на шеститысячном ребячьем митинге зачитывается решение районного штаба по итогам соревнования. 476-й дружине имени Аркадия Гайдара торжественно вручается переходящее знамя района. Награждаются лучшие звенья, отряды — их много. Но особенно отрадно, что штаб помог подняться отстающим дружинам. Радостно было объявлять о дружинах 206-й, 208-й, 214-й, 219-й школ как о лучших, ведь на протяжении многих лет они не выходили первыми, и стимул к победе постепенно пропадал. Теперь другое дело — можно и впредь уверенно бороться за первенство!

На торжественном митинге выступает член штаба Наташа Х., её сообщение встречают с огромным энтузиазмом. Ещё бы, ведь она сообщает о необычном, волнующем решении штаба: «Отправить делегацию пионеров и школьников в далекий Казахстан, в подшефный целинный Ленинградский район Кокчетавской области».

Выходят члены делегации — представители от школ. Они отвезут подарки, сделанные и собранные пионерами нашего района совершат путешествие по новым зерносовхозам, организуют обмен опытом пионерской работы, оформят в райкоме комсомола уголок интересных пионерских дел и завяжут настоящую дружбу со школьниками-новосёлами.

Районный праздник закончился парадом-смотром строевой подготовки пионеров. Сразу после знаменной колонны шли юные суворовцы, пример которых подтягивал самых разболтанных. После парада делегации дружин разошлись по кинотеатрам, где встретились с работниками фестиваля кинофильмов о пионерах. Члены же штаба, закончив напряженную работу, отправились кататься на катерах по Неве. Вечером они собрались на городской праздник актива во Дворце Пионеров.

Месяц у новосёлов

Еле дождались ребята этой поездки! Четыре дня работали члены штаба, принимая десятки тысяч подарков новосёлам от всех дружин района. Чего только не приносили пионеры: книги и учебники, учебные пособия и карты, альбомы по истории Ленинграда, дневники и рапорты о пионерских делах, фотографии и описания сборов, фестивалей, праздников, образцы ребячьих работ, сувениры и самоделки, игры и игрушки — всего не перечесть!

Составили делегацию, наметили план поездки, распределили обязанности. Командир — председатель совета дружины 208-й школы комсомолец Леня Шнейко. Самую трудную работу начфина и завхоза поручили Миле Крамаренко, лучшей отрядной вожатой 207-й школы. Были выбраны также повар и санитар, массовик, физорг и фотограф, редактор и художник.

Каждый готовился по своей части. Распределили темы для выступлений: о городе, о пионерских традициях, о сборах, районных слётах и праздниках, о работе звеньев и актива. Готовили и самодеятельность.

Восемь тысяч километров по железной дороге, тысячу с лишним на машинах проделали мы, пронося эстафету дружбы из Ленинграда в Казахстан.

Всюду нас встречали как самых желанных гостей. И все ребята понимали, что встречают их так потому, что они представители города-героя.

То, что мы увидели в Ленинградском районном центре, превзошло все наши ожидания. Нам было известно, что райцентр тринадцати зерносовхозов начал отстраиваться в мае 1956 года. Мы предполагали увидеть несколько домов, палатки… Перед нами же был большой посёлок с прямыми улицами, аккуратно сложенными домами — их более 150. Электричество, приёмники, паровое отопление. Мы проходим по посёлку: школа и детсад, больница, баня, почта, магазины и столовая, большая автобаза — одним словам, всё необходимое для нормальной жизни. До чего же мы плохо себе представляли жизнь на целине! Там всё изменяется настолько быстро, что наши представления о ней отстают.

Нам было неловко и за то, что мы набрали с собой продуктов, некуда было их девать: здесь всё есть. Неудобно, что не взяли лишних нарядных костюмов: здесь ходить в туристской форме — значит проявлять неуважение к жителям.

Вскоре состоялась первая встреча с местными школьниками. Быстро перезнакомились. Ребята рассказывали по фотографиям о нашем городе. Затем обменивались опытом пионерских дел.

Выявить способности, таланты местных ребят, их умение быть организаторами помогла подготовленная нашей делегацией игра-соревнование «Наши таланты» по станциям. Эта форма игры очень распространена в нашем городе, а там это новинка, которая увлекла всех детей. Всего было семь станций: «Звени, пионерская песня!», «Фестивальный шире круг» (пляски и вопросы о фестивале), «Отгадай-ка!», «Ловкие и смелые», «Прояви сноровку», «Расскажи-ка!», «Юный корреспондент».

