Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

БОРИСОВА Людмила Глебовна

старшая пионервожатая школы № 317 Фрунзенского района г. Ленинграда

Совет дружины — организатор повседневных дел пионеров

Я спешу на заседание комитета комсомола — сегодня принимают в комсомол пионеров седьмого класса. Принимают лучших учеников.

Бойко отвечает на вопросы членов комитета Галя Николаева. Она знает Устав, историю комсомола, за что и какими орденами награжден комсомол, называет героев-комсомольцев. Молодец Галя, как всегда выучила все, что надо. Как учится? Учится она хорошо. Общественная работа? В пятом классе была звеньевой, в шестом — членом совета отряда.

— Какое общественное поручение выполняешь сейчас?

— Никакого.

— Почему?

— А мне ничего не давали.

Все спокойно. Секретарь комитета уже подписывает Галину анкету — члены комитета, конечно, проголосуют «за». Ведь Галя — одна из лучших учениц седьмого класса.

Как много раз я слышала вопросы об общественных поручениях и эти равнодушные, спокойные ответы: «Мне ничего не давали». Но, вероятно, в моем сознании уже вырос протест, и сейчас я не могла промолчать.

— А если дадут, будешь работать? — вмешиваюсь я.

— Да.

— А если не дадут?

Видимо, недружелюбный тон моего вопроса насторожил Галю, а ее замешательство вызвало интерес членов комитета: что она ответит? Но Галя ответить не смогла или не захотела, а я не стала ей ничего объяснять. Пусть подумает, мы с ней еще встретимся.

В чем дело? Почему одна из лучших учениц, очень прилежная, в прошлом наша пионерская активистка, собирается в жизни делать только то, о чем ее попросят или поручат ей? Почему не только Галя, но и многие наши пионеры мало инициативны, равнодушны к недостаткам? Почему часть пионерских отрядов живет от мероприятия к мероприятию?

Что мешает наладить повседневную жизнь в отрядах и звеньях?

В начале учебного года я беседовала с ребятами разных отрядов, что называется, по душам, откровенно. Вот некоторые высказывания ребят.

Девочка из четвертого класса говорит: «Я звеньевой стала в конце учебного года. Витя плохо вел себя, и Мария Николаевна назначила звеньевой меня».

Мальчик на вопрос «Где твой галстук?» отвечает: «Я плохо вел себя, и Галина Андреевна сняла с меня…» Спрашиваю:

— Были ли у вашего звена сборы?

— Да, мы оставались после уроков, разбирали неуспевающих.

— А кто вам велел провести сбор?

— Ольга Федоровна.

— А во втором звене?

— Тоже Ольга Федоровна.

— А в третьем звене?

— Тоже.

— Что же у вас Ольга Федоровна — звеньевая во всех звеньях?

Беседую в пятом классе:

— Выходит, что в вашем отряде не было ни одного дела, которое бы вы сами провели?

— А вот Аня много придумывала, а Валентина Константиновна сказала, чтобы без нее ничего не проводили.

И, наконец, на вопрос «Почему же за год учебы вы ничего интересного и полезного не сделали?» часто были ответы: «А мы не знали, что делать».

Вот что мне стало ясно после бесед с пионерами. Ребята не чувствовали себя хозяевами своей организации, порой действительно не знали, что они должны делать, а если что-то и делали в отрядах и звеньях, то, главным образом, выполняли указания или поручения учителя, совета дружины, своей инициативы не проявляли.

А совет дружины? Он, в свою очередь, ждал заданий от старшей вожатой, занимался только большими дружинными «мероприятиями», упускал самое главное — повседневную жизнь пионеров в отрядах и звеньях.

Советы должны быть другими

В первый день нового 1956-1957 учебного года собрались в пионерской комнате ребята. Захотелось поговорить: все были переполнены летними впечатлениями. Толя Бабаев, вспоминая жизнь в лагере, рассказывал, что в их отряде хорошо работали звенья.

— И знаете, почему у нас активно работали звенья? Потому что не было совета отряда.

— Как же без членов совета отряда? — сразу возразили Коле Тамара и Лариса. — А кто же будет планы составлять, руководить?

— Вот то-то и оно, — горячо доказывал Толя, — мы в совете отряда только заседаем, планы пишем, да еще иногда распоряжаемся. А «начальства» развелось: председатель, староста, вожатый, члены совета отряда, и все командуют, «руководят». Слов много, а дела мало. Не надо совета отряда, обойдемся без этой бюрократической организации.

Слово «бюрократической» Толя с трудом выговаривал, а мы невольно рассмеялись. Как правы бывают ребята, когда они хорошо и смело говорят о том, о чем мы иногда не решаемся говорить!

Я поддержала разговор о совете отряда, и посоветовала написать об этом в «Ленинские искры». Заметка «Нужны ли советы отрядов?» нашла большой отклик: поступило много писем в редакцию. Нам в школу тоже присылали письма и звонили по телефону. Мнение было единодушно: да, не нужно старого совета отряда, пусть в совете отряда будут звеньевые и председатель.

Так и сделали мои пионеры: на отчетно-выборном сборе каждый отряд выбирал звеньевых (их кандидатуры предлагали звенья) и председателя совета отряда. И тут, естественно, у многих ребят возник новый вопрос: «А совет дружины? Не стоит ли изменить и его состав — выбирать туда председателей советов отрядов?»

Но если против новой структуры совета отряда не было возражений, то сейчас уже вспыхнули горячие споры. Не верили в успех нового совета не только многие вожатые, но и некоторые пионеры.

— А не сузится ли круг пионерского актива?

— Кто же будет выполнять поручения, которые раньше давали членам совета дружины?

— Не много ли одному председателю работы: столько дел в отряде да еще дружинные дела решать?

— Как такой совет будет решать дружинные дела? Ведь каждый председатель «болеет» за свой отряд…

— Председатели-четвероклассники тоже теперь будут в совете дружины? Но ведь это же малыши!

Но кое-кто по-своему обрадовался новой структуре: «Вот хорошо! Не нужно будет проводить этих шумных отчетно-выборных сборов. Выбрали в отрядах председателей, составили из них список — вот и готов совет дружины». Такая «защита» новой структуры совета дружины вызвала новые резкие возражения.

