Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

БОРИСОВА Людмила Глебовна

старшая пионервожатая школы № 317 г. Ленинграда

МАШЕНИНА Элла В.

старшая пионервожатая школы № 189 г. Ленинграда

Организаторская деятельность пионеров

Прежде чем говорить о конкретном опыте вовлечения пионеров в организаторскую деятельность, несколько слов о том, что такое организаторская деятельность. Во-первых, планирование пионерских дел, а точнее, участие в составлении плана всех пионеров, распределение пионерских заданий и поручений. Во-вторых, организаторская работа ребят в ходе выполнения дел. И, наконец, учет дел, обсуждение, контроль вынесение решений самими ребятами.

Одним из серьезнейших недостатков работы пионерской организации является то, что наши пионеры в последние годы больше «слушали», произносили заученные фразы, время от времени выполняли поручения вожатого или учителя, и гораздо меньше самостоятельно думали и действовали. Поэтому вовлечение пионеров в планирование своих дел, в обсуждение и контроль, вовлечение их в условия прямой организации дел имеет большое значение для воспитания наших пионеров.

Во-первых, вовлекая ребят в организаторскую деятельность, мы способствуем развитию самостоятельности пионеров. Когда пионер просто исполнитель, он может выполнить поручение и без проявления своей инициативы, а если пионер поставлен в условия организатора — здесь уж без смекалки и выдумки не обойдешься. И если организаторская деятельность предусматривает проявление инициативы, значит, она способствует воспитанию активных, самостоятельных и решительных людей.

Во-вторых, организаторская деятельность пионеров вырабатывает организаторские навыки, развивает, так называемые, организаторские «способности» ребят. Как нам знакомы такие разговоры вожатого и пионеров:

— Почему в вашем звене нет интересных дел?

— Наш звеньевой ничего не делает.

— Почему же ты, Саша, ничего не делаешь?

— Ребята не слушаются… Никто на сбор не остается…

Научить ребят быть организаторами — трудная задача. «Быть хорошим организатором, — говорил Макаренко, — значит уметь подобрать каждому дело по душе». И не только подобрать, придумать интересное дело, но и помочь его выполнить, и проверить, и справедливо оценить — этому мы должны учить пионеров.

В-третьих, организаторская деятельность воспитывает у пионеров чувство долга и ответственности перед коллективом, потому что пионер выполняет поручение коллектива, а коллектив спрашивает с пионера; воспитывает чувство ответственности за коллектив, потому что пионеру приходится выступать от имени своего эвена, отряда или дружины, защищать и отстаивать честь своей пионерской организации.

На вопрос: «Почему в вашем звене (или отряде) ничего не делается?» можно слышать и такие, удивительно одинаковые, досадно одинаковые ответы пионеров: «Нам ничего не давали» (это значит, пионерам не давали поручений). Или: «А мы не знали, что надо делать».

Мы с вожатыми отрядов задумались: как помочь ребятам найти дела, как расшевелить их инициативу. В прошлом учебном году мы часто рассказывали ребятам о полезных и интересных делах пионеров соседних отрядов, обсуждали интересные радиопередачи для пионеров, заметки в газете «Ленинские искры», убеждали пионеров в необходимости участвовать в полезных делах, призывали не ждать поручений и заданий, а самим проявлять инициативу. Мы высоко поднимали тех ребят, которые сделали что-то полезное, тех, кто проявил смекалку, инициативу. Организовали соревнование звеньев за полезные дела. Наши труды не пропадали даром! Постепенно все больше пионеров, пионерских звеньев стало работать. Библиотека, методический кабинет, живой уголок — желающих здесь помогать теперь достаточно. Появились тимуровцы. Любимым делом младших пионеров стала работа в детском саду.

Мы почувствовали, что произошел большой подъем в работе, это нас очень радовало, но не давали нам права успокоиться те обстоятельства, что далеко не все пионеры и не все звенья заработали — это, во-первых. И, во-вторых, несмотря на то, что мы старались направить инициативу пионеров на выполнение полезных дел, часто инициатива становилась стихийной. Бывало, что звено бросает одно и берется за другое, придуманное кем-то из пионеров дело, более интересное, может быть, даже более полезное.