Если вначале ребята несколько стеснялись выступать, то соревнование команд сделало своё дело. Особенно интересны и нужны были нам две последние станции. Здесь мы немножко схитрили: нам хотелось, как можно больше собрать материалов о жизни наших друзей-школьников, трудно было их выслушать, когда они были все вместе. На станции «Расскажи-ка!» они должны были сообщить о самых интересных делах, об отдельных пионерах, а мы записывали и накопили интереснейший материал о жизни этих ребят.

Трудно было организовать выпуск газет за несколько часов — этому помогла станция «Юный корреспондент». Пионеры вместе составляли заметки, каждая команда в течение 10 минут — получалось интересно, складно и просто.

Побывали мы и у ребятишек в яслях и детском садике. Сколько радости там было! Мы поиграли с ними, попели, они перед нами выступали, а потом каждый выбрал полюбившуюся игрушку. В этот момент мы вспоминали малышей 1-3 классов наших школ, которые с радостью отдали свои любимые игрушки (самые красивые) своим маленьким друзьям из Казахстана.

Как ни жаль было расставаться с детьми райцентра, нужно было двигаться дальше: ждали новые встречи.

Пять дней провели мы у пионеров в лагере «Боровое» — там временно отсутствовала старшая вожатая, не было специалистов по пионерской работе. Мы рассказали им о лучших традициях наших лагерей.

Провели мы и семинар с воспитателями и другими работниками лагеря, составили с ними план работы, рассказали о том, как провести праздники, костры и игры.

Отъезжаем к новосёлам в Бастандыкский совхоз. И здесь нас уже ждут. Ведем записи по истории совхоза, проводим беседы, игры. На следующий день наши ребята на сенокосе вместе со школьниками совхоза попробовали поработать на сельхозмашинах. Приехали в совхоз из бригады чёрные от пыли и солнца, но гордые тем, что и там немного помогли. Работали и на пришкольном участке.

Провели семинар для учителей, вожатых и актива, помогли составить перспективный план на новый учебный год.

Кокчетав, Петропавловск, совхоз Алабатинский — крупнейший в районе… Всюду мы приобрели настоящих друзей. На прощание и в память о первой встрече оформили в райкоме комсомола уголок интересных пионерских дел. Секретарь райкома Тамара Петровна Попова сказала нам: «Этим уголком вы положили начало методическому кабинету будущего нашего Дома пионеров…»

Вернувшись в Ленинград, члены штаба — участники поездки выступали с рассказами-отчетами в городских лагерях, во всех дружинах своего района и перед пионерами других районов, на комсомольских собраниях в школах и на предприятиях у шефов.

Навстречу годовщине Октября

В пионерском кабинете Дома пионеров людно и шумно. Горячо спорят, переговариваются ребята, вместе группами рассматривают разложенные на большом столе альбомы-летописи, составленные пионерами различных дружин.

Ровно в четыре часа Алла С., заместитель начальника штаба, ученица 215-й школы, предлагает начать сбор штаба.

На некоторое время водворяется тишина, хотя чувствуется, что все присутствующие возбуждены.

«Сегодня, ребята, нам нужно подвести итоги нашего рейда по пионерским комнатам, определить лучших. Как вы знаете, — продолжала Алла, — все члены штаба были разбиты на три бригады. Каждая бригада побывала во многих дружинах, поэтому нам легче будет решать, ведь бригады сравнивали пионерские комнаты в нескольких дружинах».

Начинается обсуждение. Андрей Е. считает, что лучшей пионерской комнатой в первой группе школ, где побывала их бригада, нужно считать комнату 209-й дружины.

Женя Б. из 207-й школы шепчет соседу: «Они счастливчики: у них комната прекрасная, мебель хорошая, а вот у нас совсем другое дело».

Нина С. говорит более уверенно: «Я считаю, что трудно сравнивать пионерские комнаты, ведь условия и возможности разные. У одних большие удобные комнаты, а вот каково 205-й, 207-й и ещё многим школам, ведь у них комнаты совсем маленькие, неудобные. Что же считать главным?». И тут же сама отвечает на свой вопрос: «Главное — это, когда всё или почти всё в пионерской комнате сделано руками ребят». Свою мысль Нина подтверждает примером пионерских комнат 205-й и 32-й школ.