Убедить противников нового совета дружины, сразу ответить на все их возражения было трудно. Мы и сами еще не знали, много ли будет работы председателю — члену совета дружины или нет. Но мы знали, что не может пионер — член совета дружины только заседать, придумывать дела, передавать их в отряд и проверять, как их выполняют. Он должен быть и прямым организатором и активным участником самих дел, должен нести перед советом дружины ответственность не только за себя, а за отряд, вожаком которого он является.

Выборы нового совета

Как мы условились заранее, на отрядных отчетно-выборных сборах вожатые говорили своим пионерам:

— Вы выбираете здесь председателя совета отряда, а на дружинном сборе будете выдвигать его же в совет дружины. Поэтому нужно выбрать такого председателя, за которого проголосует вся дружина.

В 4Б классе мнения разошлись. 17 пионеров проголосовали за Толю Р., 14 — за Наташу. Выбрали Толю. Но «меньшинство» не успокоилось.

Отчетно-выборный сбор дружины начался как обычно — члены совета дружины рассказали о делах, выступили пионеры.

«Отчет — это еще ничего, — говорят иногда старшие вожатые, — а вот выборы совета дружины — дело сложное».

Но сегодня выборы прошли необычно: не было привычного шума. По очереди, отряд за отрядом выдвигал кандидатуру своего председателя в совет дружины. Выходили на середину двое — тот, кто выдвигал и тот, кого выдвигали. Ребята обсуждали председателя, задавали ему вопросы. Тут же голосовали. Каждого избранного в совет дружины председателя я поздравляла и вручала ему нашивку со знаками отличия. Все шло, как мы и предполагали. Отряды немножко волновались — дело чести каждого отряда, чтобы его председателя выбрали в совет дружины. Но вот дошла очередь до отряда имени Лизы Чайкиной (4Б класс). Выдвигают в совет дружины Толю Р. Ребята стали его обсуждать. Тут выступают девочки из «меньшинства» и говорят, что не хотят избирать Толю.

— Он и на сбор сегодня пришел один, без отряда. Мы предлагаем Наташу Павлову. Она заботится об отряде, помогает по арифметике Маркову, ее все слушают, она занимается в спортсекции.

Выступали ребята из других отрядов. Спорили. И выбрали большинством голосов в совет дружины Наташу. Отряду 4Б класса пришлось согласиться с решением сбора дружины.

Мы не были огорчены этим случаем. Ведь он принес большую пользу не только Наташе и Толе, не только отряду 4Б класса, но и пионерам других отрядов, а особенно председателям — только что избранным членам совета дружины. Ребята хорошо почувствовали, что значит быть избранником дружины.

Председателя совета дружины выбрали здесь же на общем сборе из числа пионеров седьмого класса.

Но, может быть, не стоило все-таки на общем сборе выбирать в совет дружины председателей, уже избранных на сборах отрядов? Особенно, если есть полная уверенность, что за них все равно проголосуют. Нет, в любом случае выборы председателей в совет дружина — не пустая формальность. Каждый председатель обязательно должен поволноваться на общем сборе, он должен почувствовать ответственность не только перед своим отрядом, но и перед всей дружиной — его избирают в орган, который руководит всей дружиной. А все пионеры тоже должны видеть тех, кто будет ими руководить, должны за них проголосовать, как за избранников не одного отряда, а всей дружины.

Новому совету — работать по-новому!

Прошла первая четверть. Работой нашего совета интересовались. А мы пока ничего хорошего сказать не могли. Мы по-прежнему составляли планы, давали членам совета дружины отдельные поручения, проверяли их выполнение.

Каждый член совета дружины работал в одиночку, иногда привлекая к выполнению своего поручения двух-трех пионеров. Стало ясно, что если совет дружины будет продолжать так работать, то круг пионерского актива действительно сузится. Вскоре мы поняли ошибку — совет дружины был избран по-новому, а работать продолжал по-старому. Чтобы быть редактором дружинной стенгазеты, связным дружины и Дворца пионеров, а тем более писать плакаты и объявления, совсем не обязательно входить в состав совета дружины. Со всеми этими и другими дружинными делами теперь у нас отлично справляются «рядовые» пионеры, при этом круг пионерского актива заметно расширился.

Постепенно основное внимание совета дружины мы сосредоточили на работе отрядов. Совет дружины стал давать поручения отрядам, а непосредственным организатором их выполнения и ответственным перед советом дружины стал председатель Совета отряда — член совета дружины.

Теперь мы можем уверенно ответить на вопрос противников новой структуры совета, кому давать поручения. Ясно, что такие задания, как «сделать игры для пионерской комнаты», «залить каток», «организовать выставку самоделок», не под силу одному пионеру, будь он даже членом совета дружины. Такие задания может выполнить только пионерский коллектив, прежде всего — отряд или звено. И очень хорошо, что отвечает за него, является самым активным борцом за выполнение этого задания тот, кто участвовал в обсуждении и принятии решения на сборе совета дружины.

А как справляется наш совет с большими, общедружинными делами, так называемыми, «дружинными мероприятиями»? Раньше подготовку дружинного сбора полностью осуществлял совет дружины: оформление зала поручалось Вале, приглашение гостей — Сереже, готовила выставку подарков — Наташа, концерт — Витя и т. д. Немало приходилось «побегать» членам совета дружины, чтобы подготовить сбор. Но как бы они ни старались, такую подготовку к сбору нельзя было назвать хорошей — её вела только небольшая группа ребят. Так появлялись «участники» и «зрители», «актив» и «пассив».

Как теперь мы готовимся к сбору дружины? В честь праздника Великого Октября мы решили провести сбор-игру «Будь готов!» На сборе совета дружины составили условия соревнования, красиво их написали и за месяц до сбора повесили в пионерской комнате. Вот что читали пионеры:

ПИОНЕР!
Прочти и запомни!
4 ноября в 4 часа состоится Праздничный сбор дружины.
Звенья-победители в игре «Будь готов!» будут награждены:
Три звена-победителя отрядов 3-4 классов получат право участвовать в городском празднике во Дворце пионеров,
а три звена-победителя отрядов 5-7 классов — в первом городском слёте школьников на Дворцовой площади 8 ноября.
Как стать победителем?
Для этого нужно: сделать уголок героя, имя которого носит ваш отряд и знать о его жизни,
уметь петь звеном две песни: одну революционную и одну пионерскую и рассказать об этих песнях,
звеньям отрядов 5-6 классов участвовать в игре «Красные следопыты»,
звеньям отрядов 3-4 классов оформить праздничные альбомы и монтажи.
В каждом звене должны быть затейники, умеющие организовать весёлые игры и пляски.
Готовьтесь к сбору!

