Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

БЕРДИЧЕВСКАЯ Елена Алексеевна

заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 409 Санкт-Петербурга

ПЛАТОНОВА Светлана Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ЛГУ им. А. С. Пушкина

История становления и развития детской республики

Предлагаемая статья адресована в первую очередь современным лидерам детского самоуправления, классным руководителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе и другим организаторам детской жизни в школах. В статье описана история становления и развития Детской республики 409-й средней школы Пушкинского района Санкт-Петербурга, представлены некоторые материалы, которые создавались, сменяли друг друга в течение 15-летней истории Союза творческих деятелей. Наш Союз существует и поныне, является активным участником Российского движения школьников. Но мы раскроем тот этап, когда ученики и учителя школы вместе искали пути демократизации общения, отношений и управления в школьном сообществе.

Цели и основы работы СТД

Детская республика с 1994 года имела название «Союз ученых деятелей» (СУД), а с 2000 года была переименована в Союз творческих деятелей (СТД) по решению общешкольной конференции. Цели учащихся:

– взять на себя как можно больше ответственности за свою школу, её настоящее и будущее, за своё образование;

– участвовать в управлении школой;

– способствовать формированию подлинного демократического сообщества и его интересной творческой жизни.

Членом СТД может стать ученик школы № 409; учитель школы № 409; родители учеников школы № 409; выпускник школы № 409; любой человек, разделяющий принципы работы СТД и участвующий в ее работе.

Детская общественная организация «Детская республика Союз творческих деятелей» представляет собой:

Структура СТД: В состав детской республики входят четыре содружества:

«Малыши-карандаши» – 1-3 классы;
«Классные ребята» – 5-6 классы;
«Яркие сердца» – 7-8 классы;
«Старейшины» – 9-11 классы.

Что приобретают члены СТД:

Звания в Детской республике:

– звание «Деятель» присуждается тем, кто вносит свой посильный вклад в улучшение деятельности Детской республики СТД, а также тем, кто желает содействовать развитию детской республики, подавая личный пример;

– звание «Лидер» присуждается тем, кто своей эффективной организаторской работой помогает СТД жить и развиваться;

– звание «Творец» присуждается тем, кто отличается индивидуальными творческими способностями и успехами;

– звание «Творческий лидер» присуждается тем, кто умеет придумывать, генерировать идеи, увлекать ими других и воплощать их в жизнь.

При присуждении звания члену СТД вручается соответствующий значок.

Управление ДОО осуществляется на принципах открытости, гласности, взаимного уважения, внимания и ответственности, коллегиальности, демократии на всех этапах организаторской деятельности: замысел, планирование, организация, коррекция, анализ, сохранение достижений.

Типом отношений между членами ДОО, независимо от их возраста и статуса (ученик-ученик, ученик-взрослый, взрослый-взрослый), является сотрудничество, сотворчество, товарищество.

ДОО функционирует в рамках единого правового пространства, соответствующего современным демократическим нормам.

Цели:

– создание условий для самореализации и самоутверждения личности школьника в социальной сфере, для проверки себя, своих взглядов, идей и осуществления самоопределения на основе личного опыта;

– обеспечение включенности в творческую созидательную деятельность, управляемую демократическим способом и обеспечивающую развитие творческой личности, способной к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма;

– укрепление взаимоотношений и взаимопонимания между учителями, учениками школы и другими участниками школьной жизни.

Ведущая идея: организация и осуществление процесса, побуждающего стать ответственными, компетентными демократическими гражданами своего школьного коллектива, вырабатывающего понимание демократии как образа жизни, как способа взаимодействия с людьми.

Основополагающие идеи:

Основой работы школы являются взаимодействие и соуправление на различных уровнях:

Ученическая дума – педагогический совет. На итоговом педсовете происходит представление ученической думы, знакомство с планом её работы. Педсоветы по ключевым вопросам жизнедеятельности проходят с участием ученической думы, совета содружества старейшин;

Ученическая дума – родительский комитет школы. Проводятся совместные заседания в целях согласования требований к учащимся, уточнения приоритетов в развитии школы и путей создания материально-финансовых условий её развития;

Комиссия согласия – административный совет школы. Регулярно проходят совместные заседания административного совета и комиссии согласия по обсуждению возникших проблем во взаимодействии и общении, по результатам организованных комиссией форм обратной связи с учащимися школы. К заседаниям привлекаются также члены детской психологической службы школы и полученные ими материалы исследований;

Совет по безопасности – административный совет. Корректируются требования к организации дежурства по школе, обсуждаются проблемы нарушений дисциплины, их причины и способы устранения. Согласовывается содержание школьных соревнований;

Совет сменных командиров – методическое объединение классных руководителей. Два совещания МО совмещаются с работой органов управления Союза творческих деятелей в целях осуществления коллективного планирования жизнедеятельности школы;

Советы классов – родительские комитеты классов. Принимаются согласованные планы жизни классных коллективов, обсуждаются текущие проблемы, планируются формы общения и взаимодействия детей и родителей.

Структура самоуправления

Иерархия полномочий: общешкольная конференция – конференция содружества – ученическая дума – совет сменных командиров школы – советы содружеств и ТО – конференции классных коллективов – активы классов.

Уровни участия учащихся в самоуправлении:

Уровень микрогруппы: член временной микрогруппы (инициативной, творческой, разновозрастного отряда на ТУ) – член постоянной микрогруппы в классе – руководитель работы микрогруппы в конкретном деле – командир микрогруппы (временной или постоянной) – командир разновозрастного отряда.

