Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Николай Александрович

директор школы-комплекса № 73 г. Оренбурга, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Оренбургского педагогического института, член Коммуны имени Макаренко (КИМ) 60-х годов

Жизнь или педагогические иллюзии?

Как мы радовались в свое время, когда пошла волна нового подхода к воспитанию и заговорили о «комплексности». Звон стоял устойчивый, ровный, всеобщий, единодушный, одобрительный. Вдруг все прозрели и поняли то, о чем великий Макаренко давным-давно уже сказал: человек не воспитывается по частям. Но прошло время. За приливом наступил отлив. И осталась пена.

Что-то мне и сейчас ситуация с методикой И. П. Иванова несколько напоминает ту. Выходят статьи, печаются и готовятся к изданию книги, проводятся совещания, семинары, сборы, создаются союзы, отряды, лаборатории. Самые отчаянные провозглашают, что коммунарская методика — это «шанс», который здравомыслящий педагог упустить не должен. Другие считают, что данная методика — это единственное спасение от всех школьных бед. Стоит только начать ее применение, а там пойдет, и результат будет в одночасье. И причем, обязательно положительный. И не хотят принять мои дорогие коллеги аксиому о том, что педагогика — это наука и искусство, а не чародейка, от нее нельзя ждать фокусов: сегодня нет, а завтра есть, вот оно, возьмите, пожалуйста.

Мы хотим создать хорошую школу. Более того, мы хотим создать идеальную школу как прекрасную модель общества, где будет царить сама жизнь, а не подготовка к ней: производство, а не общественно-полезный труд, реальная работа, а не помыслы и призывы, реальное получение знаний, реальные, высокогуманные отношения, реальные игры. Сегодня перспективное развитие школы, направление главного удара не в однобокости, не в ущербности и единообразии, не в достижении высоких показателей по всеобучу, а в многоплановости, в полном удовлетворении духовных и материальных потребностей максимально большего числа членов детского и педагогического коллективов, в создании научно-производственных педагогических коллективов, объединений по типу станции Наркомпроса под руководством С. Т. Шацкого. При таких подходах мы можем рассматривать воспитание следствием, а первичными целями — строительство жизни! Кстати, именно забота о жизни, именно строительство небывало прекрасной сегодняшней жизни, дело и только дело, практическая работа вместе с детьми — это и есть главное, что составляет основу учения И. П. Иванова о сущности Педагогики Общей Заботы. Трудно не согласиться и с теми, кто утверждает, что определяющая идея Игоря Петровича — это позиция педагога.

Как часто мы видим в школьной жизни непримиримость конфликтов между учителем и учеником, столкновение характеров, страстей, принципов. Трагизм ситуации, ужас и безысходность — обыденности каждого урока, каждого дня, каждого класса, каждой школы.

Методика И. П. Иванова зависит от личности, в чьих руках находится, от ее позиции. Никакие программы и учебники не обеспечат успеха, если сам учитель что-то не хочет, где-то недопонимает. Без живой мысли и огня работающего учителя самый прогрессивный и рекламируемый метод будет просто мертвой схемой. И поэтому уточнение собственной позиции педагога в процессе формирования коллектива и личности с обогащенным творческим интеллектом чрезвычайно важно для него самого и дела, которому он служит.

Годами насаждалась и сейчас еще махрово процветает во многих педагогических коллективах порочная, противоречащая творчеству, гуманизму, активности, радости жизни система думания за детей, создание всяческих организаций и починов, маршей и направлений для детей. Вот он, водораздел! Повседневная мелочная опека, монтажи и утренники по заранее расписанным сценариям, «воспитательные мероприятия», круто замешанные на идеях узколобой парной педагогики (учитель+ученик — пара), давят самые робкие попытки ребенка самостоятельно проявить себя в каком-то действии, останавливают развитие творческих способностей детей, стирают в структуре личности такие грани, как образование черт общественника, организатора, самостоятельного творца.

Педагога, стоящего на позициях парной педагогики, весьма жаль, так как стиль традиции «мрачной дамы» (можно сказать и по-другому: командно-административной, авторитарной, волюнтаристской педагогики) делают всю воспитательную и учебную работу сухой, скучной и принудительной повинностью, хотя в руках энергичных и волевых учителей достигаются порой довольно высокие показатели внешней активности и формального участия всех и во всем.

Думая о перспективах движения нашего общества к истинной демократии, о судьбе школы (какую бы структуру она ни приобрела!), мы анализируем методы руководства и стиль отношений между людьми, мы занимаем определенную позицию к демократическим нормам, взглядам, мы выбираем сегодня путь, по которому пройдут наши дети.

И выход найден! Он принимается все более увеличивающимися отрядами педагогов, которые заняли наступательные позиции педагогики параллельного действия, Педагогики Общей Заботы, организации коллективной творческой деятельности воспитанников и воспитателей, в содружестве старших и младших, где добровольность, бескорыстие, творчество пронизывают всю сложнейшую полифоничность наших отношений, где старший (или руководитель коллектива — любого уровня и ранга!) выступает в борьбе за общее дело вместе со всеми и впереди них. И на такую позицию человек — воспитатель, учитель, руководитель — становится тогда, когда в детском учреждении есть Дело, которым надо управлять. Вот тут-то и возникает необходимость само- или соуправления. Если нет этого дела, то самоуправление не нужно, ибо управлять больше нечем! Будет дело, будет обогащение целей и задач, будет расширение материальной базы и возможностей, будет коллективная организаторская деятельность, будет система коллективных творческих дел, будет коллективная творческая игра — вот тогда и будет потребность в определении позиции педагога. И тогда уже станет просто нелепой сама мысль о высокомерно-командной автократии, а победят единомышленники, участвующие в обновлении и перестройке общества.

(В сб.: «Педагогика общей заботы». — СПб: «Образование», 1996)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=