Подготовку к сбору первыми начали члены совета дружины: каждый председатель совета отряда провёл у этого объявления сбор совета своего отряда (так решил совет дружины). Старшим пионерским отрядам было поручено к сбору дружины оформить класс или зал, где будут действовать станции.

В течение месяца на каждом сборе совета дружины мы говорили о том, как в звеньях и отрядах идет подготовка к дружинному сбору: ведь дружина сильна делами каждого отряда и каждого звена.

Включить в активную подготовку к сбору дружины массу пионеров — значит использовать один из путей организации повседневных дел отрядов и звеньев. И эту возможность дает новый совет дружины — совет председателей.

Противники новой структуры совета дружины говорили, что в таком совете возникает конкуренция: ведь каждый председатель «болеет» за свой отряд. В жизни получилось иначе. Совет дружины стал более требовательным, но товарищеские отношения между членами совета дружины от этого не пострадали. Как-то председатель совета дружины Галя сказала на сборе совета дружины:

— Вот уже четверть скоро кончится, а в отряде 5В классе еще не брались за дела. Что ты, Люся, думаешь?

Председатель совета отряда 5В класса Люся И. поделилась своей бедой:

— Звеньевые ничего делать не хотят и меня не слушают. Что же мне делать?

И смотрит на меня, ждет, что я дам ей «рецепт», как надо поступить. А я спрашиваю членов совета дружина:

— Ребята, каждый из вас, как и Люся — председатель совета отряда. Посоветуйте, что ей делать.

Завязался интересный разговор о работе совета отряда, разговор, которые много дал не только Люсе, но и другим председателям, а особенно «малышам». Ребята посоветовали Люсе быть настойчивее и «построже со звеньевыми».

— Нужно придумать дела интересные и тогда работа пойдет.

— Для начала надо бы поручение дать этому отряду.

— А я предлагаю, — это требовательный голос Гали, председателя совета дружины, — вызвать на совет дружины звеньевых из 5В и здесь дать им задания. Сразу возьмутся за работу.

Товарищи помогли Люсе. Пионеры ее отряда сделали по заданию совета дружины несколько игр для дружины, в том числе «настольный хоккей».

В наш совет дружины избраны председатели всех пионерских отрядов. «Малыши» тоже. Сказать, что малыши не «мешают» в совете дружины — значит обидеть их. Они не только не мешают, но своей искренней любовью к пионерской организации, своим большим желанием работать придают совету дружины больше деловитости.

Бывает, что слово кого-нибудь из малышей является решающим. Однажды на сборе совета дружины мы обсуждали отрядные планы — был объявлен конкурс на лучший план работы отряда и сейчас подводили итоги конкурса. Всем очень нравился план отряда имени Чкалова (6А класса). Пионеры этого отряда решили провести сбор, как они его назвали «Все своими руками» — устроить товарищеский чай с пирожными, которые сами испекут, пригласить на сбор родителей. Хотят пионеры-чкаловцы достать кусты и посадить их у школы, будут участвовать в игре «Красные следопыты», шефствовать над 2А классом.

— План-то хороший, а как они его выполнят? — Алеша Метелкии, председатель совета отряда 4Б класса, один из «малышей», «смотрит в корень». И в течение четверти он не раз интересовался, как идут дела в 6А классе, как выполняется план…

Много дел у нашего совета дружины, но главное в его работе — дела отрядов. Много дел у советов отрядов, но главная их забота — жизнь звеньев. Новая структура советов открывает богатые возможности для тесной связи между советом дружины и советами отрядов, для превращения совета дружины в боевое ядро дружины. Само собой вряд ли это получится. Переход этой возможности в действительность зависит от старшего вожатого, от его умения увлечь, заинтересовать и научить пионеров.

Что полезного ты сделал сегодня?

На следующий день после выборного сбора в пионерской комнате начался серьезным разговор.

— Почему же в вашем отряде не было ни одного дела, которое бы вы сами придумали?

И обычное:

— А мы не знаем, что надо делать…

— А Тимур знал?! Сколько лет было Тимуру?

— 12!… 13!…

— Значит, Тимур был ваш ровесник? Откуда же знал Тимур, что надо делать? (молчат). Наверное, у Тимура был классный руководитель, которым ему подсказывал? (смеются). А может быть, сидел Тимур на своем чердаке, смотрел в потолок, а там было написано, что надо делать?

Посмеялись мы, пошутили, а дело-то серьезное. И после недолгих споров пришли к выводу: во-первых, Тимур был зорким, наблюдательным, умел видеть, где и что надо сделать для людей; организовал ребят, и они, как разведчики, приносили в штаб донесения, где и кому нужна их помощь. А главное — тимуровцы не ждали указаний, а действовали сами.

— Ребята, — продолжала я, — а какие пионерские передачи вы слушаете по радио?

— «Пионерскую зорьку», «Пионерский вестник», «Музыкальную шкатулку», «Внимание, на старт…»

— Хорошо. А зачем передают по радио, например, «Пионерскую зорьку?» (молчат). Для чего вам рассказывают о лучших пионерах, о хороших делах других отрядов и звеньев?

— Чтобы мы брали пример.

— Правильно. Чтобы вы послушали, да сами стали также работать. Иной раз звеньевому и придумывать ничего не надо. Услышал в «Пионерской зорьке», прочитал в «Ленинских искрах» о хорошем деле и работай.

В первых таких беседах с членами совета дружины я увлеклась, в основном, тем, что объясняла ребятам, откуда они могут узнать, что надо делать, но почти не говорила им, что же именно надо делать.