Уровень класса: ответственный за одно из направлений деятельности – член совета дела – председатель совета дела – заместитель командира класса – сменный командир класса – штурман класса.

Уровень содружества: организатор творческого дела содружества – председатель совета дела содружества – член совета содружества – заместитель лидера содружества – лидер содружества.

Уровень школы: член творческого объединения (клуба, службы) – заместитель председателя ТО (клуба, службы) – председатель ТО – организатор творческой учёбы – член ученической думы – заместитель президента – президент ученической думы.

Межшкольный уровень: командир разновозрастного отряда – наставник отряда – организатор творческой учёбы – дежурный командир дня – командир лагерного сбора.

Этапы создания Детской республики

В истории создания и развития Детской республики нашей школы можно выделить четыре основных этапа. Постараемся изложить основные события, происходящие на каждом из них.

Первый этап можно назвать этапом активизации желания детей и педагогов активно влиять на жизнь школы – 1994-1995 гг. Всё началось с того, что у учеников и части взрослых усилилось чувство недовольства школьной жизнью. Это чувство было связано с произошедшей в предыдущем году ситуацией, когда перед традиционным для школы осенним выездом на базу отдыха шефов в Коростовичи под Лугой сначала классный руководитель, а затем педсовет запретил выезд 10-му классу из-за плохой успеваемости. В ответ на это все участники выезда из солидарности отказались от поездки. Это был первый стихийный протест учеников, поддержанный небольшой группой учителей. Выезд в Лугу осенью 94-го обострил воспоминания и поставил перед его участниками вопрос: как оградить себя от таких ситуаций в будущем? Как защититься от произвола взрослых? В отряде «ШИП», наставником в котором была Марина Геннадьевна Сухомлина, а командиром – ученик 11-го класса Костя Гашков, родилась идея: здесь, в Коростовичах, создать своё маленькое, но независимое государство. Тут же, на выезде, придумали его название – Союз ученых детей (СУД), а Константин Гашков написал гимн Луги. Участвовавшие в этом выезде 140 детей и 13 взрослых приняли решение: школьные традиции имеет право отменить только общее собрание членов СУДа. Но сможем ли мы убедить в значимости этого решения педагогов и администрацию школы? Система взаимоотношений в школе, готовность педагогов к соуправлению с учащимися были далеки от идеала. Например, в анкетах родителей 5А, 7Б и 9Б классов среди других были пожелания педагогам «позволять детям иметь своё мнение», «видеть в детях равноправных партнеров», «больше общаться с детьми».

Неудовлетворенность отношениями создавала дополнительную мотивацию учащихся и активной части педагогов для изменения ситуации. Вернувшись в школу, мы продолжили обсуждение с ребятами идеи создания «маленького государства». Учащиеся хотели, чтобы детское государство жило в школе. Но школа – это уже не 140 детей и 13 взрослых. Было решено собраться вновь на творческую учебу. Чтобы в ней смогли принять участие все желающие, мы провели ее в самой школе на зимних каникулах. Творческая учеба, наделенная полномочиями общешкольной конференции учащихся и педагогов, поддержала предложение – считать школу Детской республикой Союзом ученых деятелей, ведь в нём вместе живут и дети, и взрослые. Те педагоги, которые не были на ТУ, отнеслись к этому решению положительно, некоторые даже с интересом, таким образом, Детская республика была узаконена. Всё это и другие описанные далее события, связанные с развитием Детской республики, смогли состояться только благодаря удивительному директору школы Екатерине Ивановне Хмелёвой и таким неравнодушным творческим педагогам, как Марина Геннадьевна Сухомлина, Светлана Васильевна Дымович, Татьяна Александровна Михайлова, Раиса Петровна Пряхина, Ольга Владимировна Ценина, Алла Леонидовна Медведева, Наталья Викторовна Шулипова, Ирина Владимировна Филичева, Марьяна Брониславовна Бондаренко, Галина Игоревна Селюнина, Оксана Анатольевна Медведева, Антон Владимирович Петроченко и др.

Раз есть государство, то должна появиться его территориальная структура (области, губернии), управление и т. д. В то время в политическую жизнь страны вошли штаты, мэры, президенты, и, естественно, ребята захотели соответствия этим явлениям. Так в нашем Союзе появились 4 штата. Вскоре состоялись первые выборы правительства Детской республики. Пока они были недостаточно продуманными, без принятых правил голосования. Но эти выборы всколыхнули всю школу, ученики 3-9-х классов проявили высокую активность, старшеклассники, не участвовавшие в выездах и ТУ, смотрели на эту процедуру с иронией, большинство занимало выжидательную позицию: «Посмотрим, что у вас получится».

Первым президентом Детской республики стал неформальный лидер Константин Гашков. Его очень уважали ребята. Он играл на гитаре, был интересным человеком, отлично пел и сочинял. Позднее стало ясно, что он имеет большой авторитет среди учащихся школы, но не имеет авторитета у педагогов, что ограничивало его возможности. Часть педагогов стала относиться к нему враждебно, пытаясь через несостоятельность президента доказать несостоятельность Детской республики. Ребятам приходилось защищать и поддерживать своего президента. Первый наш президент, Костя Гашков, окончил Военное строительное училище, и сейчас он руководитель строительной фирмы в Пушкине.

Мы объявили в школе конкурс на лучшую эмблему СУДа и всех штатов, организаторами которого стали учителя ИЗО. Победителем стал Константин Белаш. Правительства штатов создали свою символику, разработали планы деятельности на основе предложений классов. В школе интересно и творчески прошли день влюбленных, день дублера на 8 Марта, конкурс «А ну-ка, парочка», в котором на сцене были и ребята с 6-го по 11-й класс, и педагоги, КВН между учащимися и учителями, другие яркие и успешные события, которые были организованы президентом, мэриями и советом сменных командиров классов. Эти события заметно повлияли на микроклимат школы, настроения педагогов и учащихся. Результаты диагностики показали,что удовлетворенность учащихся системой отношений стала гораздо выше.