Пионеры второго звена, отряда 6-а класса решили сделать к Новому году нашей дружине подарок: смастерить любимую игру — настольный хоккей. Пришли ко мне, торжественно объявили, что это придумал Дима Никитин (гроза всего двора). Я под ответственность Димы дала чертеж игры, посоветовала, где можно достать немножко фанеры, похвалила за хорошую выдумку, пожелала дружной работы. Через некоторое время я поинтересовалась, как в звене идут дела, когда будет готов хоккей.

— А мы уже кормушки для птиц делаем, — отвечает мне звеньевой.

— Как!? Уже сделали хоккей и взялись за кормушки? — удивилась я.

— Нет! Мы решили хоккей не делать: фанеры толстой нет, а Димка сказал, что кормушки сейчас важней, «надо не в игрушки играть, а птиц кормить».

К сожалению, таких примеров немало. Может быть, в отряде 6-а класса не было плана работы, раз пионеры брались то за одно, то за другое дело? План был, он лежал вместе с планами других отрядов в папке в пионерской комнате. Хороший план, в нем даже записаны задания звеньям. Но у этого плана был один «маленький» недостаток — пионеры этого отряда не считали его своим, «нашим» планом. План был составлен на совете отряда, главным образом из предложений вожатого и классного руководителя с так называемыми «добавлениями» и «изменениями» ребят. Казалось бы, так и надо, но беда в том, что все ребята отряда не подумали над отрядным планом, не поспорили, какое звено будет шефствовать над 2-а классом, какое организует сбор лома, не распределили ответственных за дела. Готовый план был прочитан отряду в начале четверти, четверть большая, о плане забыли. А в дружине идет соревнование за полезные дела, лучшие звенья и отряды награждаются. Отставать стыдно. Вот и появляется смекалка и изобретательность, стихийно возникает много интересных дел, не предусмотренных никакими планами. Хорошо это или плохо? Хорошо, что наши ребята могут и придумывают себе интересные дела и плохо, что они порой не чувствуют ответственности перед отрядом за выполнение этих дел, а поэтому и не стремятся довести их до конца.

Планирование по-старому превратилось в формальность. Вожатая уже все продумала, согласовала с учителем и даже с учебной частью и лишь формы ради собирает ребят и начинает с ними «играть» в составление плана. А ребята, если и говорят, предлагают что-то, то делают они это «для вожатой». Потом, если надо, ребята придумают для себя интересные дела. Таким образом, старый метод планирования пришел в противоречие с инициативой пионеров. План работы должны составлять все пионеры.

Подробно рассказывать о том, как мы применяем на практике метод коллективного планирования, я не буду, об этом вы, вероятно, читали статью в «Смене». Нам удалось с помощью ряда приемов увлечь ребят, и мы доказали сторонникам старого способа планирования, что ребята могут планировать дела своего отряда и дружины и что сбор, на котором составляется план — не скучный и неинтересный для ребят, а очень живой. Нас предостерегали: «Смотрите, они вам наговорят!» И ребята действительно внесли много ценных предложений. Но мы не в меру обрадовались тому, что ребята много «наговорили» и не потребовали от пионеров, чтобы они подумали, а кто же будет выполнять все задуманное. Составить план — полдела, важно его выполнить. Метод коллективного планирования нам важен не только потому, что он способствует развитию инициативы пионеров, приучает ребят по-хозяйски обсуждать, что они будут делать (хотя и это является чрезвычайно важным), а еще и потому, что на сборе, где отряд составляет план, ребята решают, кто будет ответственным за те или иные дела, т. е. распределяют поручения и задания. Без четкого распределения ответственных план хорошим назвать нельзя. Мы никогда не воспитаем настоящего волевого организатора, если не будем ставить его в условия реальной ответственности, выражаясь словами Макаренко, не оденем на воспитанника «шлем ответственности».