Тем временем приближалась 39-я годовщина Октября и многие дружины давали старт подготовке к 40-й годовщине. Стали и мы думать о том, как будем готовиться к этой славной дате. Решили составить план наших действий. Составили. Опять сборы, экскурсии, культпоходы, беседы… Всё это хорошо, но этого мало. А как готовятся к 40-й годовщине Октября на заводах, в колхозах? Там берут трудовые обязательства, соревнуется, а мы, пионеры, только петь и плясать будем? Давайте, организуем трудовое соревнование звеньев в честь 40-й годовщины Октября! Таково было решение совета дружины.

Снова задумалась я тогда над задачами пионерской организации, и в этот раз как-то по новому зазвучали для меня слова Н. К. Крупской о том, что пионеры должны работать так, чтобы окружающая жизнь стала лучше. Вот в чем главная задача пионера, если говорить коротко и просто — быть в жизни полезным человеком! И об этом обязан знать, в первую очередь, сам пионер. А мы должны требовать от пионеров полезных дел и, конечно, помочь ребятам их организовать.

На торжественней линейке в честь 39-й годовщины Октября было объявлено о соревновании звеньев за полезные дела. В начале второй четверти совет дружины собрался вместе со звеньевыми. В этот раз мы говорили о том, что должны делать пионеры, и что уже делается в звеньях и отрядах. На этом сборе наиболее активно и свободно держались два звеньевых — семиклассник Игорь Е. и шестиклассник Володя Т. Они уже не первый год звеньевые, их ничем не удивишь. У всех нас сложилось впечатление, что эти два звена вскоре станут лучшими. Скромно помалкивала звеньевая из отряда шестого класса Наташа П.: у нее в звене собрались «тихие» девочки. Были недовольны затянувшимися разговорами, спешили на спортсекции звеньевые Валерий С. и Толя Л. Остальные были в меру активны и внимательны. Как говорится, «вели себя хорошо».

Первыми откликнулись на призыв взяться за полезные дела «тихие девочки» 6А класса. Несколько дней спустя они пришли ко мне.

— Мы решили взять шефство над малышами первого класса. Что нам делать?

— А что вы сами умеете?

— Вышивать, рисовать… играть…

— А что хотите делать?

— Проверять тетради, гулять и играть с малышами.

— Это очень хорошо. А какая ваша помощь нужна первоклассникам?

— Мы не знаем.

— Но ведь это самое главное. Я тоже этого не знаю. Познакомьтесь с ребятами. Посоветуйтесь с Нелей Владимировной и работайте. Молодцы, дело вы придумали хорошее.

И я попросила девочек на переменах играть с малышами. Мне хотелось, чтобы и другие пионеры узнали об этом.

Вместе с отрядными вожатыми мы начали агитацию за полезные дела и пропаганду этих дел. Мы проводили беседы о тимуровских делах, обсуждали отдельные статьи пионерских газет. Некоторые вожатые посылали своих пионеров «на разведку». Но наиболее ощутимый результат дал обмен опытом между отрядами и звеньями внутри нашей дружины.

Тут-то и сыграл свою роль наш «совет председателей». Ведь членами совета дружины теперь являются как раз те пионеры, кто больше всех и прямо заинтересован в передаче и усвоении хорошего опыта отрядов.

Пионеры первого звена отряда пятиклассников взяли шефство над детским садом. Председатель совета отряда 5Б класса Лариса Бражникова на совете дружины рассказала об этом, и через несколько дней еще пять звеньев последовали их примеру — стали шефами в детских садах и первых классах.

Я сначала удивилась, почему именно детские сады и первоклассники привлекли такое внимание пионеров, но потом поняла: во-первых, возиться с малышами пионерам очень интересно. И, что очень важно, среди малышей даже не очень заметный в отряде пионер чувствует себя уже «чем-то более высоким», как говорил Макаренко.

На сборе совета дружины мы постоянно говорили о работе звеньев. Я вспоминаю, что мы вначале не ругали ни одного звеньевого. И не потому, что некого было ругать, а потому, что можно было назвать 30 звеньев из 39, где еще ничего не делалось. И может быть, без ясного понимания того, что мы делаем, мы очень высоко поднимали тех ребят, которые проявили инициативу или что-то сделали. И только позднее стало ясно, какую важную роль сыграло распространение положительного опыта. По радио, в классах мы рассказывали о проявленной инициативе.

При школьном радиокомитете у нас стала действовать так называемая «Разведка Тимура», задачей которой была пропаганда уже сделанных пионерами полезных дел и рассказ или сообщение о том, где нужно сделать полезное дело.

Но обо всех делах в газетах и по радио не расскажешь. К тому же надо их как-то учитывать. Совет дружины долго думал, как это сделать и нашел такой выход: все свои дела каждое звено будет записывать в специальный блокнот — «календарь полезных дел звена». Все 39 календарей мы повесили в ряд на стене в пионерской комнате.

Как всякая новинка вызывает интерес, так и календари привлекли внимание многих пионеров. Но понадобилась очень большая разъяснительная работа, чтобы пионеры поняли, для чего заведены календари и что в них надо записывать. Ребята любят записывать так: «Ходили в детский сад», «Ходили к Антонине Владимировне» и т. д. Такие записи я, шутя, высмеивала: «Ну, что? Походили, походили и пришли? Вы пишите, что вы полезного сделали».

С календарями мы вели почти ежедневную работу. Надо было, чтобы пионеры читали о том, что делается в других звеньях. Почти каждый день или я, или председатель совета дружины вызывали то одно, то другое звено и здесь же, у календарей, вели соответствующие беседы. Позднее это стало делать звено, дежурящее по дружине. Каждый день «патруль» дежурного звена проверял работу того или иного звена. И, надо сказать, это сильно помогло многим пионерам понять и почувствовать, что участвовать в делах, проявлять инициативу должен каждый пионер. Оправдания типа «наше звено не оставалось» или «наш звеньевой ничего не делает» всегда вызывали возмущение:

— А ты сам, что полезного сделал? Что придумал?

Просматривая календари, я иногда записывала в них: «Ваше звено сделало много полезного. «Спасибо» — скажут вам люди». Или: «В отряде имени Гайдара так мало тимуровских дел!» Бывало, что после такой записи ребята оправдывались: «Мы убирали в живом уголке, сбор проводили, но не записали».