Второй этап – этап внесения демократических норм в жизнедеятельность школы – 1996-1998 гг. Новый учебный год мы начали с выборов. Теперь у нас был опыт, и мы постарались усовершенствовать эту процедуру. Выборам предшествовала предвыборная кампания. Каждый класс выдвигал своего кандидата, создавал ему группу поддержки, которая собирала подписи в его пользу, расклеивала агитплакаты. Группы поддержки помогали кандидатам готовить предвыборные программы, в которых в основном звучали обещания провести в школе какие-либо интересные дела развлекательного характера. Было проведено несколько встреч кандидатов со своими избирателями, на которых они знакомили их со своими программами, отвечали на вопросы учеников, классных руководителей, учителей. Затем состоялись выборы, в результате которых появился состав правительства. В него вошли как активные ученики, не всегда блиставшие в учебе, так и хорошо и отлично успевавшие учащиеся. Этот состав вызвал большее уважение со стороны педагогов, не подвергался постоянной критике.

С новым составом правительства Детской республики мы вернулись к идее защиты традиций школы от произвола отдельных лиц. Для решения этой проблемы республика должна была определить и принять свои законы. В традициях творческих учёб школы существовали коммунарские законы, их предложили сделать законами нашего маленького государства. Но поскольку у нас республика, то важнейшими законами должны являться права, предоставляющие свободы и возможности гражданам. Писать проект устава поручили самым опытным – активу штата старейшин. Но и для них это оказалось непомерно трудная работа. Имеющиеся в качестве образца Правила для учащихся содержали только обязанности. Но ведь у учителя есть право поставить двойку, вызвать родителей, не пускать на уроки. Односторонние права – это уже привилегии. Старшеклассники провели в нескольких классах анкеты, выясняя, какие права нужны детям. Более половины опрошенных ответили на этот вопрос «не знаю», среди других ответов доминировали «высказывать своё мнение» и «на уважительное отношение со стороны учителей». Были и такие предложения: отстаивать свои оценки, исправлять оценки, носить одежду, какая нравится. Размышляя над тем, какие права нужны детям, старшеклассники поняли, что реализация прав ученика будет зависеть от учителя, от его уважения и поддержки этих прав. В результате возникло предложение провести совместный с учителями педагогический совет.

Идея такого педсовета вызвала противоречивые мнения среди учителей. Опытные учителя высказывали мнение, что совместный педсовет может снизить учительский авторитет, уважение к учителю. Приближающийся педсовет был посвящен разработке дерева цели школы, нравственный и коммуникативный компоненты которого определялись на основе анкетирования учащихся. Таким образом, участие учеников имело содержательный смысл, что помогло нам убедить учителей. Педсовет состоялся, его атмосфера не была идеальной, но именно педагоги позволяли себе нетактичные высказывания в адрес детей. Дети же не позволяли себе опускаться до выяснения личных отношений, активно высказывались по теме работы. На педсовете ребята заявили о необходимости создания устава СУДа и попросили помощи в его разработке. Педагогами, которые согласились помочь, стали самые опытные и авторитетные учителя школы – Вера Тимофеевна Баутина, Галина Григорьевна Чернойван. Для учеников было очень важным участие в работе педсовета, диалог с педагогами. Но мы сами увидели, что не всегда умеем говорить на равных, что нам надо учиться. Четыре педагога школы пошли на курсы по правовому воспитанию по программе Элиазберг. Начались семинары по демократическому воспитанию внутри школы. Сами педсоветы стали проводиться с опорой на работу микрогрупп. На педагогическом совете по итогам учебного года было принято решение для повышения культуры общения учащихся ввести в учебный план следующего года дисциплины человековедческого цикла: «Этикет» в 5-7-х классах, «Психология общения» – 8-й класс, «Психология личности» – 9-й класс, «Этика» – 10-й класс.

Создание устава оказалось длительным и многотрудным процессом. Все были поставлены в условия обсуждения, выработки и принятия решений. Профсоюзный комитет школы взялся за разработку прав и обязанностей учителей, учителя и учащиеся за права и обязанности детей и родителей. В результате у нас появился проект основного документа – Устава Союза ученых деятелей. Проект обсуждался в каждом классе, на родительских собраниях, рабочих совещаниях и заседаниях методических объединений учителей, в него вносились многочисленные поправки. Затем он был утвержден на педсовете, конференции родителей, общих собраниях учащихся по штатам и стал официальным документом. По Уставу у учащихся появилось 19 прав, у учителей – 16, у родителей – 18. Интересно, что такие права, как «отличнику предоставляется один свободный день в неделю», «ученику, стабильно успевающему на 4 и 5, предоставляется один свободный день в месяц», предложили сами учителя.

Формулировка прав и обязанностей – это всего лишь начало работы. Воплотить написанное на бумаге в жизнь гораздо сложнее. Ребята, которые хорошо знали свои права и обязанности, начали пытаться ими пользоваться, вследствие чего стали возникать проблемы. Например, среди прав учащихся есть такое: «если учитель опаздывает на 15 минут урока, то класс имеет право уйти». Этот пункт был внесен по предложению учащихся, так как проблемой нашей школы являлось опоздание учителей. Этим правом ребята пользовались чаще всего, чем вызвали недовольство опаздывающих учителей.