На первых порах мы не учли еще одного важнейшего обстоятельства, применяя метод коллективного планирования. Пионеры составляли план, видя перед собой задачу, которую мы перед ними ставили: «Как мы подготовимся к фестивалю?» или «Какими полезными делами мы встретим 40-летие Октября?» Поставить перед ребятами задачу, направить их внимание на перспективу — наше дело, важное дело. Но не менее важно обратить внимание ребят на то, что ими уже сделано, помочь им проанализировать и оценить свой собственный опыт. План работы пионеры составляли в первой четверти, составляли во второй, будут составлять и в третьей четверти. Может ли отряд планировать свои дела на новую четверть, не обсудив, как выполнен предыдущий план? Наверное, может, если так бывало много раз. Но мы сами себя лишаем больших педагогических возможностей, обедняем жизнь пионерского коллектива, не анализируя регулярно с ребятами пройденного.

«Что нового в этих рассуждениях? — скажут нам, — столько, сколько существует пионерская организация, проводятся отчетно-выборные сборы, где все активисты рассказывают о делах в прошлом учебном году, и только после этого отряд или дружина выбирает новый актив. На отчетно-выборном сборе подводятся итоги работы, выдвигаются новые задачи, иногда даже составляется план работы». Как бы хорош ни был такой сбор, он все-таки плох уже тем, что проводят его один раз в год.

Прошла четверть. Отрезок времени немалый. Для ребят это целый этап. Много ли, мало ли — в отряде были дела. Был составлен план работы. Как его выполнили? Как справились со своими поручениями отдельные пионеры? Может быть, кое-кто забыл о своем деле, и теперь в долгу перед отрядом? Как потрудились звенья? А звеньевые? Неплохо бы и им отчитаться за свою работу. Мало мы беспокоим их, пусть расскажут о работе звена. А может быть у кого-то есть трудности, претензии, вопросы, кто-то уже «устал» работать, а кто-то еще раскачивается.

В начале этого учебного года на совете дружины я рассказала ребятам о необходимости подводить итоги нашей работы каждую четверть.

— Пусть отчитаются все, кому отряд давал задания.

— И председатели, и звеньевые тоже?

— Да. Председатели и звеньевые теперь будут отчитываться перед отрядом каждую четверть, пусть отряд оценивает их работу, а если надо и переизбирает.

«С 1957-1958 учебного года отчетно-выборные сборы в отрядах и дружине проводить раз в четверть» — так мы записали решение совета дружины.

В самом начале второй четверти отчетно-выборные сборы прошли во всех отрядах. Чтобы яснее представить себе значение таких сборов, я расскажу о некоторых поподробнее.

Отряд им. Олега Кошевого, 5-в класс. Сбор в пионерской комнате. По очереди отчитываются звеньевые.

Начинает Вася Суздалов, звеньевой первого звена. Не знает с чего начать, мнется, видно, что к отчету не подготовился. С помощью вожатой и классного руководителя получается нестройный рассказ о делах звена. Васин рассказ дополняют пионеры.

— Довольны ли вы, ребята, своим звеньевым? — весьма иронически спрашивает Лариса Семенова, председатель совета отряда.

— Довольны! Довольны! — никто, кроме Васиного дружка Саши Баранова, не мог сказать такого.

Шутник, балагур, и бездельник он считает, что поддерживает товарища в трудную минуту.

— Ты доволен, Баранов? А почему же ты доволен работой звеньевого? — очень кстати задает вопрос классный руководитель Н. В. Смирнова.

— Я… он… мы… — Саша озирается по сторонам, ища поддержки товарищей, улыбается, немножко кривляется, желая все превратить в шутку, но вокруг много строгих глаз. — А мы в звене газету делали, — выпаливает он, наконец.

— А кто недоволен работой звеньевого?

Сначала все молчат. Вася, в общем-то, неплохой парень. А еще он лучше, когда ты с ним в хороших отношениях, иначе встречи «после школы» могут принести тебе немножко неприятностей.

— Я не довольна! — молодец Нина, не испугалась.

А ведь незаметный в классе человек. И совсем осмелев, Нина пошла в наступление:

— Что это за звеньевой? Оставит ребят на сбор, все шумят, и он с ними… и еще по партам бегает.

По примеру Нины, не боясь, говорит Зоя В.:

— Мы с Наташей выпустили газету, а Суздалов и Смирнов ее разорвали.

— Ваша газета грязная была! — оправдывается Вася.

— Ничего не грязная. Просто тебя туда нарисовали, вот тебе и не понравилось.