Настал момент, когда одинаковые голубые обложки календарей наскучили, примелькались, ребята стали редко заглядывать в них. Тогда мы дали задание звеньевым оформить корочку календаря, и календари стали очень красивые, а главное — привлекли к себе ещё большее внимание ребят. Ребята почувствовали, что совет дружины всерьёз решил потребовать от них полезных дел, и кто нерешительно, кто нехотя, но стали 6раться за дела.

Многие ребята, да и я, удивились, почему так мало дел в звеньях Игоря Е. и Володи Т. Их звенья всегда производили хорошее впечатление, на первый взгляд очень активны были и сами звеньевые. Но, присмотревшись к этим мальчикам повнимательнее, я убедилась, что они больше красиво говорили и делали вид, что много работают, а когда с них стали спрашивать конкретные дела, то красноречие им помочь не могло.

Нам могут сказать, что если раньше нас вводили в заблуждение «красивые слова» в устной форме, то теперь их можно написать в календаре. Правильно. Бывало и так. Прибежали ко мне девочки из 4В класса: «Посмотрите, Светлана написала, что её звено выпустило газету «Дружба», а где же эта газета?» А четвёртое звено 6А класса, где были одни мальчики (надо сказать, далеко не тихонькие), написало о таких делах, что это звено надо было сразу ставить на первое место. Но сами пионеры их отряда, во главе с председателем совета отряда Галей Д. безжалостно их разоблачили, а к концу третьей четверти вообще решили расформировать звено.

Вообще, написать неправду или преувеличить что-либо было довольно трудно, так как календари были у всех на глазах, и на каждом очередном сборе совета дружины мы обсуждали дела звеньев и записи в календарях.

В конце второй четверти состоялось первое подведение итогов соревнования. Происходило это так: вокруг стола в пионерской комнате расположились члены совета дружины и звеньевые. Звеньевые по очереди зачитывали по календарю записи звеньевых дел. Все присутствующие могли задавать вопросы, высказывать свое мнение.

Обсуждение проходило днём между первой и второй сменами. У дверей пионерской комнаты мы не поставили дежурных, и поэтому в пионерскую комнату набилось очень много ребят. К моему удивление, все вели себя очень внимательно. Я не стала настаивать, чтобы «лишние» вышли. Обсуждение шло при «открытых дверях», хотя до идеальной тишины было довольно далеко.

Но когда возник вопрос о том, как оценить работу звена, мы встали в тупик. После отчета первого звена отряда семиклассников (в этом звене пионеры шефствуют над больной учительницей) я спросила ребят: «Как вы оцениваете работу звена? Хорошая она или плохая?» Большинство высказалось за то, что надо считать работу хорошей. Но оценка «хорошая работа» понятие очень широкое, и, не сговариваясь, несколько ребят сказали, что потрудились пионера этого звена на «четвёрку». Чтобы разобраться, какое звено лучше, какое хуже работало, мы условно выносили решение: это звено работало на «тройку», а это — на «четверку». Оценивали работу звеньев очень строго.

Что же выяснилось при первом обсуждении? Только два звена заслужили оценку «пять», пять звеньев — «четыре», десять звеньев поработали на «тройку», двадцать два звена получили самые низкие оценки.

Итак, семнадцать звеньев из тридцати девяти уже начали более или менее самостоятельно действовать.

Итоги работы мы подводили один раз в четверть. К концу учебного года уже тридцать звеньев из тридцати девяти могли назвать полезные пела, которые ими сделаны.

Каждую четверть одно из звеньев получало вымпел «Лучшему звену» и ещё 3-4 звена награждались билетами на праздник во Дворец пионеров. Что же представляли собой полезные дела звеньев? Приведу несколько примеров записей в календарях.

Первое звено отряда 7 класса, звеньевой Лобанов Толя

16/XII — Лобанов и Страхова ходили к Антонине Владимировне. Гладили белье, делали крем, ходили в магазины.

22/XII — Помогали Антонине Владимировне, разматывали шерсть, подметали пол.

16/I — Были у Антонины Владимировны, вынесли мусор. Занимались английским языком (Вихрова Зоя, Страхова Валя, Алексеева Валя).

24/I — Вели радиопередачу для второй смены (Галадченкова Люда, Коваленко Лариса).

20/II — Алла Фрухтман во втором классе читала книжку «Карлик нос».

22/IV — Валя Страхова во 2А классе провела беседу «Кто такие пионеры».


Второе звено отряда 6А класса, звеньевая Петрова Наташа

20/XII — делали елочные игрушки.

24/XII — каждую перемену ходили к малышам.

27/XII — дали концерт во 2Б и 1Б классах.

18/I — проверяли домашние задание в 1Б классе.

21/II — на переменах играли с малышами.

3/III — водили в кино первоклассников.

20/IV — на совете отряда обсуждали Лосеву.

23/IV — готовились всем звеном к контрольной работе по алгебре.


Первое звено отряда 5В класса, звеньевая Кудрявцева Галя

20/XII — Ходили в детский сад. Помогали вырезать домики.

25/XII — В детском саду шили шапочки для зайчиков.

27/XII — Наряжали ёлку.

6/I — Должны были ставить пьесу на елке, но не пришла Нонна Л. и мы не выступали.

27/I — Сделали метки на 20 полотенцах для детского сада.

20/II — Работали в живом уголке: кормили кроликов, мыли клетки.


Второе звено отряда 4В класса, звеньевая Светлана Моисеенко

16/II — Расчистили горку для малышей.

28/II — Ходили в детский сад, играли с ребятами.

8/III — Выступали по школьному радио.


Первое звено отряда 4Б класса, звеньевая Матвеева Люся

12/II — Ходили в «Агитпункт», разносили повестки.

17/II — В библиотеке подклеивали книги.

23/II — Посыпали дорожки песком.

6/III — Хотела оставить всё звено, но все убежали, осталась только Алла Д.


Третье звено отряда 3А класса, звеньевая Солдатова Галя

6/II — Подклеивали книги для детского сада.

10/II — Шили платья для кукол.

14/II — Собирали открытки для детского сада.

8/III — сделали альбом и подарили малышам.

20/III — К школьному фестивалю делали цветы и флажки.

6/IV — Ходили по классам и мыли доски.