Мы столкнулись с тем, что если ученик-отличник пользовался своим правом отсутствия на уроке, то на следующий день ему приходилось иметь неприятный разговор с тем учителем, чей урок он пропустил. Объясняя, почему он отсутствовал, ученик говорил о том, что он имеет на это право. Такой ответ не устраивал учителя, возникали осложнения. Впоследствии, анализируя процесс реализации прав, мы увидели, что сами отличники очень редко пользовались этим правом, сознавая, что им важен каждый урок, и тем самым подавая пример ответственного отношения к учебе остальным. Чаще всего это право они использовали во время зачетной недели, когда действительно им необходимо было время для того, чтобы лучше подготовиться. В основном это были ученики 10-11-х классов. Отличники 1-8-х классов этим правом не пользовались. Среди причин дети называли позицию своих классных руководителей, которые не поддерживали реализацию детьми возможности выспаться и отдохнуть, хотя понимали, что эти дети устают, т. к. уделяют много времени учебе.

Дети видели, что есть педагоги, которые являются противниками реализации системы права. Отношение к педагогам стало более критичным, требовательным. Дети говорили о справедливости и несправедливости учителей, об авторитете как результате не возраста и положения, а отношения к делу и компетентности. Мы вновь провели диагностику удовлетворенности учащихся системой отношений и увидели позитивную динамику лишь в отношениях старших и младших учащихся, особенно заметное снижение уровня удовлетворенности наблюдалось в системе «учитель-ученик». То, что часть педагогов не соблюдала права детей во взаимодействии с ними, вызывало у некоторых учащихся чувство озлобленности или безнадежности. Чтобы дети могли отстаивать свои права цивилизованно, было решено создать конфликтную комиссию. За помощью в ее создании мы обратились к педагогическому совету. Взрослых, которые захотели бы войти в ее состав добровольно, не нашлось. Мы настаивали на том, что это должны быть учителя, авторитетные для детей и взрослых, состоялись выборы. Выборы детского состава комиссии прошли в штате старейшин, многие из детей, которых предлагали, отказывались от этого поручения. После выборов комиссия не заработала. В нее не обращались, сама комиссия не пыталась инициировать свою деятельность. Мы понимали, что формально выбранный состав демонстрировал и формальную работу. Недовольство продолжало оставаться лишь предметом пересудов или прямых столкновений. Несмотря на все трудности, Устав Детской республики продолжал существовать и работать.

На основе личного опыта учащиеся пришли к важному выводу: чтобы соблюдались права учеников, надо, чтобы учителя выполняли свои обязанности. И наоборот, учитель будет пользоваться своими правами, если ученики выполняют свои обязанности, тогда исчезнут необоснованные придирки и обиды. Этот вывод сделали и прожили прежде всего те ребята, которые входили в правительство Детской республики 1994-1997 годов. Они и сейчас частые гости в школе, делятся с нами своими жизненными успехами. Например, Дмитрий Воронцов, второй президент СУДа, окончил Высший инженерно-технический университет с отличием, был на приеме в Кремле у В. В. Путина.

Детское правительство во главе с президентом занималось организацией жизнедеятельности штатов, досуговых мероприятий, выездных творческих учеб.

В процесс самоуправления на данном этапе была втянута лишь часть детского коллектива. Большинство учащихся, участвуя лишь в выборах, ощущали неудовлетворенность сложившейся системой работы, потребность в ее корректировке, хотя на вопрос о том, какие именно изменения необходимо внести, мы не получили ни одного конструктивного предложения (без ответа – 63%, «не знаю» – 12%).

Еще одной проблемой, с которой мы столкнулись, стало сохранение состава сменных командиров классов – оказалось, что идею сменности не поддерживают классные руководители, так как им удобнее работать с постоянным учеником, наиболее организованным и ответственным. Пришлось вести дополнительную разъяснительную работу на методическом объединении классных руководителей. Кроме того, была введена традиция встречи классных руководителей с новыми и старыми сменными командирами классов для подведения итогов и планирования работы на новую четверть. Для снятия ощущения перегрузки у педагогов эти встречи было решено рассматривать как два заседания МО классных руководителей.

Третий этап – этап отработки демократических норм взаимодействия – 1999-2001 гг. Начало нового учебного года поставило перед нами проблему слабой работы выбранного актива учащихся. Выборы мы стали проводить в мае, чтобы обеспечить преемственность в работе за счет взаимодействия старого и нового состава мэрии. За сентябрь-октябрь стало понятно, что новый состав мэрии работает очень слабо. В конце октября мы провели круглый стол, посвященный эффективности работы выбранных ребят. Его результаты показали, что ребятам хотелось, чтобы их выбрали, что быть выбранным приятно, а работать на должности, на которую избрали, – это трудно, тяжело и многие из них не готовы к такой работе. Ребятам не хватало ответственности, организованности и даже желания трудиться на общее благо. Стало понятно, что активные ребята, возглавлявшие всю деятельность по становлению Детской республики, выпустились из школы, а выросшие за их спинами представители следующих поколений оказались неумелыми и неспособными к организаторской работе. Возникла необходимость обучения актива, для чего мы прибегли к испытанному средству – выездным лагерным сборам.

В начале учебного года мы вновь провели диагностику реализации системы права. Отвечая на вопрос о влиянии знания учащимися своих прав и обязанностей на процесс обучения, третья часть педагогов подчеркнула, что этим процесс обучения упрощается (меньше конфликтов, больше ясности в отношениях между учениками и учителями). Около трети педагогов отметили, что это не влияет на процесс обучения, одна четвертая часть указала, что усложняет процесс обучения, не назвав причин, остальные ответили «не знаю». Педагогов, подчеркнувших реальную двойственность этого влияния, не нашлось.