«Это верно, с этим никто не спорит, — взволнованно говорит Марина М. — Дела ребят обязательно нужно учитывать, но ведь и ребята по-разному всё выполняют. Вот вашей, Нина, дружине мы снизили оценку за комнату из-за небрежной работы. Флажки стран мира у вас, например, даже не подшиты».

«Но ведь это же делали третьеклассники!» — с обидой восклицает Нина.

«Пусть им помогут шефы — пионеры старших классов, но в пионерской комнате всё должно быть сделано аккуратно», — поддерживает Марину Володя А.

В споре рождалось справедливое решение о лучших пионерских комнатах.

На очереди был другой вопрос: нужно было определить, какая дружина лучше выполнила решение штаба о сборе подарков, о переписке и дружбе с новосёлами целины.

Активу было легко судить об этом, ведь они сами принимали эти подарки, составляли опись, упаковали и отправили уже второй контейнер с подарками своим друзьям.

«А какая летопись к 40-летию Октября вам больше всего понравилась?» — спрашивает Алла и добавляет: «Вы ведь успели с ними познакомиться до сбора штаба».

Каждый высказывает свои суждения. В результате принимается общее решение: «Летописи 32-й и 476-й школ самые интересные и очень хорошо оформлены».

Члены штаба с удовольствием говорили: «Да, наше Обращение не пропало даром». И все вспомнили тот мартовский день, когда на дружинных линейках зачитывалось «Обращение ко всем пионерам Куйбышевского района». Каждый пионер услышал голос штаба:

Районный пионерский штаб поддерживает предложение пионеров шестых классов 446-й и 216-й дружин о создании пионерской летописи нашего города. Это будет замечательным подарком к 40-летию Великого Октября!

Пионеры, собирайте рассказы, фотоснимки, документы, вырезки из старых газет о делах ленинградских детей.

Обращайтесь к родителям, учителям, учащимся, окончившим вашу школу, к соседям, родным, знакомым; записывайте их воспоминания, рассказы, факты. Собирайте сведения об участии детей в революционных событиях 1905-1917 годов, о делах пионеров в 20-30-40 годы, в дни блокады.

Не забудьте собрать и оформить материалы по истории вашей дружины.

Объявляем конкурс на лучшую летопись, собранную звеном. Каждый пионер должен принять участие в создании пионерской летописи! Используйте весенние каникулы для сбора материалов.

Вспомнили члены штаба и то, как пришли в редакцию газеты «Вечерний Ленинград» и попросили напечатать письмо-обращение пионеров Куйбышевского района ко всем ленинградцам, как радовались, когда появилось в газете это письмо, когда уже через три дня начали поступать первые материалы — вклад взрослых в пионерскую летопись…

Много потрудились члены штаба к городскому слёту в честь 40-летия Октября. Много было и радостных минут, но, пожалуй, самым большим подарком к празднику была для них телеграмма с целинных земель, подписанная так: «Пионерский штаб Ленинградского райцентра».

* * *

Мы убеждены, что опыт создания советов, штабов, сводных отрядов, объединяющих пионерский и комсомольский актив в районе, городе, целиком себя оправдал.

Районные советы и штабы из самих школьников дают замечательные возможности для быстрого распространения положительного опыта в работе звеньев, отрядов, дружин. Только при такой организации актива мы можем считать, что строим пионерскую работу на основе инициативы и самодеятельности самих пионеров и комсомольцев, что не только дружины, но и районные городские пионерские организации являются самодеятельными организациями, а не организациями для пионеров.

Объединения типа штабов и советов — хорошая школа для пионерского и комсомольского актива, они открывают новые пути успешного воспитания столь нужных нам кадров пионерских и комсомольских организаторов и руководителей. Работа советов и штабов позволяет обеспечить объективный систематический контроль за работой актива, обучать активистов на собственном опыте, воспитывать у них чувство ответственности, коллективизма, развивать общественную инициативу.

Создание — по решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ — местных советов пионерской организации из взрослых не снимает вопрос о сплочении районного, городского пионерского и комсомольского актива. По нашему глубокому убеждению, эти советы смогут успешно работать только в том случае, если будут опираться на объединенный актив из самих ребят и будут умело руководить его работой.

1957 год

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=