9/IV — В библиотеке нам дали поручение и мы его выполнили.

29/IV — В. Иванова принесла бумагу на стол учительнице.

На педагогическом совете я рассказала о пионерских делах. Учителя проявили большой интерес к содержанию полезных дел и отметили, в то же время, один существенный недостаток в этой работе: ребята нередко отделяли пионерскую работу от учёбы. Педагогический совет обратил наше внимание на то, что помощь товарищу в учёбе тоже очень полезное и нужное дело.

На педсовете возник вопрос: правильное ли направление держит наша дружина? Не слишком ли мелкие дела делают наши пионеры? Верно. Мы тогда не участвовали в строительстве дома, не работали на заводе. Но ведь и «маленькие», незаметные дела, которые под силу пионерам, имеют для них большое значение.

Вот эти дела воспитывают у наших пионеров заботливое отношение к людям, к школе. Быть полезным человеком, где можешь и как можешь, работать так, чтобы жизнь стала лучше, не сидеть и ждать, когда тебе «дадут» поручение, а действовать, если надо, самостоятельно — вот задача пионера, задача, которую наши пионеры стали теперь решать.

Нас не удовлетворяла организация соревнования.

Во-первых, учёт полезных дел. Календари велись по звеньям, а где же учитывались, обсуждались дела отрядов?

Во-вторых, подведение итогов соревнования. Много в дружине звеньев. Что ни звено — то разные интересы, разные дела. Как тут разобраться, какое звено работало хорошо, а какое лучше? Не зная, как ответить на этот вопрос, как выделить лучшие звенья, мы «ставили отметку» звену за работу в данной четверти. И лишь одно звено получало вымпел «Лучшему звену».

И, наконец, читая записи в календарях, трудно было порой отличить дела пионеров шестого класса от третьего. Выдавал только почерк. Мы одинаково пропагандировали работу в детском саду среди пионеров седьмого класса и четвертого, пионерам всех возрастов предлагали собирать лом, бумагу, заниматься тимуровсками делами, подклеивать в библиотеке книжки, не задумываясь, под силу ли эта работа пионерам третьих классов, интересна ли она семиклассникам.

Соревнование за полезные дела в честь 40-летия Октября продолжалось в следующем учебном году, и на первом же сборе совета дружины все эти вопросы были поставлены перед ребятами. Постепенно, обсуждая наши успехи и неудачи, мы пришли к такому решению:

Вместо звеньевых календарей сделать календарь каждого отряда и в этом одном блокноте записывать дела каждого звена. Так лучше. Можно легко сравнить звенья одного отряда, есть место для записей огрядных дел, а главное, по работе звеньев мы стали оценивать работу отряда. Чтобы отряд назвать хорошим, звенья должны хорошо работать и не в отрыве друг от друга, а дружно. А как справедливо оценить работу звеньев и отрядов?

В первом звене отряда седьмого класса пионеры ведут большую тимуровскую работу. Девочки первого звена шестого класса шефствуют над первоклассниками. Пионеры отряда 3В класса работают в библиотеке, а пионеры 3Г класса любят «выступать» с концертами. Много разных дел в дружине. И мы решили отмечать звенья и отряды почаще — 2-3 раза в месяц и не за все дела сразу, а за самое хорошее дело звена или отряда. Так у нас появились вымпелы «За тимуровские дела», «За заботу о школе», «Лучшим красным следопытам», «За смекалку», «За работу с малышами», «Дружному звену» и даже «За лучший план работы».

На открытых сборах совета…

Сборы совета дружины, на которых мы обсуждали дела отрядов и присуждали вымпелы, мы стали называть «открытыми». Заранее о предстоящем открытом совете дружины мы объявляем всем ребятам. На такой совет имеют право приходить все желающие принять участие в обсуждении полезных дел. Пионерская комната у нас большая, и ребят бывает на открытом совете до шестидесяти человек.

Первый открытый сбор совета дружины очень затянулся, потому что сначала все председатели по очереди рассказывали обо всех делах своих отрядов, присутствующие здесь звеньевые «добавляли» и только после этого началось присуждение вымпелов. На последущих открытых сборах совета дружины мы сразу начинали с вымпелов.

В пионерской комнате большим полукругом расставлены стулья. Те, кто пришел пораньше, занимают их, остальные, кому не хватило места, располагаются за стульями.

У стола в середине пионерской комнаты садятся члены совета дружины. Председатель совета дружина Галя коротко рассказывает об основных делах наших пионеров за неделю (или за две недели).

После Галиного вступительного слова начинаем присуждать отрядам вымпелы, тут нередко приходится вести сбор совета мне самой, т. к. «страсти разгораются» и Гале одной не справиться. Обсуждаем дела наших красных следопытов. Пионеры отряда имени Гайдара рассказывают, что «разыскали» капитана — участника Отечественной войны, который раньше учился в нашей школе, и пригласили его на сбор.

«Чкаловцы» — пионеры 5А класса взяли шефство над старым большевиком Николаем Александровичем.

«А пионеры нашего отряда нашли трёх старых большевиков, — рассказывает Женя, «рядовая» пионерка. — Юля из первого звена достала адрес старой учительницы Анны Сергеевны, а Юлина бабушка случайно выбросила адрес в печку, но мы всё-таки разыскали Анну Сергеевну. Когда мы сказали ей, что мы — красные следопыты, она очень обрадовалась. Анна Сергеевна рассказала нам о первых пионерах, о нашей школе — она работала в ней в 20-ые годы. Теперь мы помогаем Анне Сергеевне, потому что она старенькая».

Ребята слушают рассказ Жени с интересом, а она говорит еще о том, как пионеры второго и третьего звеньев «нашли» двух участников Гражданской войны и тоже завязали с ними дружбу. Вымпел «Лучшим красным следопытам» единогласно присуждается пионерам 5А класса.

Труднее решить, какой отряд заслуживает вымпел «За заботу о школе». Несколько пионеров рассказывают о делах своих отрядов. Наконец, слово берет председатель совета отряда 6А класса Валя К. Валя очень энергичная, любит пионерскую работу, но многие ребята считают, что она «смотрит на всех свысока» и очень критически относятся ко всему, о чем она говорит.