Оказалось, что 46% педагогов не поддерживают право совета старейшин на участие в педагогических советах, 42% – право класса уйти с урока, если учитель опоздал на 15 минут. От 21 до 29% – право не соглашаться на дополнительный урок, если о нем не было известно заранее; на свободное общение в школе после уроков; на отказ от третьей контрольной в день. Лишь 4 из 19 прав учащихся (№ 4, 12, 16, 17) никто не оспаривал. Но ведь все права обсуждались педагогами и были приняты на педагогическом совете единогласно!

Отработке реализации системы права с учащимися мы решили посвятить очередную творческую учёбу, тема которой была сформулирована так: «Наши права. Наша Конвенция. Наша Декларация». Чтобы задействовать большее количество учащихся и сплотить штаты, мы провели ее сначала для 5-8 классов, а потом для 9-11 классов. В содержание ТУ входили игровая презентация Устава школы, дискуссия о связи Устава с международными документами о правах ребенка, КВН, содержанием которого была творческая иллюстрация прав и поиск выхода при их нарушении. Каждый отряд инсценировал одно право из тех, реализация которых встречала трудности. Например: право на объяснение оценки; право на качественное питание; право на занятия по интересам; право только на две контрольные работы в день. Проигранные ребятами выходы из сложных ситуаций показали, что они относятся к несоблюдению их прав одновременно и с возмущением, и с юмором, и что они стремятся соблюдать нормы культуры общения в сложных ситуациях. Решением этой ТУ было: заново создать конфликтную комиссию, но ввести в ее состав заинтересованных активных учителей, что было сделано впоследствии. Педагоги-наставники, которые были на этой ТУ, в своих отрядах провели обсуждение предстоящей работы комиссии и написали ей наказ. Главными принципами в работе комиссии должны были стать: «не навреди своими действиями» и «сохрани тайну обращения». Из учащихся 9-11 классов был выбран детский состав комиссии.

Детям было приятно, что их выбрали, но позднее, на первом заседании комиссии, уточнив круг проблем и вопросов, стоящих перед ними, три ученика отказались участвовать в ее работе, признавшись, что им это не по силам. Причина состояла в том, что им не хотелось иметь лишних проблем с учителями и возможных осложнений в учебе (все трое хорошо учились). В составе комиссии осталось три учителя и четыре ученика. Чтобы выявить круг проблем для работы, они решили вывесить «Ящик жалоб». В первый же день и в последующие комиссия получила огромное количество записок. Чаще всего в них содержались претензии в адрес педагогов, большинство записок было анонимными, многие достаточно злыми. Комиссии пришлось выработать правила написания жалоб. Вот некоторые из них:

Сообщения о получаемой корреспонденции делались на общешкольной линейке. Одновременно появилось предложение переименовать «Ящик жалоб» в «Ящик жалоб и благодарностей», чтобы ребята учились замечать хорошее, быть благодарными. Но кто-то был явно не доволен тем, что можно писать всё, о чем думаешь, и вскоре наш почтовый ящик исчез. Мы возобновили эту форму обратной связи, разместив его в кабинете одного из учителей – членов комиссии согласия, но он уже не пользовался такой популярностью. Тогда мы стали использовать другой способ сбора мнений учащихся – стену гласности. Это чистые листы бумаги с вопросами, на которые дети и взрослые писали открыто или тайно (когда их не видят) свои ответы, суждения, мысли по поводу. Выявленные проблемы становились предметом диалогового общения педагогов и учащихся школы. За год мы подготовили и провели четыре проблемных стола:

Проведение этих столов становилось важным фактором коррекции системы отношений учащихся и педагогов. На диалоговые формы общения с учениками значительная часть педагогов и администрации приходила с негативными ожиданиями, предполагая, что ученики будут думать лишь о себе, о своих трудностях и будут обвинять педагогов в своих бедах. Эти ожидания побуждали педагогов занимать наступательную позицию, но каждый раз выяснялось, что она не нужна. Проблемные столы показывали, что ученики высказывают взвешенные мысли, понимают проблемы педагогов и поддерживают задачи их труда. Так, например, на круглом столе «Кому легче в школе: учителю или ученику?», начало которого было особенно агрессивным со стороны педагогов и администрации, и в проведенных к круглому столу анкетах, и в выступлениях учащихся доминировал ответ: «Легче живется лодырю, неважно, учитель он или ученик». Кроме того, дети говорили о том, что труднее учителю, так как он готовится к занятиям в разных классах, переживает, если дети чего-то не понимают, занимается организаторской работой и т. д. Таким образом, проблемные столы позволяли педагогам убедиться в доброжелательности и воспитанности наших учеников, повышали уровень доверия детям.

Мы боролись за свой Устав, за его положения. На очередном педсовете мы доказывали, что школа должна быть школой подготовки детей к будущей жизни. Им жить в правовом государстве и этому надо их учить. Цель школы: дать ученику не только знания, но и возможность ученику за школьные годы проиграть как можно больше социальных ролей: от простого ученика до ученика, выполняющего роль командира творческой группы в классе, сменного командира класса, лидера содружества, председателя творческого объединения и президента СУДа. Если кому-то так легче, мы предложили педагогам считать СУД игрой, но игрой деловой, серьезной, обучающей.