Поднимается спор, шум.

— Ребята, кто считает, что мальчики поступили неправильно, а вернее, нечестно и трусливо?

В ответ на вопрос вожатой поднимается лес рук.

Отчитывается звеньевая второго звена Зина Горелик: в нашем звене 11 пионеров, каждый сделал подарок для посылки в тундру и от звена альбом с видами Ленинграда. Два раза мы помогали в библиотеке. К сбору дружины мы разучили две песни: революционную и пионерскую, и танец. Кружок танцев ведет Женя. В звене все пионеры успевают.

Ребята хорошо оценивают работу пионеров и звеньевой второго звена.

Отчет звеньевого третьего звена Вити Рябинова сводится к обсуждению двух пионеров. Одного из них Толю К. ребята предлагают исключить из пионеров. Опять спор, много разных предложений. Решаем: Толю из пионеров не исключать, а обсудить на сборе отряда 7-го класса, где учится его старший брат.

После отчетов звеньевых говорит Лариса Семенова, председатель совета отряда — очень добросовестная, старательная пионерка. Она перечисляет пункты плана, составленного отрядом в начале четверти, и говорит, что сделано и кем, а что не сделано, и тогда ответственным приходится вставать и объяснять отряду, почему не выполнено «мероприятие».

Во время выборов нового актива много волнений. Звеньевого первого звена Васю Суздалева переизбирают. Теперь звеньевая Инна Ланцова. Звеньевым третьего звена избран Сорокин Геня. Лариса, председатель совета отряда, просит, чтобы ее не выбирали председателем, потому что «мальчишки не слушаются». Ларису выбирают звеньевой второго звена, а Зина становится председателем совета отряда. В конце сбора составили план работы на вторую четверть.

В отряде 5-г класса сразу после отчета о делах каждого звена выбирался звеньевой на новую четверть. В этом отряде в звеньях пионеры дружные, и когда вожатая предлагала обсудить работу звеньевых, ребята кричали: «Оставить!» Почти во всех хороших звеньях пионеры голосовали за то, чтобы звеньевого «оставить». А там, где поработали неважно, там, как правило, выбирался новый звеньевой.

Отчетно-выборный сбор! Одна мысль о предстоящем отчетно-выборном сборе вызывала скуку у вожатых, а тем более у пионеров. Неинтересно на этом сборе было потому, что в отчетах ребятам приходилось вспоминать давно прошедшие события, дела и поступки, которые уже никого не волнуют. Поэтому по отчету никаких споров и выступлений не возникало, ребята не переживали итога своей работы, а значит не чувствовали роста своего коллектива. Отчетная или итоговая часть сбора проходила формально. Я рассказала о сборах, чтобы показать, как много вопросов, важнейших вопросов жизни пионерского отряда обсуждалось на отчетно-выборном оборе, проведенном не в конце учебного года, а тем более не в начале следующего, когда события учебного года вытеснены летними впечатлениями, а в начале четверти, как говорится «по горячим следам».

Для успешного воспитания организатора, как мы уже говорили, надо поставить пионера в условия ответственности и не перед учителем или вожатым, а перед отрядом.

Вопрос о вовлечении пионеров в организаторскую деятельность в ходе выполнения дел — большой и требует длительного и глубокого изучения. Я остановлюсь лишь на нескольких примерах.

В каждой школе в 5-6 классе найдется такой мальчик, как наш Эдик Смирнов. Он года на два старше своих одноклассников, энергичен, с одноклассниками суров, имеет много товарищей во дворе, может и закурить. Его интересует всё, кроме школы, а тем более пионерской организации. Ребята его слушаются беспрекословно, большинство мальчиков даже не из-за страха, перед ним, а потому что от души уважают силу и решительность Эдика.

«Вот такого заводилу хорошо бы избрать звеньевым», — думали мы. И Эдика избрали звеньевым первого звена. Хоть Эдику скоро будет 14 лет, но когда все единогласно проголосовали «за» и классный руководитель одобрила выбор ребят, сказав, что Эдик может быть хорошим звеньевым, Эдик не смог скрыть своей радости, и все его напускное равнодушие к «детским» делам, как рукой сняло. На следующий день Эдик надел галстук, правда, под китель. Говорят даже, что обернул книжки. Мы договорились с Эдиком, что поливать цветы и делать подобные дела будет второе звено, где все девочки. А он организует со звеном постройку голубятни.