— Наш отряд снимал урожай с пришкольного участка, мы принесли много земли на грядки. Все ребята нашего отряда сдали в кабинет ботаники гербарии. Мы работаем в живом уголке.

— Молодцы! — хвалю пионеров 6А класса, зная, что «подливаю масла в огонь».

Сейчас начнется… Так и есть:

— Нечего хвастаться, что носили землю на участок. Все носили!

— Подумаешь, гербарии сделали, у нас тоже некоторые сделали!

— У вас «некоторые», а у нас все! — не сдается Валя.

— В вашем классе учительница по ботанике — классный руководитель, вот вы и работаете… И потом — почему вы в живой уголок других ребят не пускаете?

Это — справедливый упрек. И очень серьезный: нельзя быть плохими товарищами, относиться свысока к другим отрядам.

— Я предлагаю вручить вымпел «За заботу о школе» отряду имени Гайдара, — говорит пионерка-семиклассница. — Пионеры этого отряда (5Г класса) сделали небольшое дело — выстирали все отрядные флажки, но им этого никто не велел, они сами взяли и выстирали.

Сияющим «гайдаровцам» под аплодисменты вручается вымпел «За заботу о школе».

На открытом совете дружины может выступить каждый пионер, но кто имеет право решающего голоса?

— Будут голосовать все присутствующие или только члены совета дружины? — спросила я ребят на одном из первых сборов.

— Все!!!

Хорошо. Мы дали право решать вопрос о присуждении вымпелов всем, кто был на открытом сборе совета дружины. Все шло хорошо, вымпелы присуждались справедливо.

Но вот на очередном сборе совета дружины снова разгорелся спор, кому вручить вымпел «За заботу о школе» отряду 5Г или 5В классов?

У пионеров 5Г класса есть немало полезных дел: в методическом кабинете ремонтировали карты, в кабинете биологии вымыли посуду, сделали ящик для цветов, ездили в Зоосад за рыбками.

Пионеры 5В тоже работали в методическом кабинете, тоже убирают кабинет биологии, но они по своей инициативе заклеили окна в пионерской комнате, вымыли и натерли пол.

Пионеры из других отрядов на стороне 5В класса, но на сбор совета дружины пришли чуть ли не все пионеры 5Г класса, а от 5В — только звеньевые. Если бы мы стали голосовать, то большинство голосов было бы на стороне 5Г, т. к. пионеры этого отряда, «болея» за свой отряд, в азарте потеряли чувство меры и справедливости.

Ребята это видят, но ведь решить спор может только голосование, как быть? Тогда встаёт один из пионеров 5Г класса Володя Кузнецов, сам только что шумевший больше всех, и говорит:

— Чтобы было по-честному, пусть решит совет дружины, кому дать вымпел, а мы голосовать не будем.

Совет дружины присудил вымпел пионерам 5В класса. Справедливость этого решения признали все, даже те, кто был им огорчён.

Это только некоторые из многих эпизодов, которыми полон у нас каждый открытый сбор совета дружины. Но и они позволяют судить о взаимоотношениях выборного актива и остальных пионеров.

Ребята приходят на совет вместе со своим председателем, рядом сидят, вместе переживают, тут же советуются друг с другом. Нередко вслед за членом совета дружины встаёт и кто-нибудь из пионеров его отряда, дополняет его сообщение, отвечает на вопросы. Когда возникает спор, в нём участвуют все присутствующие — и здесь уже совсем не разобрать «чинов и званий». Часто слово «рядового» пионера оказывается решающим. Также в голосовании, как это отмечалось выше, участвуют все участники сбора совета.

Меня радует такая обстановка. Ведь это значит, что не один председатель болеет за честь своего отряда, проявляет интерес к делам других отрядов. Это значит, что не один председатель будет говорить в отряде о решениях совета дружины. А самое главное — сбор совета дружины становится хорошей школой не только для выборного дружинного актива, но и для многих пионеров. Здесь, на совете, под нашим влиянием складывается у ребят правильное мнение по самым острым, злободневным вопросам. Это мнение участники сбора несут дальше — в свои отряды, звенья, и будут отстаивать, как своё собственное. Не все, например, понимали, что в соревновании важно не только самим отличиться, но и помочь товарищам, что быть пионером — значит не только хорошо выполнять задания, но и самому находить и совершать полезные дела. На конкретных фактах, таких, как история с Валей К. и её отрядом, всё новые и новые участники открытых сборов совета дружины становятся убеждёнными сторонниками высоких требований к своей работе, к повседневным делам своих отрядов и звеньев.

Но не «пропадают» ли при этом сами председатели? Не умаляется ли их роль как членов совета дружины? Да, иной «рядовой» пионер проявляет гораздо большую активность, чем его председатель. Но ведь, чем больше активных ребят окружают членов совета дружин, тем лучше! В такой обстановке трудно оставаться активистом только по должности, трудно быть равнодушным к пионерским делам или зазнайкой по отношению к товарищам. Тут одно из двух: или доказывай на деле, что ты не хуже других, или подавай в отставку.

Ведь это только кажется, что ребята не замечают «чинов и званий». На самом-то деле они очень ревниво, каким-то седьмым чувством следят за своим председателем и обязательно выразят своё отношение к его роли на сборе совета. И порой дружеский удар по плечу действует на члена совета дружины как самая лучшая похвала, а короткое, презрительное: «Эх, ты…», брошенное при выходе — как самый строгий выговор.

И что ещё интересно: как бы ни «болели» ребята за честь своего отряда, своего звена, чувство справедливости, характерное для наших подростков, обязательно берёт верх. И они всегда поймут и поддержат тех, кто выражает интересы всей дружины.

«А это придумал совет дружины»

В пионерской комнате за два-три года скопилось много самоделок, альбомов, рисунков. Когда-то все это было на выставках, а теперь лежит «мертвым грузом».

На очередном сборе совета дружины я предложила:

— Давайте отберем лучшие самоделки и пошлем их в какую-нибудь далекую школу.

— Куда бы послать? — задумались ребята.

— Я думаю, интересно завязать дружбу с ребятами Тундры! — это неожиданно, но очень удачно придумала Галя Доброхвалова, председатель совета дружины.