На конференции учащихся мы обсуждали вопрос о жизнедеятельности классов и увидели, что активная работа с учащимися, избранными в состав детского правительства, не создает условий для изменения традиций жизнедеятельности классных коллективов. Классные руководители работали по-разному, а без их поддержки дети не могли перенести в классы организаторский опыт творческих учеб. Для стимулирования работы классного руководителя нами была предложена и утверждена на педсовете дифференцированная оплата его труда. Мы разработали три варианта функциональных обязанностей классного руководителя, каждый педагог сам выбирал, какой объем функциональных обязанностей он будет выполнять и, соответственно, какую оплату будет получать за этот труд. Интересно, что минимальный объем не выбрал никто, и, таким образом, учителя добровольно согласились работать на основе коллективной организации деятельности.

В этом же году мы попытались разнообразить жизнь школы внутри штата. Среди педагогов появились желающие работать со штатом, и результаты не заставили себя долго ждать. Штат «Классные ребята» провел осенний КВН и новогодний бал, штат «Ярких сердец» первым провел день своего штата и т. д. Но мы продолжали жить и общешкольной жизнью. Наша школа не очень большая, и нам легко соединить в одном событии учащихся с пятого по одиннадцатый класс.

На общешкольной конференции учащиеся подняли вопрос о том, почему в структуру нашей республики входят штаты и мэрии? Стало понятно, что эти названия ничего не отражают. Так вместо штатов появились содружества, вместо мэрии – ученическая дума, вместо мэра – лидер содружества.

Одним из последействий проблемных столов стало высказанное на методическом объединении предложение классных руководителей разработать Правила внутреннего распорядка школы, опирающиеся на Устав, что и было сделано. В правилах содержалась система денежных или трудовых (по выбору нарушителя) штрафов, действие которых придавало Правилам реальную силу. Затем последовала работа в содружествах по коррекции данных Правил, выявлению согласия следовать им. Потенциальные нарушители Правил были особенно активны, инициировали разнообразные дискуссии. За соблюдением Правил должны были следить дежурный администратор и дежурный класс. Правила были утверждены на педагогическом совете и на ученической конференции, затем под ними подписался каждый учитель и каждый ученик школы. В результате реализации Правил были лишь единичные случаи взимания денежных штрафов, к трудовым работам прибегали значительно чаще. В 2000/2001 учебном году миссию контроля за реализацией Правил взяла на себя ученическая дума. Ребята сами следили за курением на территории школы, за чистотой и порядком.

В процессе работы круглых столов, конференций полномочных представителей классов учащиеся на основе своих предложений принимали решения, которые в будущем выполнялись, хотя их воплощение зависело не только от детей, но и от взрослых: увеличение количества спортивных секций и соревнований в школе, организация походов, создание футбольного поля, награждение хорошистов грамотами в конце четверти, благодарственные письма родителям активных учащихся, разрешение девочкам носить брюки, расширение школьной раздевалки, улучшение интерьера школы, ведение Красной тетради школьного дня дублёра, создание школьного журнала «Микроскоп» и т. д. Появились новые традиции: новогодний спектакль старшеклассников для 1-4 классов, «Рыцарский турнир», конкурсы «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики», День рождения СТД.

Анкетирование учащихся 9-11 классов, проведенное в апреле 1999 года, показало, что старшеклассникам нравится школа (97,5%), что они особенно ценят её учителей (33%), то, что в ней много творчества, общественной деятельности, есть Устав и права, взаимопонимание в классах, отношение учителей, школа готовит нас к самостоятельной жизни. На предложение описать образ нашей школы, часть ребят откликнулась, и мы получили такие варианты: «Пожилая, но тянется кверху», «Нормальная, современная, аккуратная», «Мир, в котором легко общаться», «Республика ШКИД», «В школе много идей, и если всех их воплотить, то было бы очень интересно».

Четвертый этап – распространение опыта демократического управления на жизнедеятельность каждого детского коллектива (класса, группы, кружка, содружества) – 2001-2004 гг. На этом этапе мы продолжили осуществление диалогового взаимодействия учеников и учителей. Ежегодно на итоговом педсовете в мае присутствует Детское правительство содружества старейшин, где ребята говорят о тех проблемах, которые им хотелось бы решить в следующем учебном году. Ежегодно после проведения общешкольных выборов мы знакомили педколлектив с новым составом детского самоуправления, делали это с глубоким уважением к каждому выбранному ученику, поднимая его авторитет и не скрывая радости, что он принят в новый состав детского правительства.

В связи с задачами этапа возросла роль общешкольных конференций, которые мы сначала проводили только в мае, затем в мае и в сентябре, а в последние три года стали проводить и в мае, и в сентябре, и в январе. Ребята высказывают очень ценные мысли и полезные предложения, что говорит о том, что дети ждут конференций, думают о проблемах школы. Так, с 1999 года по решению конференции у нас работает ученическая дума, куда входят президент, его заместители, лидеры содружеств и их заместители – всего 10 человек. С мая 2000 года по предложению ученика 5А класса Саши Дудкина было изменено название Детской республики: Союз учёных деятелей был переименован в Союз творческих деятелей. Новое название являлось менее претенциозным, больше отражало направленность деятельности и имело более мягкую аббревиатуру, не СУД, а СТД (по городу стали ходить слухи о том, что в нашей школе судят, причём только учителей).