Много пришлось выдержать трудностей: разговоры с управдомом, беседа с начальником гаража (на крыше гаража хотели строить голубятню), надо было достать доски, сетку. Голубятню построили, Эдик принес из дома своих голубей.

Трудно вдруг на следующий день стать хорошим человеком, сразу избавиться от своих недостатков, многие из которых уже стали привычкой. Один раз опоздал в школу, «забыл» тетрадь, не сразу встал, когда вошел в класс учитель, затеял возню на перемене. На очередном, так называемом, воспитательском часе классный руководитель сказала: «Безобразно ведешь себя, Смирнов. Завтра без родителей в школу не являйся. А еще звеньевой. Только и умеешь, что голубей гонять».

Больше галстука Эдик не носил даже и под кителем. В голубятню не был допущен ни один пионер. Вскоре звеньевого «переизбрали».

Все эти события произошли в течение десяти дней. Учителя говорили потом, что не удалось сделать из Эдика хорошего звеньевого. «Не выдержал!» Только не выдержал не мальчик, а мы, воспитатели. Вместо того чтобы заботливо поддерживать все хорошее, подбодрить своей похвалой, не раздражаться на мелкие проступки, мы не выдержали и надолго, если не навсегда, потеряли власть над ребенком.

Ребят бойких, «заводил» пионеры часто выбирают своими вожаками — звеньевыми, председателями советов отрядов. Но в каждом классе есть «тихие» ребята. В классе они незаметны, их почти никуда не выбирают. Но как хорошо «тихие» девочки работают с малышами. В подшефном первом классе пятиклассницы кажутся взрослыми.

Пионеры отряда имени Гайдара 5-г класса шефствуют над 1-б классом. Душой этого дела стала (неожиданно для всех) Галя Г. По утрам она проводит с малышами зарядку, на переменах заводит игры. И хотя мы не назначали среди пятиклассников-шефов главного, каждый, кто работает в 1-б, обращается к Гале: «А как ты думаешь, Галя?», «Галя, а можно я сегодня почитаю нашим малышам сказку?» и т. д. В отряде положение Гали изменилось. На сборе, когда обсуждаются дела отряда, она уже не сидит, молча, в сторонке, к ее мнению прислушиваются. Галин авторитет вырос. Ее любят не только малыши, ее уважают и в отряде. Не один раз отряд имени Гайдара получал вымпел «За работу с малышами», в это внесла свой вклад и Галя.

Работа с малышами и октябрятами — школа организаторов. В пионерской комнате мы повесили призыв: «Умеешь сам — научи товарища». Многим понравилось: «Правильно!» — говорили пионеры. С пионерами-семиклассниками мы провели сбор, на котором об этом поговорили. Много умельцев среди старших пионеров, но не многие согласились быть инструкторами кружков, научить младших пионеров тому, что сами умеют.

Охотно взялся за организацию кружка выпиливания Витя Гурнов. Набрал четырнадцать третьеклассников. И первое же занятие сорвалось: места всем не хватило, лобзики были не у всех, малыши суетятся, спешат, а Вите за всеми не успеть.

Мы дали право пионерам-семиклассникам вести кружки с младшими пионерами, но сразу ограничили их деятельность условием: в кружке должно быть не больше 5-6 пионеров.

Хорошо справились со своим делом Витя Миронов и Вова Калюжный. Они вели кружок диафильмов. Научили пользоваться фильмоскопом пятерых пионеров 4-а класса. Инструкторы «проэкзаменовали» своих учеников: собрался отряд 4-а класса, пришли представители отряда 7-го класса, а фильмы показывали четвероклассники. Экзамен выдержали и «ученики» и «учителя». Витя и Вова «взялись» за пионеров 4-б класса и тоже обучили пятерку пионеров этому нехитрому, но нужному делу.

(доклад на Педагогических чтениях АПН РСФСР в январе 1958 г.)


коля 25 Января 2015 - 15:42
вы мне очень помогли
[Ответить] [Ответить с цитатой]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=