— Правильно! Пошлем подарки в Тундру! — подхватили ребята и тут же решили, что подарков надо сделать еще больше.

Предложение совета дружины обсуждалось во всех отрядах. Вожатые и председатели советов отрядов рассказывали пионерам о Тундре — далекой и суровой земле, о том, что ездят там на оленях, что елку ребятам привозят издалека и даже на самолете, что полгода в Тундре длится полярная ночь.

Всем пионерам понравилась затея совета дружины — завязать дружбу с ребятами Крайнего Севера. В пионерской комнате для подарков был отведён целый шкаф, на который мы прикрепили призыв: «Пошлем подарки ребятам Тундры».

Однажды на сборе совета дружины председатель совета отряда имени Дзержинского (4В класс) Аня Козлова сказала:

— Наш отряд собрал металлолом. Деньги, которые отряд получил за лом, мы отдаём на отправку посылки.

За это предложение совет дружины вручил дзержинцам вымпел «За смекалку» и дал право этому отряду отправить первую посылку — подарок дружины.

Пионеры отряда 5А класса не отстали в смекалке от пионеров 4В класса. Они устроили отрядный сбор, на который пригласили «гостей из Тундры» — студентов факультета Народов Севера педагогического института имени Герцена.

Рассказы об отважных охотниках и оленеводах, о суровом крае, о том, как изменилась жизнь Народов Севера в годы Советское власти — все это захватило ребят. Их интересовало всё:

— Что делают из оленьего жира?

— Есть ли киты в Северных морях?

— Кто такие шаманы?

— Тепло ли в школах?

— А как по-ненецки «школа», «учитель», «девочка»?

— Сколько дней ехать до Чукотки?

— А как перевести слово «Салехард»?

Вопросам не было конца. Пионеры 5А класса решили послать ещё одну посылку ребятам далёкой Тундры и завязать дружбу с ними.

Мысль, возникшая у совета дружина, обогащается новыми предложениями ребят, превращается в практические и интересные дела отрядов и звеньев. И этими делами руководят те, кто участвовал в рождении нового замысла, кто считает его поэтому своим, «нашим» — председатели советов отрядов.

Так было у нас и с игрой в «Красные следопыты», развернувшейся в школе по почину совета дружины, и с организацией дружинного карнавала, и с подготовкой к 40-летию Советской Армии и Ленинского комсомола…

* * *

Прежняя структура совета дружины не могла обеспечить правильных отношений между дружинным активом и отрядами, необходимой взаимосвязи общедружинных и отрядных дел. Члены совета дружины стояли над отрядами. Старшему вожатому приходилось тратить очень много усилий, чтобы научить их работать не в одиночку, организовывать вокруг себя других ребят. Но что получалось? В одних случаях член совета дружины работал с группой ребят, выполняя какое-либо общедружинное дело, но эта работа шла помимо отрядов и звеньев, не становилась органической частью жизни первичных коллективов дружины. В других случаях член совета дружины привлекал к выполнению дружинного плана отряд или звено, но тогда невольно подменял отрядных активистов или занимал по отношению к ним позицию «начальника».

В большинстве же случаев члены совета дружины выполняли отдельные поручения, а вся тяжесть организации дружинных дел в отрядах и звеньях ложилась на плечи старшего вожатого. Вожатому чаще всего приходилось самому идти в каждый отряд и договариваться с председателем, со звеньевыми, объяснять им решения совета дружины, проверять исполнение поручений.

Новая структура совета дружины дает пионерам — членам совета реальную возможность самим стать организаторами дружинных дел в отрядах и звеньях. Перед членом «совета председателей» не стоит уже мучительный вопрос, кого и как привлечь к выполнению порученного ему дела. Он знает, что должен работать для дружины вместе со своими товарищами по отряду. Совет дружины распределяет поручения между отрядами, причем решают, кто чем будет заниматься, сами председатели и они же отвечают перед советом за выполнение этих поручений. Подготовка и проведение дружинных мероприятий становится делом каждого отряда, всей массы пионеров.

Многие из тех общедружинных дел, которые выполнялись раньше небольшой группой актива, стали поручаться теперь отрядам и звеньям, прежде всего, шестых-седьмых классов: дежурство по дружине, выпуск дружинной стенной газеты, оборудование пионерской комнаты, создание выставок и т. д. Руководят этими делами или сами члены совета председателей, или его уполномоченные — вожатые звеньев и «рядовые» пионеры.

Новая структура совета дружины позволяет легче наладить постоянное живое общение между председателями советов отрядов. Отряды перестают «вариться в собственном соку», как это нередко бывало раньше. Появилась в каком-нибудь отряде хорошая затея — над ней задумываются теперь все председатели советов отрядов. Родилась на совете дружины интересная мысль — она быстро становится известной через самих ребят в каждом отряде. Обсуждается ход соревнования в дружине, каждый председатель выступает с сообщением о работе своего отряда, оценивает работу своих товарищей — идет и взаимный контроль, и обмен опытом между отрядами. Через «совет председателей» опыт и инициатива отдельных отрядов становится достоянием всей дружины.

Ошибкой было бы думать, что все члены совета дружины сами собой привыкнут чувствовать ответственность перед своим отрядом и перед дружиной, сразу наладят отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Здесь-то и нужен старший вожатый: привлечь внимание ребят к действительно интересному опыту, вовремя выступить против зазнайства и недоброжелательства, научить активистов требовать и помогать друг другу, нести в отряды решения совета дружины.

Большое значение имеет также постоянная забота отрядного вожатого и классного руководителя, чтобы председатель совета отряда рассказал товарищам о том, как отнесся совет дружины к делам их отряда, что придумали на совете, что интересного в других отрядах. Здесь, в отряде, очень важно поддержать авторитет совета дружины, вызвать или укрепить уверенность ребят в силах своего отряда, желание перенять хороший опыт, по-своему претворить в жизнь интересный замысел, возникший у совета дружины.

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)


Аленка 12 мая 2013 - 15:32
прикольно а не знала
[Ответить]
Чика 12 мая 2013 - 15:34
да мне тоже понравилось, только Тимура зачем сюда впихивать и без него помогили пионеры
[Ответить]
Галигин Картан 26 февраля 2017 - 08:17
Не ни чё так
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=