На школьных конференциях мы неоднократно поднимали вопрос о гражданстве в Детской республике СТД (СУД). В нашей школе факт принятия гражданства не имел личностного характера, мы просто объявили всю школу и всех её жителей гражданами Детской республики, проведя это решение через властные структуры школы. В течение ряда лет дети и взрослые соглашались с естественностью такого состояния и не хотели его менять. Они говорили о том, что каждый человек обладает гражданством по праву рождения, в школе он должен обладать им по праву обучения или работы в ней. В школе мы объединены в сообщество, жизнь этого сообщества должна быть организована разумно с учётом желаний и потребностей каждого его члена, что достигается реализацией гражданских взаимоотношений с правом гражданства и соответствующими ему обязанностями для каждого. Но не создавались условия для поддержки роста активности учащихся. На конференции в сентябре 2000 г. мы приняли решение, что гражданином республики, защищённым её законами, является каждый ученик или работник школы, но деятелем республики может стать лишь тот, кто вносит свой посильный вклад в улучшение её жизни и закрепил своё желание содействовать развитию республики своим личным заявлением. Таким образом, мы получили первое звание в нашей республике. Для поощрения активности учащихся было решено разработать систему дальнейших званий, отмечающих личностный рост деятелей СТД. К этому времени старшеклассниками стали ученики, которые выросли в условиях борьбы за демократическую школу и имели свой опыт участия в этой борьбе. Это были уже не те ученики, которые пробовали, сомневались, это были уверенные в себе ребята. Они еще и еще раз вступали в диалог с учителями о нарушении своих прав, использовали для этого ТУ, МО классных руководителей. Особенно ребят возмущало то, что отсутствие ученика на уроке некоторые учителя оценивали единицей, а не буквой «н», как этого требуют правила ведения классного журнала. Ученики доказывали учителям неправомерность их действий, учителя оправдывались тем, что это не единицы, а палочки, которые потом превращаются в букву «н» или в оценку. Эту проблему мы так и не решили до сегодняшнего дня, «палочки» стоят в журнале, чтобы потом превратиться в оценку. Причина кроется в том, что учителя не могут найти другого способа борьбы с пропусками уроков.

Руководителем комиссии согласия стала учитель английского языка, опытный классный руководитель и наставник на ТУ Раиса Петровна Пряхина. Под её руководством мы вернулись к работе с Уставом в целях уточнения процедуры реализации права, обеспечивающей культуру его реализации. К каждому праву были добавлены оговорки. Например, если отличник желает пропустить учебный день, то он должен предупредить или классного руководителя, или каждого учителя, чей урок он собирается пропустить. Он должен быть готовым к следующему уроку, т. е. сам должен разобраться в учебном материале, узнать домашнее задание. И еще одна оговорка: если в этот день планируется контрольная работа, то ученик не может воспользоваться своим правом отличника. Одно право, а к нему целых три оговорки. Рассмотрим ещё одно право – «уйти с урока, если учитель опаздывает на 15 минут». Чтобы им воспользоваться, класс должен обязательно поставить в известность или директора школы, или завуча, или дежурного администратора. Со своими поправками и предложениями комиссия согласия сначала вышла на учительскую планерку, затем на общешкольную линейку для сбора предложений, затем на школьную конференцию, а потом в классы для разъяснения ребятам.

Члены комиссии согласия изучали основные международные и государственные документы о правах ребёнка и ученика, знакомили с ними учащихся. На очередной ТУ комиссия согласия провела проблемный стол. Отряды получили задание инсценировать предложенную ситуацию из школьной жизни и прокомментировать ее с точки зрения реализации прав и обязанностей ученика по Уставу СТД. Присутствие учителей и директора школы на этой ТУ помогли продолжить разговор о соблюдении прав одних и выполнении обязанностей другими. Участники круглого стола пришли к выводу, что во всех ситуациях учителя и ученики должны стремиться к взаимопониманию, учиться слышать друг друга и приходить к компромиссу.

В школе сложилась система творческих объединений учащихся по интересам. Объединения образовывались по предложениям самих ребят. Сначала их было семь, затем десять, а в 2001 году их стало уже семнадцать. Объединением руководит учитель, увлеченный своим делом и увлекающий им детей, ребята занимаются по желанию. Каждое объединение придумало своё название, эмблему, знаки отличия, разработало Положение о работе объединения с правами и обязанностями его членов. Работу объединения возглавляет выбранный из числа желающих актив. Объединения реализуют свою работу на основе демократических принципов, при необходимости участвуют в работе малых педагогических советов, учительских планерок. И, конечно, готовят свои дела. Работа объединений отражается пресс-центром в общешкольной газете «Три этажа». Газета оформлялась на 4-х листах ватмана. Ее помогали готовить Светлана Васильевна Дымович и Надежда Владимировна Гурова. Газета освещает основные события жизни школы, любой ученик школы имеет возможность писать свои заметки для этой газеты.

Мы считаем, что отработали свою систему общешкольных выборов, сделав этот процесс простым и эффективным. Голосование проходит под флагом России. Детское правительство разработало правила голосования. Организационный порядок голосования следующий:

Описанная выше процедура делает процесс выборов торжественным, открытым, значимым для большинства учащихся и педагогов.

Диагностика отношения учащихся к школе показала, что в большей степени восхищаются школой, благодарны ей те, кто пришёл в неё из других школ. Им есть с чем сравнивать, они видят отличия и поэтому больше ценят те возможности, которые создаются в школе. Учащиеся, которые пришли к нам на этапе начального обучения, чаще воспринимают всё как должное, естественное. Чтобы дать возможность ребятам соотнести свой опыт с опытом учеников других школ, мы стали расширять контакты с педагогами и учащимися других образовательных учреждений. Необходимость этой работы обуславливалась ещё и результатами исследования представлений детей о соотношении добрых и злых людей, которое мы провели, готовясь к деловой игре «Добро и зло вчера, сегодня, завтра». На вопросы о том, каких ребят больше в вашем классе, в нашей школе, каких учителей больше в нашей школе, преобладал ответ – «добрых». Оценивая, какие люди преобладают сегодня в нашем повседневном окружении, в нашем обществе, более 60% из 240 опрошенных учащихся ответило – «злых». Полученные данные говорили о недоверии, тревоге, которые испытывают дети по отношению к социальному миру, находящемуся вне стен школы.

Мы открыли в районе новую традицию: день открытых дверей для учеников школ района. В 2000 году в гостях у нас побывало 62 ученика из 6 школ. Мы познакомили их со своей Детской республикой, традициями. Они ушли из нашей школы ошеломленные, попросив взять их на нашу ТУ. Мы сдержали свое обещание и через два месяца пригласили их в «Молодежное». В 2001 году еще три школы изъявили желание поехать с нами. На этот раз мы были в пансионате «Ленинградец». Дети уезжали со слезами на глазах, им было жалко расставаться с новыми друзьями, которых они успели приобрести за 30 часов совместной творческой деятельности.

Нашими постоянными друзьями стали ребята из школ № 606, 534, Кузьмоловской средней школы № 2 Ленинградской области, школы № 3 г. Остров Псковской области, школы № 51 г. Рязани.

На этом этапе мы стремились распространить технологию коллективной творческой деятельности на жизнедеятельность каждого классного коллектива, каждого объединения. В этих целях проводилась учёба по овладению технологией активами классов на выездном лагерном сборе и в школе. Ученическая дума подготовила практикум по отработке технологии проведения сбора-старта любого классного события (огонька, вечера, праздника и т. д.) и технологии подготовки и проведения коллективного диспута или дискуссии на основе работы ролевых групп (специалисты-профессионалы, практики, философы, филологи, позитивисты, негативисты, прогносты и т. д.). Этот практикум был проведён для некоторых классных коллективов и для активов всех классов. Учащимся младших классов помогал реализовать систему коллективной организаторской деятельности отряд вожатых. В классах заработали микрогруппы со своими командирами, ребята в группах готовятся к праздникам, дежурят по школе, отмечают дни именинников, проводят вместе досуг. Таким образом, коллективная организаторская деятельность стала реальностью для большинства структурных единиц школы, она как бы проросла и укрепилась внутри школы.

В целях уточнения и коррекции позиции педколлектива школы по проблемам воспитания мы провели педагогический совет с участием ученической думы, сменных командиров классов и объединений (всего 40 учащихся) на тему: «Детское общественное объединение СТД как педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка и элемент воспитательной системы школы». Оценка и анализ системы воспитательной работы в школе осуществлялся микрогруппами смешанного состава с последующим совместным обсуждением. Группы работали в два этапа: сначала отвечали на общий вопрос, затем на его основе анализировали состояние воспитательной работы в школе.

Педагогический совет признал реализуемую в нашей школе систему воспитательной работы актуальной, значимой, эффективной. Одним из решений этого педагогического совета стало проведение творческой учёбы на базе школы, в которой приняли участие все учителя школы.

Воспитательная система школы – живой организм. Дети активно участвуют в управлении жизнью школы. У нас нет драк, нет издевательств старших над младшими, нет оскорблений учителей учениками. Учителя, которые не прожили долгий период преобразований, считают, что так и должно быть. А ведь так было не всегда. Сейчас на вопрос «Чем наша школа отличается от других?» – ученики пишут: «нас здесь уважают», «нас здесь слышат». А гости, приходя в школу, говорят: «Нам достаточно взглянуть в глаза детей, чтобы понять, что здесь им уютно и комфортно».

Достоинством нашей детской организации мы считаем то, что она для всех детей, а не для избранных или самых активных. Кроме того, она является не отдушиной от плохой жизни, когда дети создают элитную интересную для себя жизнь вместе с близкими себе, а самой жизнью. Учащиеся школы улучшают, обогащают, наполняют радостью и творчеством жизнь реального социального сообщества, взаимодействуют с разными людьми.

Были и проблемы. Это смена поколений детей, когда не все достижения уходящего из школы поколения могут сохранить их преемники. Это позиция новых учителей, части пожилых учителей и технического персонала, которые не понимают и не принимают традиции и законы школы. Решение этой проблемы отчасти связано с приходом в школу бывших выпускников, на этом этапе у нас работали пять наших недавних выпускников.

Главным событием всегда была творческая учеба. Ее ждали, на нее хотели многие. Была команда командиров и команда заместителей. Готовилась команда стажеров. Каждая ТУ имела тему: «Фестиваль телеканалов», «Путь к успеху», «Школа как город» и т. д. Всего за 20 лет (с 1988 года) было проведено 39 творческих учеб! Последняя ТУ состоялась в 2005 году в форме похода.

Сегодня мы продолжаем принимать участие в межрегиональных лагерных сборах педагогического отряда «Перемена» «Звезды дарят надежду», проводили этот сбор на базе нашей школы, участвуем в сборах, которые проводит Рязань. Ездили в Москву для сотрудничества с новой детской общественной организацией «Круг». Участвуем в делах Союза юных петербуржцев в СПб и Ассоциации юных пушкинцев и павловчан нашего города. В современной копилке нашей организации много дел, направленных на помощь людям, они частично представлены в Паспорте объектов заботы организации-2008.

Подводя общий итог нашей работе, мы приходим к выводу, что в современной школе есть возможности и ресурсы для демократического развития. Основным ресурсом является потенциал учащихся и прежде всего – их потребность в улучшении школьной жизни, в соуправлении, в испытании себя, в творчестве и их способности к доброжелательному уважительному взаимодействию со взрослыми.

(журнал «Воспитательная работа в школе», 2018 год, № 6)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=